Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2008

Архив

Идеи. Работа с классом

Как бы нам ни хотелось считать внеурочную воспитательную работу главной задачей классного руководителя, каждый учитель понимает: для детей и их родителей учеба – основная цель, и классный руководитель должен стать поддержкой и опорой в этом процессе. Огоньки, праздники, походы, поездки – все становится неважным, когда в конце четверти твои ученики получают плохие отметки, срывают уроки или попросту сбегают с них. «Примите меры!» – требуют коллеги. «А что я могу сделать? – отвечает неопытный классный руководитель. – Это же не я уроки срываю! Вызвать родителей? Хорошо, вызову». Родители приходят в школу, их ругают, они обещают «принять соответствующие меры», но, как правило, ситуация в классе никак не меняется. Опытный педагог в ответ на обвинения класса в безалаберности и срывах дисциплины не станет сразу апеллировать к папам и мамам. Он может повлиять на ребят гораздо сильнее, если приложит к этой работе и свою фантазию, и свою мудрость.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Примите меры!

Работа с классом, имеющим проблемы в учебе и дисциплине

История первая,
или Кто самый дисциплинированный?

Анна Андреевна третий год работала с этим классом, и до сих пор ничто не предвещало серьезных проблем. На этот раз (в начале седьмого класса) ребят словно подменили: класс стал опаздывать на уроки в массовом порядке. Жалобы от коллег поступали каждый день, нужно было что-то делать.

– У меня к вам предложение, давайте устроим конкурс. Кто у нас самый дисциплинированный? Точность – вежливость королей, почему бы нам не проверить, кто среди нас самый вежливый? Кто уважает себя и других настолько, что не способен унизить (и унизиться!) опозданием? Победителю – приз.

– А какой?

– Давайте сами решим.

– Коробка конфет! Купим из классных денег!

Дневник опоздавших вели все вместе, подшучивая друг над другом: «Сегодня ты – не король!» В конце первого полугодия стали подводить итоги, и слово взяла классная руководительница.

– Вы молодцы, во второй четверти почти не было ни прогулов, ни опозданий. Но полностью справиться с собой удалось только одному человеку. Он ни разу не опоздал на уроки, не прогулял ни одного часа.

– Неправда! Мы тоже отмечали опоздавших! Все хотя бы по разу опоздали!

– И, тем не менее, один такой человек был.

– И кто же это?!

– Я.

– Ну, Вы даете! Вы же учительница!

– Ну и что? Я же тоже – член нашего коллектива. Живу я от школы далеко, сами знаете. Семья у меня большая, дел множество. Но за полугодие я ни разу не опоздала в школу, ни одного урока не прогуляла. Я выиграла, приз мой!

Коробка конфет, заботливо купленная детьми для победителя, лежала на столе. Они удивленно (надо же, классная – с ними соревновалась!) и удрученно (проигрывать всегда немного обидно) согласились с учительницей и вручили ей честно заслуженный приз. После классного часа никто не ушел: пили чай с вкусными конфетами. Опаздывать на уроки этот класс отучился.

Одно из главных условий, необходимых для нормальной совместной работы класса и классного руководителя, – разделение ответственности. Взрослый, который отстраняется от происходящего в классе, позиционирует себя руководителем, а не полноправным (старшим) членом класса, ставит себя в трудную ситуацию. Ему вновь и вновь придется объяснять, «что такое хорошо, а что такое – плохо», и вряд ли дети смогут принять эти объяснения должным образом. В случае, описанном выше, учительница просто и быстро смогла продемонстрировать одну из ценностей своей жизни: опаздывать нельзя, это – проявление неуважения и к себе, и к другим. При этом она взяла на себя перед детьми обязательство и впредь быть пунктуальной, незаметно дав понять, что ждет такой же пунктуальности и от своих учеников. Такой урок гораздо ценнее множества бесед и наставлений.

История вторая, или Физкульт-Ура!

На следующий год Анна Андреевна столкнулась с новой для ее класса проблемой. К ней подошел учитель физкультуры: «Занимаются они все хуже и хуже, не могу справиться, придется ставить двойки  – нельзя же отметки выставлять за то, что они постоянно на лавочках сидят!?»

Анна Андреевна пришла в класс на следующий урок физкультуры. Ребята нехотя и очень неумело играли в волейбол. Одна команда безнадежно проигрывала, большинство учеников сидели на лавочках и мирно болтали. Классная руководительница тихо подошла к проигрывающим: «Можно, я встану в вашу команду?» Ребята улыбнулись, согласились, и Анна Андреевна начала подавать. Одно очко, второе, третье… Тут кто-то из противоположной команды спохватился:

– Ой! А за вашу команду Анна Андреевна играет! Так нечестно!

– Почему? Разве я, классный руководитель, не из вашего класса?

– Ну… из нашего, конечно, только Вы же не ученица! Вы же старше!

– Зато я старше вас почти на тридцать лет! А играю даже лучше, чем вы.

– Наверное, в секции занимались?

– Нет, просто всегда любила спорт. Что, продолжим?

Можно много рассказывать ребятам о том, как увлеченно учились в школе взрослые, никогда не опаздывали, не прогуливали, выполняли домашние задания – были примерными учениками. А можно показать свои умения, продемонстрировав искреннюю заинтересованность в конкретном школьном предмете.

Похожая ситуация могла сложиться на любом школьном предмете: классный руководитель, пришедший на математику, может начать решать вместе с ребятами задачи; делать опыты на химии; изучать английский язык… Кто-то возразит: не может же учитель быть специалистам во всех науках! Конечно, не может, но это – совсем не обязательно. Главное – показать, что ты тоже когда-то этим занимался, что не боишься вспомнить старое и делаешь это с удовольствием. Если бы учительница и не смогла подать подачу, она наверняка нашла бы слова, которые были нужны ее детям. Можно было сказать, что хочет «тряхнуть стариной», но это трудно. Попросить помочь, научить… Конечно, ребята восприняли бы такую просьбу с энтузиазмом, а те, кто на этом уроке не занимался, пожалели бы, что остались в стороне от этого урока.

История третья,
или Виват, путешествия!

Когда эти же дети были в девятом классе, появились новые проблемы. Стали возникать конфликты с учителями-предметниками, а самый большой разгорелся с преподавателем географии.

– Анна Андреевна! Она нас совсем замучила своей географией! Сама ничего толком не объяснит, а с нас спрашивает, словно мы весь мир объездили! Столько всего нужно запоминать, а мы не можем!

Анна Андреевна зашла в кабинет географии на перемене перед уроком. Коллега начала жаловаться на ребят: не учат ничего, дисциплина отвратительная…

– А где у вас карта мира?

– В шкафу, естественно. Ведь если ее в кабинете оставить – сразу же разрисуют.

– Странно… Я преподаю французский, у меня карта Франции постоянно на стене. Как же дети приучатся ею пользоваться? Можно, я посижу у Вас на уроке?

После урока коллега вздохнула с благодарностью и сожалением: «Эх, если бы Вы всегда у меня на уроке сидели, как легко было бы работать! Вон какая тишина была при Вас!».

А Анна Андреевна снова отправилась к своим ученикам.

– Ребята, а вы знаете, чьи портреты висят на стенах кабинета географии?

– Путешественников, наверное.

– А каких путешественников? Например, тот портрет, что прямо над учительским столом, чей?

– Откуда же мы знаем?!

– Да это же Тур Хейердал, который плавал на «Кон-Тики».

– Какая нам разница, на чем он плавал?! Мы же его на уроках не проходим!

На следующий классный час Анна Андреевна принесла «Путешествие на Кон-Тики» и начала рассказывать о приключениях великого путешественника, зачитывая отрывки из его книги. Несколько классных часов было посвящено разным странам, географическим открытиям и удивительным людям, их совершившим.

Через пару недель на классном часе, во время обсуждения какого-то географического открытия, ребята задали Анне Андреевне вопрос (касающийся географической терминологии), на который она не смогла ответить. Что делать? Классная руководительница честно сказала, что не знает точного значения термина, и предложила обратиться с этим вопросом к преподавателю географии, что ребята и сделали. Конфликт был исчерпан.

Если классный руководитель хочет, чтобы его класс уважительно относился к различным школьным предметам, он показывает детям и свой интерес к множеству областей человеческого знания. Желание узнавать мир, знакомиться с его законами не может появиться у ребят из ниоткуда. Хорошо, если дома – родители, читающие книги, интересующиеся культурой и наукой. К несчастью, большинство семей наших учеников совсем другие, там никто ничего не читает и ничем не интересуется. Отсюда и равнодушное (а часто – отрицательное) отношение детей к учебе. Заинтересованность классного руководителя может в корне изменить ситуацию, что, бесспорно, и произошло с классом Анны Андреевны.

История четвертая,
или Поможем бедным студентам!

Когда ребята учились в выпускном классе, к Анне Андреевне подошел директор сказал с тоской и отчаянием: «Дочка пришла к нам в школу на педагогическую практику, провела два урока в Вашем классе и теперь собирается бросать институт – дети ее не слушаются. Я ее и так уговаривал, и эдак – ничего не помогает. Они взрослые, часто и учителей-то не слушают, не то что студентку. Может, поговорите с ребятами?»

Анна Андреевна пришла к своему классу.

– Ребята, как вы думаете, чем студенты отличается от учителей?

– Учителя интересно рассказывают, а студенты в тетрадку постоянно подгладывают! Вот у нас…  – цирк, да и только, ничего без шпаргалки не может!

– А о том, что она только учится быть учителем, вы не подумали? Она пришла к вам учиться и ждет от вас помощи и поддержки. Кстати, учителю, принимающему практикантов, за это платят, в том числе и мне. Я предлагаю вот что: так как на самом деле не я ей помогаю стать настоящим учителем, а вы, все эти деньги пойдут в фонд класса. Только уж вы постарайтесь! А то так ее расстроили, что девушка уже и институт бросать готова! Дайте ей возможность провести урок так, как она задумала, а потом можете и обсудить вместе с ней, что не получилось, что вам хотелось бы изменить – такую встречу я вам обещаю организовать.

Следующий урок практикантки был переломным. Класс не только внимательно слушал девушку, все как один были готовы к уроку, отвечали на ее вопросы, выполняли все задания. Студентка раздумала бросать институт и, кстати, потом стала хорошим учителем.

С тех пор прошло тридцать лет. До сих пор ученики этого класса приходят к Анне Андреевне со своими радостями и проблемами. Многие их них уже стали бабушками и дедушками, но это не мешает им внимательно слушать рассказы любимой классной руководительницы о прочитанных ею новых книгах, выученных стихах: они привыкли учиться вместе с ней, учиться у нее. Я это точно знаю, потому что Анна Андреевна – моя мама.

Разделение ответственности – один из самых действенных приемов при работе со старшими подростками. Классный руководитель, который вместо того, чтобы «налаживать дисциплину» и увещевать своих учеников, честно объяснил им, с какими трудностями сталкивается молодой учитель, был абсолютно прав. На любой прессинг ребята, а особенно старшеклассники, отвечают очередным бунтом – не любят они, когда взрослые пользуются своей силой и властью. А на доверие отвечают доверием. Эта история важна не только для тех, к кому в школу на практику приходят студенты. Точно так же можно поговорить с ребятами, к которым в класс пришел молодой учитель, еще побаивающийся детей. Похожий разговор может состояться, если учитель-предметник первый год работает в классе и пока не может «установить дисциплину» силовыми методами. Главное – дать понять ребятам, что они важнейшие участники образовательного процесса, что классный руководитель это понимает, им доверяет, рассчитывает на их помощь.

TopList