Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2008

Архив

Идеи. Внеклассная работа

Санкт-Петербург – крупнейший культурный центр в нашей стране. Многие классные руководители из других городов стараются обязательно побывать там со своими учениками.

Но такое же увлекательное путешествие можно совершить по улицам и музеям своего собственного города. Рассказ о культурно-образовательной программе исследования Петербурга послужит моделью для изучения любого места. Если вы научите ребят быть активными и заинтересованными зрителями, тогда даже небольшой краеведческий музей может оказаться источником неожиданных открытий.

Татьяна Алексеева

Город в подарок

Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу

В ходе культурно-образовательных программ, подготовленных Центром «Среда», школьники из разных городов России знакомятся с историей Петербурга, отыскивая ответы на множество вопросов: «О чем может рассказать город?», «Способен ли город влиять на образ жизни своих обитателей?», «Зачем городу храм?», «Что такое национальное достояние и откуда оно берется?», «Что такое музей и зачем в него ходить?», «Как изменяются представления о событиях и людях во времени?» и др. Знакомство с Петербургом проходит поэтапно: от XVIII – к культуре и истории XIX и XX столетий.

Образовательное путешествие
как педагогический метод

Сам термин «образовательное путешествие» помогает определить сущность метода. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Метод образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества.

Все объекты окружающего мира могут рассматриваться как своеобразные «тексты» культуры. Расшифровка этих «текстов» позволяет установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями, соотносясь с которыми человек способен в будущем выбирать стратегии своего поведения, планы и сценарии собственного развития.

Главный результат образовательного путешествия – личностное освоение тех культурных ценностей, которые не постигаются в процессе традиционного обучения, направленного на передачу вербальной информации.

Определяющим критерием является не столько тема путешествия, сколько его идея, тот культурный «текст», который освоит ученик в результате путешествия: то, с какими понятиями и явлениями культуры он познакомится, какие новые представления приобретет, какие взаимосвязи между различными объектами культурной среды выявит. В программах Центра культурно-образовательных инициатив «Среда» эта идея обычно формулируется в виде «вопроса дня» или проблемы. Ее и предлагается решить старшеклассникам в ходе путешествия.

Образовательное путешествие – это метод, направленный на развитие личности. Поэтому для образовательного путешествия сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Процесс познания, в ходе которого обретается и усваивается исследовательский опыт, навыки освоения мира и его личностного «переживания», строится особым образом:

• предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;

• идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений;

• основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;

• рассчитан на работу в малых группах, что позволяет каждому участнику высказывать собственные версии и корректировать их на основе коллегиального обсуждения;

• предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

• исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).

Метод образовательного путешествия позволяет создать систему, ориентированную на целостное освоение культуры, не разъятой на отдельные области познания. Санкт-Петербург для школьников выступает как своеобразная микромодель культуры.

Основные этапы путешествия

Образовательное путешествие по Петербургу, предлагаемое Центром культурно-образовательных инициатив «Среда», состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Каждый день программы начинается с краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды (по 7–8 человек), под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на маршруты – пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути. Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.

Продолжением маршрута обычно становится посещение музеев. Подведение итогов дня носит название «защиты» и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т.д. В некоторых игровых днях «защита» проводится в музее (Эрмитаже, Русском музее, музее Достоевского). Суть «защиты» – обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием.

Младшие школьники узнают город по программе «Сказки Петербурга», ученики 5–7-х классов – по программе «Что во граде», а ученики 8–11-х классов – по программе «Город в подарок».

Подготовка к путешествию

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – идеи, выбора объектов для исследования и составления маршрута. Каждое путешествие имеет название – тему, а идея путешествия формулируется в виде «вопроса дня».

Следующий этап – это определение алгоритма деятельности учеников в процессе освоения различных объектов городской или музейной среды. Дети получают специальные рабочие тетради. В них включены не только маршрутные листы путешествий по Санкт-Петербургу, но и стратегия исследовательской деятельности: вопросы для обсуждения, темы для размышления.

Важной частью предварительного этапа является деятельность педагога по подготовке школьников – его участников. Выбирая маршруты, педагог должен учитывать уровень подготовки своих учеников, их интеллектуальные возможности. Коллегиальное обсуждение, практикуемое во время работы в городском пространстве, способствует «реанимации» школьных знаний, введению их в оборот и практическому применению. Но, возможно, этих знаний окажется недостаточно, или работа на маршруте потребует специфических сведений, которыми дети не обладают.

Такие сведения они могут получить на экскурсии, предшествующей самостоятельной работе, или же этот материал станет содержанием очередного школьного урока. Но, в любом случае, перед тем как ученики выйдут на маршрут, педагогу необходимо обсудить с ними цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения.

Педагогу необходимо также учитывать, что, помимо знаний, путешествие требует от его участников наличия определенных навыков исследования, рассматривания, ориентирования, общения. Поэтому для начинающих путешественников Центр культурно-образовательных инициатив «Среда» предлагает тренинг, включающий в себя задания по развитию визуальной грамотности, коммуникативных навыков, навыков ориентирования на местности с помощью карты.

Целостность представлений достигается за счет изучения и исследования городского пространства по нескольким содержательным (тематическим) линиям.

– Тема «Каменные лики» дает представление о географических особенностях города, его пространственной структуре, знакомит с языком архитектуры, учит анализировать особенности предметно-пространственной среды, а также ориентироваться с использованием карты местности и системы городских ориентиров.

– Тема «Город как исторический памятник» помогает исследовать город как непосредственное место исторических событий, сохраняющее в той или иной форме память о них, учит читать городскую среду как исторический документ, помогающий сформировать собственное отношение к истории города и страны.

– Тема «Город как центр мировой культуры» рассматривает город как форму «диалога культур», предполагает научить «путешествиям» в культуру различных времен и народов, не выходя за пределы городской черты.

– Тема «Центры городской жизни» знакомит с видами социокультурной практики, выработанными человечеством, рассказывает о законах существования институтов культуры, дает представление о способах приобщения к их деятельности.

– Тема «Горожане» знакомит с законами социальной жизни города, его инфраструктурой, дает возможность показать разнообразие и богатство форм жизни горожанина в исторической ретроспективе и способы его существования в современном городе.

– Тема «Город как художественный образ» раскрывает секреты сложного художественно-образного языка, в котором преломляется своеобразие города, соединяется реальность и вымысел, учит рассматривать город не только как живописное приложение к художественному тексту, но и как возможность расширения и обогащения этого текста, помогает соотнести художественный образ города с ним самим.

– Тема «Город как центр научно-технического прогресса» выявляет технологические аспекты развития городской жизни, показывает взаимосвязь любых культурных явлений с уровнем научно-технических достижений общества, учит рассматривать объекты городской среды как технические сооружения, отражающие их функциональное назначение; использовать техническую информацию как один из возможных каналов «диалога» с городом.

Каждая из семи содержательных линий реализуется посредством образовательных маршрутов по городу, раскрывающих различные ее аспекты. Маршруты составляют цикл путешествий.

Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учеников на маршруте. Маршрут проходит в пространстве города или по экспозициям петербургских музеев, а зачастую предполагает совмещение того и другого. Как правило, объекты городского маршрута подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико, это дает возможность совершить путешествие пешком. Для реализации целей образовательного путешествия этот факт немаловажен. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого устанавливаются коммуникация человека с миром, открываются новые каналы получения информации, в ряду которых – телесные ощущения и переживания играют немаловажную роль.

Образовательное путешествие наиболее эффективно проходит в малых группах, по 6–9 человек, в связи с чем в Центре культурно-образовательных инициатив «Среда» по многим темам подготовлено сразу несколько маршрутов. Они могут проходить в различных районах города, в разных музеях, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении. Совокупность исследований, совершенных учениками на разных маршрутах, помогает изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить ее различные аспекты.

В маршрутных листах четко определена последовательность действий учеников при работе в городском и/или музейном пространстве. Выявлены объекты, которые предстоит исследовать, иногда задана последовательность в их изучении. В некоторых случаях составление маршрута доверяется самим участникам путешествия.

Главное же – маршрутный лист содержит вопросы, которые позволяют сконцентрировать внимание учеников на объектах городской и музейной среды, побудить их тщательно рассматривать и исследовать, анализировать полученную информацию. Вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают ответов по типу «правильно – неправильно», «да – нет». Они стимулируют детей высказывать версии и предположения, аргументировать их, вновь и вновь обращаясь к объекту исследования.

К тому же вопросы построены таким образом, что ответы на большинство из них можно дать, только находясь непосредственно возле объекта, изучив его, обобщив информацию и сделав логические выводы. Однако ученики могут обратиться и к иным источникам информации, которые они вправе выбрать самостоятельно, – общение с горожанами, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках, архивах или в Интернет-пространстве.

Необходимо отметить, что в маршрутный лист, могут быть включены дополнительные дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации и пр., которые служат вспомогательными источниками информации. Кроме этого, важно снабдить учеников картой Санкт-Петербурга, по которой они самостоятельно смогут ориентироваться в городе.

На первых порах, пока у учеников не выработались навыки исследовательской деятельности, предпочтительно, чтобы каждую группу сопровождал педагог. Во время работы на маршруте он направляет внимание ребят, помогает найти пути получения информации, организует их исследования, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа.

Не менее важно научить детей работать в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» и собственное мнение; уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.

Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники столкнутся с «неразрешимыми» вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования учеников в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия.

Подведение итогов творчества

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будет проведено итоговое занятие. Это занятие получило название «защита», так как на нем ученикам предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия.

Защита менее всего напоминает отчет о работе или последовательное изложение того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение. Ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе под рубрикой «Поразмышляйте...» и аргументировать собственную точку зрения результатами своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге – вырабатывается общая позиция, которая либо обсуждается с педагогом, либо выносится на общую защиту. Возможность представления различных маршрутов на общей защите позволяет выявить многогранность рассматриваемого явления или события, познакомиться с различными точками зрения, выстроить логически завершенную картину, наиболее полно отражающую заявленную тему путешествия.

Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п. В любом случае – это не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания. Ее основу составляют следующие положения:

• защита строится таким образом, чтобы высказалось как можно больше участников путешествия; чем больше выступающих в подгруппе, тем выше оценивается ее работа;

• за педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;

• обсуждение носит свободный характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;

• задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;

• за участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;

• поощряются размышления, построение версий и гипотез; доминантой обсуждения являются не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;

• приветствуется коллективная работа учеников, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;

• высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения.

Защита подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. Дальнейшее исследование тем и вопросов, заинтересовавших учеников, может иметь продолжение в их школьной жизни уже после возвращения.

Сроки путешествия

Все три этапа образовательного путешествия: подготовка, работа на маршруте и защита – составляют единое целое и реализуются последовательно. Наибольший эффект достигается в том случае, если все компоненты одного общего путешествия будут осуществлены друг за другом в течение небольшого промежутка времени – одного-двух дней, максимум недели. Это позволяет погрузиться в материал, не растерять остроту переживаний и впечатлений, сконцентрироваться на поставленных проблемах. Для старшеклассников – гостей города образовательное путешествие становится одним из пунктов экскурсионной программы. Все его этапы могут быть реализованы в течение одного дня пребывания в Санкт-Петербурге.

Образовательное путешествие является альтернативой обычной экскурсионной поездке, преследующей, как правило, просветительские цели. Оно может больше – не только познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, но и стать своеобразной школой становления человека в культуре.

СПРАВКА:

Найти дополнительную информацию о программах Санкт-Петербургского Центра культурно-образовательных инициатив «Среда», а также задать вопросы его сотрудникам и завязать контакты классный руководитель может на сайте: http://gorodvpodarok.ru/

TopList