Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2008

Архив

Идеи. Работа с классом

Самое ценное для нашей газеты – учительский опыт. В работе с учениками порой рождаются такие находки, которые не придут в голову ни одному ученому-теоретику. Спасибо вам, дорогие учителя, – тем, кто делится с нами своими открытиями! Надеемся на продолжение разговора о том, как налаживать отношения с родителями и между самими учениками. Присылайте нам свои истории.

Людмила Угарова ,
учитель математики, г. Брянск

Давайте познакомимся!

Как сдружить детей, учителей и родителей

Позади учебный год. Наступил долгожданный июнь. А все равно есть потребность писать, читать что-то связанное со школой. Обычно в начале июня пишу анализ воспитательной работы за прошедший год, но сейчас он уже написан и сдан. Что делать? Иду в школьную библиотеку, беру подборку газет «Классное руковод­ство и воспитание школьников» и с головой погружаюсь в чтение. Делаю заметки на память, что-то копирую. Нахожу много интересного для себя у коллег, делящихся опытом работы на страницах этой газеты. И мне захотелось поделиться с читателями некоторым опытом своей работы в воспитании школьников.

Как-то мне поручили классное руководство в 5-м сборном классе. Выпускных 3-4-х классов начальной школы было семь. И у меня в классе оказались представители всех этих семи классов, причем в разных количествах: от одного до восьми человек. Я знала, что этот вариант лучше, чем когда один класс комплектуют из двух, где большая вероятность разъединения учащихся на две группы. Передо мной встали вопросы: как сдружить ребят? Как добиться, чтобы класс стал единым коллективом? Целый месяц я мучилась над этими вопросами. Решение пришло неожиданно. Родилась идея проведения серии классных часов «Давайте познакомимся».

Жеребьевка

Чтобы лучше узнать учеников и представить их друг другу, я решила к каждому сходить домой, встретиться с детьми и их родителями в неофициальной обстановке. Конечно, за сентябрь они уже перезнакомились друг с другом. Но узнали ли, чем интересен Коля, чем увлекается Алексей и что любит после уроков делать Света?

К кому пойти первому? Как сделать так, чтобы никого не обидеть? Решаю провести жеребьевку. Набираю дома в мешочек 29 первых бочонков из «Русского лото» – ровно по количеству учащихся в классе – и приношу его в школу. Говорю ребятам о своих предстоящих походах к ним по домам и прошу одного из учеников вытащить из мешочка пять бочонков. Итак, первые пять человек, к кому я пойду в гости в октябре, определены. Теперь я буду ждать от ребят приглашений. Ведь не каждая семья может принять нежданного гостя, а тем более, учителя. Многие ученики начальной школы, да и среднего звена, считают нас какими-то особенными. А, может, так и есть, раз мы работаем в школе?

Приглашения

Каких приглашений я только не получала! Кто-то просто подходил ко мне и договаривался о дне и времени встречи, кто-то клал на мой стол «приглашение», в котором были сообщены и дата, и время, и домашний адрес, и даже указаны подъезд и номер этажа, кто-то рисовал маршрут движения. А с кем-то я прямо после уроков шла к нему домой.

Однажды прихожу в класс, а на столе записка: «Уважаемая Людмила Евгеньевна! Наша семья приглашает Вас на званый обед, в субботу, в 15.00. Семья Александровых».

В гостях

И вот я в доме ученика. Конечно, осматриваю квартиру, рабочее место ребенка. Ведь классный руководитель должен знать, в каких условиях проживает каждый его ученик. А затем беседую с родителями о ребенке. Прошу рассказать, чем он больше всего интересуется, увлекается, что любит делать в свободное время. В то же время мы просматриваем альбомы с фотографиями ученика. Беседа сразу приобретает неофициальный характер. Родители рассказывают столько интересного о своем чаде! А я отбираю наиболее интересные фото. Ведь каждой семье нужно будет сделать фотогазету о своем ребенке к классному часу – так было решено с ребятами.

В дом к каждому ученику я прихожу с папкой бумаг формата А3. Заранее знаю, что, сколько родителям ни объясняй, какого формата должны быть газеты, все равно кто-то сделает не так. Один нужный формат не найдет в магазине, другой воспользуется ватманом, а ватман неудобно хранить, а кто-то использует альбомные листы. Зато газеты ребята сохранили до Последнего звонка. Ими мы потом украшали актовый зал школы.

Когда фотографии отобраны, мы вместе с родителями пробуем их как-то сортировать, раскладываем сразу на бумаге, планируем, как же будет выглядеть газета. Какие следует сделать заголовки, как подписать фото.

Если бы вы видели, какие газеты о своих детях подготовили родители! Кто-то придумал четверостишие под каждый снимок, кто-то просто коротко подписал, кто-то набрал текст на компьютере и распечатал (а в то время компьютеры еще мало у кого были), кто-то красочно оформил листы, сделал фон, рисунки, а кто-то просто наклеил фотографии (но таких газет было очень мало). Сразу видно, кто из родителей с любовью относится к своему ребенку, дорожа им, его успехами, а кто отнесся к выпуску газеты как просто к выполнению полученного задания, без всякого творчества.

В каждом доме меня встречали по-разному. В одном предлагали попить чаю, перекусить, в другом зазывали на обед. Семья Прошиных к моему приходу напекла пирожков, а Вика Панкова сама испекла печенье. Не было семьи, из которой я ушла бы без каких-то угощений.

Но не только газету должен был принести ученик на классный час. Еще ему предлагалось рассказать о своем увлечении. Для этого мы с ребятами определяли, как они смогут представить себя и свое увлечение, хобби на классном часе.

И только после решения всех этих вопросов я уходила домой. У кого-то я была 1–1.5 часа, а у кого-то задерживалась и на 3–4 часа. Сколько же информации об учениках я почерпнула из «хождения в гости»! Вы не можете себе представить.

Встреча с учителями начальных классов

Одновременно я проводила и встречи с учителями начальных классов, у которых раньше учились выбранные для посещения первые пять учеников. Учитель начальных классов – это «вторая мама» моего ученика. За 3–4 года она много узнала не только о его учебных способностях, но и о характере, привычках, друзьях.

Учителя начальной школы не приходили на наши классные часы, но мне очень хотелось, чтобы их присутствие как-то ощущалось. Поэтому я брала у учителя интервью и записывала его. Иногда кто-то из них писал мне письмо, а кто-то сочинял стихотворение о ребенке. Потом все это зачитывалось на классном часе.

Классный час

Четвертый четверг месяца – наш классный час. Так как мы в то время учились во вторую смену, то классный час проводили вечером, и многие родители могли на нем присутствовать. Обычно приходили родители тех учеников, кому был посвящен наш час общения. Были не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья и сестры. Классный час мы проводили в свободном в это время кабинете музыки, и у меня был час времени для его оформления.

Звонок с урока. Привожу учеников в кабинет музыки, где на съемных стендах расположены газеты об учениках, их лучшие работы – рисунки из художественной школы, на столах – коллекции, любимые игрушки, а на доске – красочный плакат «Давайте познакомимся!» – тема классного часа.

Минут 10–15 ребята с восторгом рассматривают газеты, коллекции, затем рассаживаются на стулья. Всем все видно очень хорошо, так как стулья в кабинете стоят, как в амфитеатре. Родители уже на месте. Итак, начинаем…

Классный час посвящен Свете Тарасовец.

Сначала идет небольшая характеристика по имени, затем я читаю стихотворение о Свете, сочиненное учителем начальных классов. Потом мы рассматриваем ее газету. Что-то я зачитываю, задаю Свете вопросы. А затем она рассказывает о своем увлечении. Оказывается, она вместе с бабушкой придумывает и шьет различные модели одежды для куклы Барби, которые тут же показывает ребятам. Кроме этого Света занимается танцами и любит петь. И мы с наслаждением слушаем песню в ее исполнении.

А потом наступает волнующий для всех момент – Света должна вытащить из мешочка, который у меня в руках, бочонок с номером ученика, которому будет посвящен следующий классный час. Ребята с места выкрикивали свои номера, так им не терпелось стать героями нашего часа. Чей номер не вытащили – огорчались.

Второй герой – Алексей Потапкин.

Опять следует характеристика по имени, слушаем интервью с учителем начальных классов, рассматриваем газету, и Алексей рассказывает о своем увлечении, а затем из мешочка он вытаскивает очередной бочонок.

Но какие же увлечения у детей?

Элла Ларина любит разгадывать кроссворды. Вместе с папой они на листе ватмана нарисовали большой красочный кроссворд, который мы потом разгадывали на классном часе.

Алексей Потапкин, оказывается, очень любит готовить. И специально к классному часу испек печенье, которым всех угощал.

Рома Цыкун собирает анекдоты, смешные рассказы, невыдуманные истории, которыми очень нас повеселил.

Коля Прошин пригласил на вернисаж своих картин. Он не первый год учится в художественной школе.

Костя Базыкин вместе с мамой и сестрой провели для всех конкурс «Угадай мелодию».

Вика Панкова принесла морскую свинку, рассказала, как за ней ухаживать и что она любит есть.

Но всех покорила Марина Сергушина, которая на классный час привела свою немецкую овчарку и продемонстрировала урок ее дрессировки.

Конечно, обо всех не рассказать, но как было интересно на этих классных часах, которые мы проводили в течение всего учебного года! Ребята ждали их с таким нетерпением, а потом очень долго их вспоминали. Лишь у двух учеников мне не пришлось побывать дома. Они постоянно откладывали нашу встречу, пришлось взять эти семьи на заметку. Но это уже была другая возникшая проблема, вставшая передо мной.

Каждый ребенок – новый подход

Сейчас в наших школах обучается много детей из ближнего зарубежья и других стран. Появилась такая ученица и у меня в 6-м классе. Тамара приехала из Армении. Дети стали спрашивать, будем ли мы проводить классный час «Давайте познакомимся», посвященный ей. Я решила, что мероприятие нужно провести как-то иначе, ведь Тамара не просто новенькая, а девочка из другой страны, страны другой культуры, других народных традиций.

Конечно, я сходила к ней домой, познакомилась с семьей и рассказала о наших классных часах, проведенных в 5-м классе.

Концерт

Так как у Тамары уже 10 сентября был день рождения, то, чтобы девочка уютнее себя чувствовала в нашем коллективе, мы с ребятами приготовили для нее концерт, и Тома лучше узнала своих одноклассников.

Классный час

На доске – политическая карта мира, флаг Армении.

Сначала учитель географии коротко информирует нас о географическом положении Армении, ее климате, полезных ископаемых.

Затем я рассказала о знаменитых людях этой страны – актере А.Джигарханяне, авиаконструкторе Микояне и других.

Далее ученица 9-го класса – девочка-армянка, которая тоже училась в нашей школе и посещала художественную школу, – сделала интересный доклад о знаменитых художниках Армении, показала репродукции картин.

После этого я представила Тамару. Первым делом – характеристика по имени. Потом Тамара рассказала о своей школе, ее традициях, предметах, которые изучала.

Заранее я попросила девочку на альбомном листе фломастером написать свое имя по-армянски. Когда я показала ребятам листок и спросила, что, по их мнению, здесь написано, никто не отгадал. Каково же было их удивление, когда они узнали, что это имя – Тамара по-армянски. Все сразу же стали просить ее написать их имена, и Тома с удовольствием это сделала.

Оказалось, что Тамара очень хорошо поет. И вместе с сестрой и мамой они устроили настоящий концерт. Мама играла на фортепиано, Тамара пела, а ее сестра танцевала и подпевала. Пели и по-русски, и по-армянски. Нам очень понравилось.

Классный час закончился угощением ребят фруктами, выращенными в Армении, которые принесли ребятам родители девочки.

Тамара быстро влилась в наш коллектив и стала никакой не новенькой, а полноправной одноклассницей. И уже на День учителя она выступала на школьном концерте, исполняла песню на армянском языке для учителей школы.

Фото автора

TopList