Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2009

Живые истории

Родительское собрание

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Мой сын – футбольный фанат

Движение к взаимопониманию

Когда моему сыну Василию исполнилось тринадцать, он совершенно неожиданно для меня стал фанатом футбольной команды ЦСКА. Только через несколько месяцев я поняла, что это было скорее закономерно, чем случайно.

Дело в том, что я практически жила в школе, ведь педагогика – больше стиль жизни, чем профессия, для тех, кто действительно любит эту работу. Кроме того, я начала заниматься наукой, стала часто уезжать в командировки. Сын учился в моей школе, я была его классным руководителем. Став фанатом, он проявил свою «взрослость», а точнее – продемонстрировал стремление вырваться из-под постоянной материнской опеки. Не самое страшное увлечение, но довольно опасное: всем известно, что на матчах футбольные фанаты бывают очень агрессивны, ввязываются в драки, их задерживает милиция. Я очень переживала, делала все, чтобы не пускать его на матчи.

А потом мне пришлось смириться. Спорить было бесполезно, он демонстративно делал все по-своему. Так прошло почти три года. Но мне повезло: произошел случай, заставивший меня по-другому отнестись к увлечению сына.

Василий помогал в организации одной международной конференции, в которой принимали участие несколько учителей и директоров школ из Великобритании. В те дни в Москве проходил очередной матч его любимой команды, и он решил пригласить на него гостей из туманного Альбиона – ведь всем известно, что англичане – страстные футбольные болельщики. Кстати, договаривался он с ними самостоятельно, на английском, никаких переводчиков не понадобилось.

Англичане с удовольствием согласились, сын уже отправился за билетами, но организаторы испугались за своих гостей (дело было всего через месяц после трагедии «Норд-Оста») и запретили везти иностранцев на матч. Естественно, мальчик очень расстроился, но перечить не стал.

А через несколько месяцев проходила следующая конференция, и те же люди опять на нее приехали. Они привезли с собой подарок для Василия – постер с фотографией Руни (в то время – восходящей звезды английского футбола) и его автографом «Best wishes, Vasia!». Оказалось, что среди учителей была пара, живущая в одном поселке с родителями Руни и знакомая с его учителем физкультуры. По просьбе своих коллег он взял автограф у своего бывшего ученика («для Василия из России, который очень любит футбол»).

Тогда я поняла, что все эти годы была неправа по отношению к сыну. Не стоило посмеиваться над его увлечением и объяснять, как опасно посещать матчи. Он ждал от меня не насмешек и защиты, а понимания. И тогда я решила изменить свое отношение к его хобби. Собираясь в очередную командировку, я спрашивала, нет ли в том городе, куда я еду, хорошей футбольной команды; искала магазин, где продается их атрибутика, и обязательно что-то привозила сыну. Иногда люди, узнававшие, что я хочу купить шарф их команды для сына – болельщика ЦСКА, передавали ему дополнительные подарки – брелоки, значки.

Мой отец «болел» за «Спартак» и помогал мне по-своему, по-мужски. Каждый раз, когда «Спартак» проигрывал ЦСКА, он звонил внуку: «Василий, я поздравляю тебя с победой». Через некоторое время сын стал с подобными поздравлениями звонить дедушке.

Постепенно из фаната одной команды Василий превратился в фаната футбола – красивой игры, нравящейся практически всем мужчинам. А я до сих пор интересуюсь всем, что связано с его любимой командой. Потому что это мой сын, и я его очень люблю.

Рисунок с сайта http://fan-style.ucoz.ru

TopList