Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2008

Архив

Материалы. Классный час

Мы продолжаем серию публикаций о результатах социологического мониторинга, проведенного в Республике Карелия. Данные, полученные исследователями, могут быть использованы для обсуждения затронутых проблем на классных часах со старшеклассниками в разных регионах. Форма организации таких классных часов может быть различной: дискуссия, работа в группах и др. А если в классе найдутся ученики, которые сумеют провести похожее исследование с одноклассниками (вопросы для анкетирования можно придумать самим), разговор получится не просто интересным, но и актуальным. Он поможет ребятам определить свою гражданскую позицию.

Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия

Патриотизм глазами учащейся молодежи

Многообразие точек зрения

В широком смысле слова патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний и ценностных ориентаций, установок и действий, обычно артикулируемых как любовь к Родине. Словарь В. Даля определяет патриота как «любителя Отечества, ревнителя о благе его». Ключевое, удачно найденное в этом определении слово – «ревнитель», т.е. усердный защитник, поборник интересов Родины, – как нельзя более точно определяет суть этого понятия.

Что же понимают под патриотизмом старшеклассники Карелии? Подавляющее большинство уверены, что патриотизм – это, прежде всего, ответственность за судьбу своего Отечества (78%), готовность защищать его интересы (68%) и уважение к культуре и традициям своего народа (67%) (табл. 1).

Таблица 1

Представления старшеклассников Республики Карелия о патриотизме

Как бы Вы определили,
что такое патриотизм?
От числа всех опрошенных
%
От числа ответов
%
это чувство ответственности за судьбу Отечества, стремление трудиться на его благо 77,75 18,46
это готовность к защите интересов своего Отечества 68,16 16,19
это уважение культуры и традиций своего народа 66,50 15,79
это гордость за достижения своей страны и критика ее недостатков 46,16 10,96
это готовность пожертвовать личными интересами ради интересов Родины 43,09 10,23
это, прежде всего, любовь к своей семье, родным, близким 37,34 8,87
это любовь к городу, поселку, в котором в настоящий момент живешь 35,93 8,53
это привязанность к месту рождения 24,68 5,86
это гуманизм, т.е. любовь ко всему человечеству 13,81 3,28
в современном обществе, когда люди начинают ощущать себя «гражданами мира», патриотизм теряет свое значение 6,14 1,46

Молодые люди чаще, чем девушки, понимают патриотизм как готовность защищать Родину и жертвовать личными интересами ради ее интересов, а девушки в большей степени рассматривают патриотизм как уважение к культуре своего народа и любовь к своей семье, родным и близким (рис. 1).

Рис. 1. Различия в представлениях юношей и девушек о патриотизме

Рис. 1. Различия в представлениях юношей и девушек о патриотизме

 

Надо сказать, что этот вопрос не вызвал у старшеклассников большого затруднения – всего лишь 12 человек (1,5%) не смогли на него ответить. Зато когда в анкете был задан прямой личный вопрос: «Назвали ли бы Вы себя патриотом?», то он застал очень многих врасплох: каждый четвертый (28,6%) затруднился дать на него однозначный ответ либо вовсе оставил его безо всякого ответа. Возможно, это связано с тем, что совсем недавно в нашей стране слово «патриот» носило явно негативный оттенок, а иногда и приравнивалось к слову «националист». Согласились назвать себя патриотами почти две трети (61%) от числа ответивших или немногим больше половины (58%) от числа всех старшеклассников, принявших участие в опросе. Отказался назвать себя патриотом в среднем каждый шестой (15%), среди школьников Петрозаводска – почти каждый пятый (19%).

Следует заметить, что в современной общественно-политической жизни патриотизм – одно из самых неоднозначных понятий. Дело в том, что зачастую власть в зависимости от поставленных целей использует патриотические настроения граждан, наполняя патриотизм в каждом конкретном случае разным идеологическим содержанием. Так, любовь к Родине, к народу, государству можно рассматривать через призму этнических, классовых, гражданских или общегосударственных позиций. Таким образом, патриотизм может использоваться и как средство манипулирования общественным сознанием со стороны национальных, региональных или политических элит. Идеологическое содержание – главное в оценке этого феномена. Среди основных направлений патриотизма, функционирующих сегодня в нашей стране, обычно выделяют:

• государственный патриотизм;

• гражданский патриотизм;

• этнический патриотизм и национал-патриотизм;

• «коcмополитизм» и «либеральный» патриотизм.

Можно сказать, что «государственный патриотизм», при котором любовь и уважение к Родине автоматически подразумевают обязательное уважение и к государственной власти, не нашел широкого распространения у школьников Карелии. Только четверть молодых людей (26%) согласилась с таким пониманием идеологии патриотизма, в то время как две трети (67%) уверены, что настоящий патриот вовсе не обязан априори уважать государственную власть.

Точно так же не нашел поддержки у одиннадцатиклассников и «либеральный патриотизм», при котором любить и защищать можно только ту страну, в которой тебе хорошо. Во всяком случае, лишь 14% опрошенных школьников согласились с суждением, что Родина – это «любое место в мире, где они и их близкие чувствуют себя защищенными» (табл. 2).

Таблица 2

Представления старшеклассников Карелии о Родине

Что Вы считаете
своей Родиной?
От числа опрошенных
%
От числа ответов
%
это вся моя страна – Россия 72,51 27,42
это город/поселок, в котором я живу 48,59 18,38
это Республика Карелия 46,16 17,46
это, прежде всего, мой народ, его история, язык, культура, традиции 40,79 15,43
это моя семья, друзья, близкие люди 35,68 13,49
это любое место в мире, где я и мои близкие чувствуют себя защищенными 14,32 5,42
это вся наша планета, я ощущаю себя «гражданином мира» 5,5 2,08

Еще меньшей популярностью пользуется «космополитизм»: по результатам опроса только 6% опрошенных согласились с суждением, что в современном обществе патриотизм теряет свое значение, так как люди начинают ощущать себя «гражданами мира» (табл. 2).

Подавляющее же большинство старшеклассников Карелии придерживаются гражданского понимания патриотизма, связывая его с уважением и любовью к своей стране, к культуре и истории своего народа (табл. 1). В подавляющем большинстве выпускники школ Карелии (73%) ощущают себя, прежде всего, гражданами России (табл. 2). И, кстати, очень гордятся этим: 81% опрошенных школьников полностью согласились с суждением – «Я горжусь тем, что я гражданин России». Почти каждый второй считает Родиной свой город или поселок (49%) и Республику Карелия (46%). Немало ребят связывают понятие Родины со своим народом (41%) или со своей семьей и друзьями (36%), придерживаясь так называемого этнического патриотизма.

Любопытно отметить, что на представления о Родине весьма сильное влияние оказывает место жительства респондента (рис. 2). Среди школьников из районов и особенно – ребят из сельских школ ярко проявляется так называемый «местечковый патриотизм» – понятие Родины более часто увязывается в сознании с тем поселком или городком, в котором живет в данный момент респондент. Жители карельской глубинки в полтора раза чаще школьников Петрозаводска считают Родиной республику Карелия и свою семью. В то же время ребята, живущие в районах, гораздо чаще школьников Петрозаводска гордятся тем, что они – граждане России: в Петрозаводске с этим суждением полностью согласись только 71% опрошенных школьников, в районных же городах – 85%, а в сельских школах – 90%.

Рис. 2. Представления старшеклассников о Родине в зависимости от их места жительства

Рис. 2. Представления старшеклассников
о Родине в зависимости от их места жительства

 

Таким образом, как показывают результаты анкетирования, в понимании сущности патриотизма у большинства старшеклассников преобладает гражданское содержание. Другими словами, патриотизм понимается, прежде всего, как любовь к своему Отечеству и к своему народу, как знание и уважение его истории, культуры и славных традиций.

Подавляющее большинство школьников (72% от числа всех участвовавших в опросе) сказали, что знакомы с действующей Конституцией РФ, при этом 17% читали ее самостоятельно, а в Петрозаводске этот процент оказался еще выше (23%). Почти столько же (70%) знают и слова, и музыку национального гимна России. Даже если эти цифры и завышены по сравнению с реальной ситуацией, все равно они могут свидетельствовать о том, что работа по гражданскому воспитанию в школах Карелии ведется и дает свои первые позитивные результаты. Конечно, знание Конституции и национального гимна автоматически не влечет за собой формирования гражданского самосознания и патриотических установок у молодежи, но, без сомнения, является обязательным и важным условием для этого.

TopList