Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

Всеволод Луховицкий

«Зарница» для нового поколения

Как подготовить военно-спортивную игру

C принятием первой Федеральной Программы патриотического воспитания на 2001–2005 гг. «Зарница», «Орленок» и подобные им военные игры вернулись в школу. К сожалению, они, как правило, ничем не отличаются от игр 30-летней давности: ни решаемыми воспитательными задачами («военно-патриотическое воспитание»), ни сюжетами («захват штаба»), ни организацией самой игры. К таким мероприятиям нужно относиться с большой осторожностью, а если уж решили их проводить, то готовиться придется особенно серьезно. Далее мы предлагаем несколько советов по созданию оригинальной военно-спортивной игры, учитывающей особенности нынешнего поколения школьников и стоящие пред современной школой задачи.

Итак, наша цель – организовать военно-спортивную игру, в которой были бы реализованы все «плюсы» традиционной «Зарницы» (отработка коммуникативных умений и навыков, физическая подготовка, воспитание волевых качеств) без ее возможных «минусов» (формирование «образа врага», провоцирование агрессивности, конфликты между членами «вражеских» команд).

Общие рекомендации

1. Точно определить воспитательные цели данной игры. Ни в коем случае не следует использовать игру для патриотического воспитания, иначе у детей слово «патриотизм» будет вызывать исключительно «военные» ассоциации («как мы их побили…»).

Также нужно иметь в виду, что военно-спортивная игра – это не историческая реконструкция и не практическое занятие по начальной военной подготовке. Классный руководитель решает задачи воспитательного, а не учебного характера. Вообще учителей-предметников стоит привлекать к разработке и проведению игры только в качестве экспертов по отдельным вопросам. Так, историк может помочь с разработкой каких-то элементов военной формы и оружия выбранной эпохи, уточнить план сражения; учитель физкультуры – подготовить задания на ловкость, силу, внутригрупповое или командное взаимодействие (типа широко известного «веревочного курса»), а военрук – рассказать школьникам о статусе военнопленных, медработников и журналистов в ходе вооруженного конфликта.

2. В основу сюжета игры могут быть положены как реальные исторические события (осада Трои, Куликовская битва, бой Роланда в Ронсевальском ущелье, завоевание испанцами империи инков, Полтавская битва, оборона Царицына в 1918 г. и т.д.), так и вымышленные ситуации (по сюжетам книг, фильмов). При выборе мы рекомендуем обращать внимание на два момента.

Во-первых, чем дальше от нас событие, тем спокойнее, отстраненнее мы его воспринимаем – значит, тем меньше вероятность слишком сильного вживания в роль и негативных последствий такого вживания. Так, судя по воспоминаниям людей, бывших детьми в послевоенные годы, дворовые игры в «фашистов» и «красноармейцев» часто приводили к серьезным дракам. Именно поэтому нельзя предлагать нынешнему поколению детей игру в «контртеррористическую операцию» или во «взятие Грозного российскими войсками».

Во-вторых, не следует выбирать такие события, в которых очевидны «хорошие» и «плохие», поскольку безнравственно и небезопасно детей заставлять играть сугубо отрицательные роли. В середине 80-х годов в «Комсомольской правде» и других молодежных газетах появилось несколько материалов о том, как подростки, заигравшись в «гестаповцев», на полном серьезе пытали своих одноклассников – «партизан». Поэтому, если выбирать между сражениями Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной, следует отдать предпочтение первой, поскольку сейчас мы на эмоциональном уровне уже не воспринимаем французов как наших врагов.

3. Как правило, организаторы «Зарницы» описывают отдельные этапы игры примерно так:

«Взятие флага»

Конкурс проводится на хоккейной площадке. Команда должна за определенное время завладеть флагом противника. Участники команд имеют право «засалить» противника, и противник выходит из игры. Лучший балл – за большее количество флагов соперников.

«Стенка на стенку»

Конкурс проводится на хоккейной площадке. Команда должна за определенное время как можно больше погон сорвать с противника. Лучший балл – за большее количество погон соперников1.

Мы считаем, что такая степень проработки военно-спортивной игры недостаточна. У любой ролевой игры должны быть четко прописанные и понятные всем участникам правила. В военно-спортивной игре правилам следует уделить особое внимание: разумные и строгие правила помогут игрокам все время помнить, что это всего лишь игра, а «враги» – такие же, как они, школьники.

Так, если в ходе игры предполагается взятие «противника» в плен, то необходимо, чтобы все дети знали, как они могут обращаться с «пленным» и что им запрещено. Иначе может возникнуть ситуация, подобная изображенной в фильме «До первой крови»: подростки издеваются над пойманным «противником», пытают его.

Дети должны знать, как можно «победить» (вывести из игры) «противника», причем эта «победа» не должна провоцировать на применение силы. Часто детям предлагают срывать с «противника» погоны. Разумеется, взрослые предупреждают, что пришивать погоны надо так, чтобы они легко отрывались, но многие дети не обращают на это внимания. Сорвать хорошо пришитый погон трудно, приходится применять силу, и дело может кончиться порванной одеждой или дракой.

Чем больше интересных правил, тем легче детям играть, а значит – тем большее удовольствие они получат от всего мероприятия. В идеальном варианте в подготовке к игре должны принимать участие все дети и правила должны вырабатываться совместно.

При этом особое внимание следует обратить на подготовку реквизита: обмундирования, оружия, знамен и пр. В этой работе, как и в разработке общих правил игры, смогут проявить себя и «неспортивные» дети, которые, возможно, не окажутся среди победителей на самой игре.

5. Вероятно, самым важным этапом военно-спортивной игры является обсуждение ее «по горячим следам». К сожалению, очень часто организаторы ограничиваются кратким подведением итогов и награждением победителей. Но ведь учитель организует игру не для того, чтобы проверить, какая группа победит: все важные смысловые моменты должны быть поняты и прочувствованы всеми участниками. И совсем не обязательно, что только победители будут награждены (отмечены каким-либо образом): проявить необходимые умения и навыки могут и дети из проигравшей команды.

Если в игре присутствовали какие-то идеологические мотивы (например, перед решающим сражением командиры должны были для поднятия воинского духа произнести речь, обосновывающую справедливый характер их действий, или в армиях издаются «Боевые листки», пропагандистские листовки), то обязательно нужно показать «правду» обеих сторон.

Во время этого обсуждения все дети должны иметь возможность выговориться, снять эмоциональное напряжение, чтобы негативное отношение к «противнику», вполне понятное во время самой игры, не перешло в реальную жизнь. Если кто-то из детей играл заранее подготовленную роль и «по роли» вынужден был совершать какие-либо неблаговидные поступки, то во время обсуждения классный руководитель должен объяснить это остальным участникам, поблагодарить «злодея» за хорошо сыгранную роль. Чем веселее и непосредственнее пройдет обсуждение, тем лучше.


1 Cм. рубрику Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2006–2007» на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://festival.1september.ru

TopList