Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2008

Специальный выпуск

Живые истории

Очень грустная получилась статья – снова вспомнилось все, что переживала в те дни. Чтобы вам не было так же грустно, отправляю свою фотографию: посмотрите, какой гриб я вчера нашла… И, главное, совершенно чистый!

Тамара Мукконен ,
г. Петрозаводск

Жизнь продолжается

Потери

Робкий звонок. Поднимаю трубку. Голос директора тоже почему-то звучал робко: «Т.П., Вам поставить завтра уроки в расписание?» «Какие уроки?.. Ах, да, уроки… конечно, конечно…»

Постепенно выхожу из оцепенения, в котором находилась уже две недели.

Две недели назад приехала мама навестить меня. Вечером уезжала домой. На автобусной остановке ей стало плохо. Инсульт.

Почему я начала писать о потере в своей жизни? Наверное, человек, сам переживший горе, лучше, вернее, точнее поймет боль другого человека, сможет осознать состояние страдающего ребенка.

Опять воспоминания тех страшных дней:

У дома много людей. Я стою у гроба, поднимаю голову и вижу в толпе только одно лицо, лицо бывшего своего ученика, точнее, его глаза, наполненные глубоким искренним сочувствием и состраданием. Спасибо ему. Перефразирую знаменитые слова из фильма «Доживем до понедельника»: «Легче становится, когда тебя действительно понимают».

Мои воспитанники по-разному переживали потери.

Не стало мамы…

Мальчик вдруг превратился в молчаливого сосредоточенного дяденьку, с отрешенным видом все делал, то есть выполнял домашние задания, отвечал на уроках. Внешне все выглядело как обычно. Обманчивое, страшное спокойствие. Надо было срочно вытягивать его из этого состояния. Мы с ребятами частенько готовим небольшие спектакли. Предложила М. роль. Не отказался. Ну, слава Богу.

Наше общение на репетициях, проговаривание роли, забавные случаи (без них никак не обойтись на репетициях), провожания до дома темными вечерами сделали свое дело. Иногда мы с ним шли домой вдвоем: фонари в нашем селе – редкость, небо звездное, и … льдинка растаяла. Жизнь продолжается…

Не стало папы…

А были случаи, когда, наоборот, дети становились очень возбужденными, даже агрессивными, много хлопот доставляли своим близким. Это тоже очень сложная ситуация.

Я чувствую за собой вину по отношению к одной девочке. Иногда не выдерживала и давала понять, что не принимаю такое вызывающее поведение. Не могла посмотреть на нее глазами матери.

Помню один случай (в 11-м классе!).

Объясняю тему. Материал сложный, будет в экзаменационной работе. Она меня не слушает или делает вид, что не слушает, демонстративно вслух что-то говорит соседке. Я прошу ее выйти с урока. Она ушла, громко хлопнув дверью, прокричав: «Да знаю я Вашу тему!»

Я села на стул и…заревела, повторяя одно и то же: «Господи, что же я наделала? Господи, что же я наделала?» В классе мертвая тишина. Вдруг раздается голос с последней парты: «Т.П., Вы все сделали правильно. Ведите урок дальше». Голос звучал четко, очень размеренно.

И я мгновенно успокоилась, встала и стала продолжать объяснение.

На следующее утро иду в школу. С другой стороны к школе идет Таня. Может, она ждала меня?

– Здравствуйте, Тамара Павловна.

– Здравствуй, Танюша.

Через несколько дней ее мама мне сказала:

– Что Танюшка-то натворила? Слышала, как она по телефону говорила кому-то: «Мне так стыдно перед Т.П.».

– Да ничего, все нормально, все хорошо. Жизнь продолжается…

Потеря четвероного друга…

Когда ходили в походы, обычно немногословный Тема взахлеб рассказывал о своей собаке, о ее шалостях. Мы знали, в какие игры любит играть пес, сколько обуви пришло в негодность, знали о его любимом месте в доме.

Собаку сбил пьяный водитель.

В классе нет-нет, да и вспомню про его собачку. Вижу и чувствую, что он нуждается в этих воспоминаниях. Ему по-прежнему хочется о ней говорить, но уже о том, какая она была. Когда по моей кухне бегал забавный щенок, которого притащила девочка из моего же класса, спасая от смерти, Тема давал мне советы по воспитанию, отучал кусаться (щенка, естественно). Я его слушала и слушалась. Жизнь продолжается…

Не могу дать совет, как вести себя учителю с ребенком в трагической ситуации. Все очень индивидуально. Может, просто быть рядом и дать понять, что Жизнь продолжается…

Фото автора

TopList