Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2009

Класс-info

Классный час

Мы продолжаем серию публикаций о результатах социологического мониторинга, проведенного в Республике Карелия. Данные, полученные исследователями, могут быть использованы для обсуждения затронутых проблем на классных часах со старшеклассниками в разных регионах. Форма организации таких классных часов может быть различной: дискуссия, работа в группах и др. А если в классе найдутся ученики, которые сумеют провести похожее исследование с одноклассниками (вопросы для анкетирования можно придумать самим), разговор получится не просто интересным, но и актуальным. Он поможет ребятам определить свою гражданскую позицию.

Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия

«Я бы в армию пошел – пусть меня научат…»

Отношение старшеклассников к службе в армии

В целом отношение большинства опрошенных старшеклассников к армии и всеобщей воинской обязанности можно назвать вполне благоприятным. Результаты опроса показывают, что только 13% выступают против обязательной службы в армии и хотели бы избежать этой участи, в то время как почти две трети опрошенных (61%) считают службу в армии делом чести любого уважающего себя мужчины (см. рис. 1).

Рис. 1. Отношение старшеклассников Карелии к службе в армии

 

Кстати, если вспомнить вопрос анкеты, что такое патриотизм, то и на него 68% опрошенных старшеклассников Карелии ответили, что патриотизм – это «готовность к защите интересов своего Отечества» (см. табл. 1).

Однако при ответе на конкретный вопрос о службе в армии весьма существенна разница между девушками и юношами. Юноши, для которых служба в армии через год может стать реальностью, гораздо более сдержанно относятся к такой возможности: среди них уже каждый пятый (22%) выступает против всеобщей воинской обязанности, что в 4 раза больше, чем у девушек (см. рис. 2).

Рис. 2. Отношение к службе в армии в зависимости от пола

 

Совершенно отчетливо прослеживается и влияние места жительства на отношение к службе в армии: селяне (78%) значительно чаще, чем горожане, относятся к службе в армии положительно, особенно если сравнивать с одиннадцатиклассниками г.Петрозаводска, среди которых только половина опрошенных (50%) настроены позитивно к всеобщей воинской обязанности (см. рис. 3).

Рис. 3. Отношение к службе в армии в зависимости от места жительства

 

На вопрос о предпочтительности той или иной формы службы в армии мнения разделились практически только между двумя вариантами: почти половина опрошенных (46%) предпочла бы служить в армии по призыву, а примерно треть (30%) – по контракту (см. табл. 1). Третий вариант – альтернативная служба – привлекает очень немногих (7,5%), возможно, потому, что о ней знают очень мало.

Таблица 1

Выбор формы службы в армии в зависимости от пола

Если бы вам пришлось служить в армии, то какую форму вы бы предпочли? Муж.,
%
Жен.,
%
В целом
по массиву
Армию по призыву 37,31 23,75 29,68
Армию по контракту 44,95 45,84 45,38
Альтернативную службу 6,73 8,31 7,52
Затрудняюсь ответить 11,01 22,09 17,41

Любопытно, что службу по контракту чаще выбирают старшеклассники сельских школ (51%), а службу по призыву – одиннадцатиклассники городских школ, особенно в районах Республики Карелия (31%).

Таким образом, полученные в ходе опроса данные не подтверждают в полной мере широко распространенного в обществе убеждения в том, что современная молодежь относится к службе в армии однозначно негативно и не хочет служить в ней. Как раз наоборот, большинство 17-летних молодых людей достаточно позитивно относятся к всеобщей воинской обязанности, а по отношению к сегодняшней ситуации в Российской армии они действительно испытывают весьма противоречивые чувства и эмоции. С одной стороны, каждый четвертый (26%) испытывает тревогу, с другой, – каждый пятый (21%) чувствует уважение; с одной стороны, 15% опрошенных молодых людей испытывают гордость за Российскую армию, с другой, – по 9% чувствуют страх и стыд при мысли о ней (см. рис. 4). Впрочем, было бы очень странно, если бы ребята испытывали другие чувства в то время, когда сегодня со всех телевизионных каналов, со страниц газет и журналов активно поступает информация о вопиющих примерах «дедовщины» в армии, о фактах массового нарушения элементарных прав военнослужащих.

Рис. 4. Эмоциональное отношение старшеклассников к современной Российской армии

 

Можно заметить, что девушки намного чаще юношей испытывают чувства тревоги и страха при мыслях о современной Российской армии, возможно, в силу своей большей эмоциональности и впечатлительности (см. табл. 2).

Таблица 2

Эмоциональное отношение к армии в зависимости от пола респондента

Какие чувства вы чаще всего испытываете при мыслях о сегодняшней Российской армии? Муж.,
%
Жен.,
%
В целом
по массиву
Тревогу 19,40 26,21 23,31
Уважение 22,22 20,64 21,55
Гордость 17,14 12,98 14,59
Сопереживание 6,78 15,45 12,10
Стыд 15,44 5,69 9,46
Страх 6,21 11,12 9,09
Никаких особых чувств не испытываю 12,81 7,91 9,90

В то же время старшеклассники сельских школ почти в 2,5 раза чаще гордятся Российской армией, чем одиннадцатиклассники Петрозаводска (43% на селе против 18% в Петрозаводске), и в 1,5 раза чаще испытывают уважение к ней (54% на селе против 33% в Петрозаводске). Поэтому неудивительно, что на селе больше опрошенных старшеклассников (78%) считают службу в армии делом чести любого мужчины, в то время как каждый пятый одиннадцатиклассник (22%) школы г.Петрозаводска выступает против обязательной службы в армии. Более того, следует иметь в виду, что для многих юношей из сельской местности служба в армии является почти единственной возможностью изменить свой социальный статус и уехать из поселка.

В любом случае, результаты исследования демонстрируют острую необходимость расширения военно-патриотического воспитания учащихся, особенно среди школьников Петрозаводска, активного создания новых кадетских классов, массового вовлечения учеников в военно-патриотические игры, в ходе подготовки к которым они могли бы реально осваивать первоначальные навыки некоторых военных специальностей.

 

Сегодня часто утверждают, что молодежь совсем не интересуется политикой. Так ли это на самом деле? Как показывают полученные данные, практически все старшеклассники Карелии в той или иной степени интересуются событиями, происходящими в стране и за рубежом, лишь 9% сказали, что не интересуются этим, да и то большая часть из них старается быть в курсе дела, когда события затрагивают их лично или их близких (см. рис. 5). Каждый третий (34%) сказал, что регулярно следит за происходящими в мире событиями, почти столько же учащихся (29%) обсуждают их с друзьями и одноклассниками как минимум каждую неделю.

Среди старшеклассников, регулярно следящих за происходящими во внешнем мире событиями, юношей традиционно намного больше, чем девушек (42% против 27% соответственно), а горожан – больше, чем жителей сельской местности (29% на селе против 39% в Петрозаводске).

Рис. 5. Интерес школьников к событиям, происходящим в стране и за рубежом

 

Как известно, важнейшим условием для формирования социальной активности молодежи и ее гражданской культуры является определенный уровень доверия молодых людей к власти и государственным институтам. Надо сказать, что за исключением доверия к Президенту РФ этот уровень, к сожалению, держится на весьма низком уровне (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень доверия старшеклассников властным структурам общества

1 доверяю полностью; 2 – скорее доверяю; 3 – не очень доверяю; 4 – совсем не доверяю; 5 – трудно сказать 1 2 3 4 5
Президент Российской Федерации 52,98 32,77 9,20 2,46 2,59
Государственная Дума РФ 8,32 35,63 38,23 9,36 8,45
Республиканские власти 8,08 29,07 38,85 15,91 8,08
Администрация города/поселка 7,14 25,06 39,74 21,30 6,75

Если Президенту РФ в той или иной степени доверяют 86% опрошенных молодых людей, из них большая часть доверяет полностью (53%), то для всех остальных институтов власти уровень полного доверия ни разу не поднялся выше 9%.

Как обычно больше всего не доверяют тем властным структурам, которые находятся ближе всего к рядовому гражданину. Доля тех, кто совсем не доверяет администрации местного самоуправления, в 9 (!) раз выше, чем число тех, кто не доверяет Президенту РФ. Правда, как отмечают известные политологи, высокий уровень доверия президенту не столько выражает положительное отношение к конкретному политическому институту, сколько является отражением высокого авторитета конкретного человека.

Низкий уровень доверия молодых людей к властным структурам довольно легко объясняется, если мы посмотрим, как ответили старшеклассники на вопрос, чьи интересы выражает и защищает сегодня российское государство (см. рис. 6). Только 27% опрошенных школьников полагают, что современное российское государство защищает интересы всех граждан страны, в то время как в 1,5 раза больше ребят уверены, что оно защищает интересы чиновников (39%) и олигархов (42%).

Рис. 6. Представления старшеклассников о социальной сущности современного российского государства.

 

Не доверяют молодые люди и другим политическим институтам. Например, почти 64% ребят в той или иной степени не доверяют правоохранительным структурам – милиции и прокуратуре. Причем если среди девушек полностью не доверяют только 18%, то среди юношей таких насчитывается уже 28%.

Таблица 4

Уровень доверия старшеклассников к социальным
и политическим институтам общества

1 – доверяю полностью; 2 – скорее доверяю; 3 – не очень доверяю; 4 – совсем не доверяю; 5 – трудно сказать 1 2 3 4 5
Средства массовой информации 34,51 30,21 13,15 8,07 14,06
Церковь, религиозные организации 18,92 33,11 24,97 13,01 9,99
Армия 10,59 32,69 33,59 17,70 5,43
Политические партии 7,14 25,06 39,74 21,30 6,75
Милиция, прокуратура 3,01 19,22 42,09 22,22 13,46

Ситуация существенно меняется, когда вопрос о доверии касается отношения молодых людей к социальным институтам общества, таким, как средства массовой информации или церковь. Им доверяют значительно больше. Если любым институтам политической системы не доверяют больше половины опрошенных старшеклассников, то, например, средствам массовой информации в той или иной степени доверяют почти 65% школьников, а церкви и религиозным организациям – 52% (см. табл. 4).

Если сравнивать ответы ребят по их месту жительства, то можно отметить, что старшеклассники Петрозаводска по отношению ко всем политическим и социальным институтам настроены более критично, чем школьники из районов, особенно из сельской местности. Например, республиканским властям полностью не доверяют 10% одиннадцатиклассников из районов и 24% школьников Петрозаводска; средствам массовой информации – 5% школьников из районов и 12% – из Петрозаводска.

 

Несмотря на весьма критическое отношение к политическим партиям, у большинства одиннадцатиклассников Карелии уже сложились определенные партийные предпочтения (см. рис. 7). Каждый второй (57%) назвал партией, которая отражает интересы большинства россиян, «Единую Россию», каждый пятый (22%) – ЛДПР, каждый десятый (11%) – «Справедливую Россию». Оппозиции «повезло» значительно меньше: 8% назвали партии правой оппозиции (СПС, «Яблоко»), а 6% – левой оппозиции (КПРФ).

Деятельность каких партий отражает интересы большинства россиян?

Рис. 7. Партийные предпочтения старшеклассников Карелии.

 

Возникают определенные сомнения в том, насколько высказанные в анкетах предпочтения подростков являются осознанными и устойчивыми. При ответе на данный вопрос многие ребята одновременно отмечали оппозиционные друг другу партии как отражающие интересы большинства народа, например, «Единую Россию» и ЛДПР. Это наводит на предположение, что наш опрос скорее зафиксировал степень узнаваемости политических партий, чем их предпочтительности среди одиннадцатиклассников.

TopList