Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2008

Архив

Идеи. Самоопределение

Эта история не давала мне покоя много дней. Прибежала заплаканная соседка. Попросила поговорить с ее сыном, которому через три месяца заканчивать школу. У самой мамы для подростка уже не было ни сил, ни слов. Даже понять далеко не сразу удалось, что с ним такого ужасного случилось. Постепенно начинаю распутывать клубок.

Татьяна Алексеева

Энциклопедия педагогических ошибок

Анатомия одного школьного конфликта

Откуда в них столько злости?

Из рассказов выясняется, что ее бесценный сыночек, такой спокойный с виду, учившийся почти на одни пятерки, влип в конфликт с администрацией школы. И вот-вот «головы полетят» – всех начнут исключать, выгонять накануне выпускных экзаменов. А над мальчишкой висит армия, и даже светила ему серебряная медаль, и в институт поступить шансы были хорошие… Теперь все это зашаталось, порушилось, и неизвестно, чем закончится.

Кто был зачинщиком, чья идея – так и не выяснилось. Да и вряд ли теперь имеет значение. Главное, что сама идея нескольким дружкам-старшеклассникам до смерти понравилась: решили завести на одном популярном сайте в Интернете свой личный форум, причем не о футболе или компьютерных играх, а на сугубо школьную тему. Форум был посвящен обругиванию учителей, которые у них все годы преподавали, ну и классного руководителя – само собой.

Поначалу я даже подумала, что речь идет о какой-то здравой критике – обсуждении конкретных качеств, о деловых претензиях. А оказалось, что все и сложнее, и проще одновременно. Парни просто изливали на форуме свою неприязнь, раздражение, злость. Расписывали в ярких красках, «кто кого больше бесит» из учителей. Узнав, что на форуме просто выплескивалась обида и писались откровенные гадости по адресу педагогов, я попыталась выяснить у Виталика, сына соседки: что же такого ужасного им сделали учителя, что породили в учениках такую ярость? Били палками, розгами? Выгоняли раздетыми на лютый мороз, как нацисты – партизан?

Нет, оказалось, что чувствительным подросткам для стойкой неприязни к учителю хватило другого, – например, чтобы на них просто наорали, унизили, обошлись с ними как с «малолетками». Слова «на нас наорали» Виталик повторял чаще всего. Сам-то он попал на этот форум по дружбе – не хотел отстать от товарищей (а подростковая зависимость от мнения сверстников всем известна). Вторая причина была – его представление о справедливости. Ему казалось несправедливым, что учителя на своих учеников в гневе орут, а ученики ничем ответить не могут. Вот он отправился на просторы Интернета, чтобы бороться там за «справедливость», – так я поняла из объяснений. А основная часть его друзей ходила на этот форум просто для того, чтобы выплеснуть накопившуюся злость.

Выяснилась, например, такая деталь: если регулярно прогуливают уроки почти все, а поймали за руку одного, то именно тот, кого поймали, будет считать себя несправедливо обиженным. Другой пример: предметник нажаловался на ученика классному руководителю, а та, не разобравшись, начала кричать на провинившегося. Парень тут же обиделся вусмерть, затаил злобу. А третий разозлился просто за то, что ему в обидной форме двойку поставили, усомнившись в его умственной полноценности. Причем сама-то двойка была справедливой, и подросток это не оспаривал.

Впрочем, некоторых раздражали в учителях вполне конкретные особенности. Например, кто-то из педагогов слишком быстро диктует домашнее задание, и сколько его ни просишь говорить помедленнее, ничего не меняется. Только презрительно смотрит в ответ и чаще придирается не по делу. Еще Виталик с горечью припомнил, как учительница математики каждый раз обещает объяснить на следующем уроке то, о чем ее спрашивают. А потом так и не объясняет.

Но больше всего я услышала от него жалоб на необъективность преподавателей. Мол, слишком сильно они зависят от своего сиюминутного настроения. А главное – никогда не могут признать правоту ученика и собственную неправоту. На любое публичное замечание или несогласие сразу возмущаются: как посмели им слово поперек сказать? Да и кто – какая-то мелюзга, не заслуживающая внимания (это так по словам Виталика выходило).

От этого вороха претензий к учителям у меня скоро голова прошла кругом. Мне-то, далекой от школы, представлялось, что главная реакция уставших старшеклассников на своих педагогов – это равнодушие. Оказалось, нет. Раздражения, злобы и обиды в них намного больше, чем равнодушия. Или, может быть, Виталику просто попались такие одноклассники?

Что случилось с форумом

И вот начали ребята в Интернете свободно изливать негативные эмоции – причем в форме откровенной ругани. Обсуждать школьные проблемы конструктивно – кто, да что из учителей делает не так и почему, им неинтересно. А вот словесно унижать учителей – в ответ на оскорбления, получаемые в школе (по мнению самих подростков), – это им было в радость. Уже на следующий день мне рассказала Виталькина мама, что разговоры об учителях на форуме шли в самой грубой форме – с трехэтажным матом, унизительными эпитетами и обидными прозвищами. Она даже заподозрить не могла за своим сыном способности к подобному хамству. Да и я не сразу поверила, что вежливый и всегда внимательный Виталик так раскрепощается в обществе сверстников. Но факты были неопровержимы: маму вызвали к директору и предъявили ей распечатанные на принтере листы с текстами из Интернета.

А случилась вот что: форум-то подростки завели, но никаких замков или паролей не поставили. Туда мог заглянуть любой желающий. Интернет – зона свободная, считай, проходной двор. И через несколько дней к ним туда сбежались все старшеклассники из их школы. Самих организаторов и активистов форума было с десяток человек, но любопытных, желающих почитать их ругань, набралась целая сотня. Все приходили, читали, хихикали, оставляли пару реплик и испарялись. Многие потом возвращались обратно… Но зачинщики так и оставались своим узким кругом.

Еще через неделю пронесся слух: стукач всех выдал. Вот только кто? К концу дня слух подтвердился. Постепенно выплыли подробности: одна из недавних выпускниц, племянница той самой учительницы математики, случайно наткнулась на форум. Внимательно все прочитала, скопировала, распечатала и отнесла на стол к директору школы. Даже не смутило девушку, что ее собственная тетя попала в больницу с сердечным приступом – после того, как увидела, что про нее ученики понаписали и в каких выражениях. Выпускница, разоблачившая форум, тоже боролась за справедливость – примерно, как и Виталик, но в своем понимании.

Как отреагировал директор

Об оскорбительном форуме, а также о том, что он раскрыт и известен самим учителям, Виталькина мама узнала, когда ее вызвали к директору. А заодно на нее, как горох из мешка, посыпались рассказы о событиях в школе. Родители звонили друг другу и делились подробностями – кому что удалось выудить из своего ребенка.

Директор школы в первый момент пришел в такое бешенство, что запретил учителям давать уроки в провинившемся классе. Сказал примерно следующее: «Они, свиньи эдакие, вас не ценят, не понимают, что для них делается, считают, что учителя у них недостаточно хороши. Вот пусть без преподавателей и обходятся. Сидят и делают задания по учебнику или просто его конспектируют». Учитель при этом в классе все-таки присутствовал, в качестве надзирателя – иначе дети разбежались бы.

А еще директор сказал педагогам, что необходимо сидеть в кабинете, потому что по закону они не имеют права его покинуть в учебное время. Но отвечать на вопросы учеников было запрещено. Выходило странно: форумом активно занимались не больше десяти человек, а уроки перестали давать во всех 11-х классах. Вскоре всерьез забеспокоились не только родители, но и сами учителя.

Дня через три распоряжение отменили. Занятия снова начались. Но вышел новый приказ: всем старшеклассникам категорически приходить в школу только в парадной форме – в галстуках и костюмах. Девицы тоже надели пиджаки и юбки. Ученики злились и мучились в неудобной одежде, за глаза обвиняя директора в несправедливости.

Потом случился еще один эпизод, совсем уже «из ряда вон». Директор наткнулся в коридоре на одного из активистов форума и увидел у него в руке мобильник. В раздражении, с криками, силой вырвал у бунтующего подростка телефон и унес к себе. Вечером позвонил маме мальчика и зачитал ей несколько неприглядных смс-сообщений, которые нашел в его мобильнике. Весь класс потом возмущался и негодовал, что раскопки в чужом мобильнике – это «вторжение в личное пространство». Конфликт только затягивался, становился глубже. Даже те, кто поначалу не разделял злобных настроений зачинщиков форума, стали говорить, что несправедливости в школе очень много, а защиты – никакой.

Получалось, что директора захлестнули эмоции. Он никак не мог смириться с тем, что в его распрекрасной школе, которой он отдал столько сил, могло случиться нечто подобное. А, может, он ждал от провинившихся старшеклассников какой-то реакции, раскаяния, признания вины? Но они так и не желали ее признавать…

Позиция классного руководителя

Она, наверное, могла быть – эта позиция. Но ее не было. Классная руководительница оказалась одной из тех учительниц, которой порядком досталось на форуме. Под обидным прозвищем высмеивались ее недостатки, манеры, демонстрировалось неуважение. Директор потом сказал, что так и не позволил ей прочитать скопированные из Интернета странички, пожалел. Коллеги в общих чертах пересказали ей содержание, без подробностей.

Учительница не стала выяснять отношения с классом, не попыталась завести разговор. Не приняла участия в конфликте между директором и своими подопечными. Не позвонила и не пригласила к себе никого из родителей.

Она только призналась, что вся эта история вызвала в ней глубокое отвращение, которое несовместимо с классным руководством. Видеть этих детей у нее нет больше ни малейшего желания. И она просит освободить ее от классного руководства – за три месяца до их выпуска (хотя до этого вела их несколько лет).

Ну, что ж. Наверное, это тоже позиция. При попытках выяснить у Виталика, что их все-таки связывало с классным руководителем, последовал примерно такой ответ: она их просто терпела. Если на них жаловались, обвиняла и корила именно учеников. Надо было сходить с классом в театр или на экскурсию – вела их со стоическим выражением лица. Требовалось провести собрание – проводила. Но все как из-под палки… Может, и к лучшему, что они все-таки расстались и не произносили друг другу улыбчивых и фальшиво-благодарных речей на выпускном, – ни она классу, ни ученики ей.

Проштрафившихся старшеклассников подхватил биолог и пробыл три месяца у них классным руководителем. Ничего особенного сделать с ними не успел, даже не обсуждал произошедшее. А попрощались они с классом довольно тепло. Впрочем, к учителям-мужчинам подростки всегда относятся немного лучше.

Затухание конфликта

Дальнейшие рассказы Виталика и его мамы меня слегка удивили. После всех «громов и молний» первых дней, конфликт в школе довольно быстро пошел на спад.

Директор по очереди вызвал к себе родителей всех создателей и участников форума. Со всеми провел непростую беседу за закрытыми дверями. Может, кто-то и разделил его негодование, наказал всерьез своего ребенка. Но Виталькина мама сыночка защищала. Упрямо верила, что он пошел на этот форум, чтобы бороться за справедливость. А директор ее разубеждал. Говорил: «Неужели Вы не понимаете, что он просто выслужиться хотел перед одноклассниками? Зарабатывал дешевый авторитет? Вы что, не в курсе, как у нас к «ботаникам» в школе относятся? Вот он и попытался встать на одну доску с самыми хулиганистыми и агрессивными одноклассниками. С теми, кого большинство просто боится. Захотел хоть таким способом в лидеры выбиться. Ох, разочаровал он нас… Не ожидали».

Словом, каждый из родителей тоже потом разбирался со своим чадом за закрытыми дверями. Никого из выпускников не исключили. А те, кто претендовал на медали, в конце концов, были ими награждены – по результатам учебы и экзаменов («Ну как же, – бурчал мой сосед Виталик, – у администрации же отчетность! Попробовали бы они свою отчетность нарушить…»). Похоже, благую роль во всем произошедшем сыграло то, что история не вышла за пределы школы. И никто не вызвал директора на ковер – из «вышестоящих». Так все и затихло само собой, на подходе к выпускному.

Говорят, на празднике последнего звонка ученики все же пришли просить прощения к учителям и директору. А те в своем спектакле-«капустнике» шутили на тему последних веяний и новинок в Интернете.

На чем держится авторитет?

Те учителя-предметники, которых затронули оскорбления на форуме, повели себя в ходе конфликта неожиданно мирно. Кто-то высказал ученикам на уроке свое огорчение и расстройство, кто-то возмутился их поведением. Но в итоге никто на детей не пошел «войной». А некоторые, по рассказам Витальки, даже стали вести себя как-то более сдержанно, с оглядкой. И мне подумалось: уж не поселился ли в учителях страх оттого, что где-то за пределами школы в руках учеников может оказаться кривое зеркало, над которым они не властны?

Злополучного форума больше нет. Его закрыли сами создатели, как только история выплыла наружу. Но возможность стать объектом злобных обсуждений, собственная незащищенность былым авторитетом буквально потрясла учителей. А, может, они вдруг впервые для себя обнаружили, сколько негативных чувств может скрываться за скучающими лицами на уроках?

Одно очевидно: авторитет профессии больше не защищает учителей автоматически, как было еще в 1970-е годы. Меня саму не на шутку возмутило поведение подростков и их злобный форум. И я немедленно высказала это Виталику: «Как же так? Пожилая женщина, учительница, в три раза старше вас… Столько всего пережила, с плохим здоровьем… И вы так ее унижали, крыли матом, высмеивали! Да одно только то, что она вас старше…». Захлебываясь от негодования, я чувствовала, что упираюсь в глухую стену. В ответ со стороны мальчика несся поток несокрушимых аргументов: учительница, о которой идет речь, на такого-то несправедливо наорала, а такому-то влепила двойку «ни за что». На третьего пожаловалась родителям, а у него с ними и так жуткие конфликты. Его потом на неделю компьютера лишили.

Все мои призывы к «вечным ценностям», к авторитету возраста и статуса разбивались о пугающий факт: для современного подростка ничто не является основанием для безоговорочного уважения: ни то, что это – учительница, ни то, что она – пожилая, ни то, что она – женщина. Каждого из этих фактов было бы достаточно для меня. Но не для них.

Хотя из рассказов того же старшеклассника следовало, что чувство уважения ему и его сверстникам знакомо. Есть люди, к которым они его испытывают. Правда, зачастую эти люди – не из числа их школьных учителей.

И еще поразило: сами-то уважать не умеют, а вот неуважения к себе не прощают. Чуть ли не все примеры школьных «несправедливостей», приведенные Виталиком, кружили вокруг одного: за криком и непоследовательностью учительского поведения подростки чуяли неуважение к себе и реагировали на него жестокостью.

Возможно, в других школах другие дети отзываются иначе – равнодушием, например. Подумаешь, дело – домучиться несколько месяцев и забыть про эту школу… И вообще вся история с Виталькиным классом и их оскорбительным форумом может оказаться чистой случайностью. Вдруг тому директору только один-единственный класс такой попался – мстительный, обидчивый и не умеющий никого уважать.

Где же поговорить?

За всем произошедшим видится нешуточная проблема. Понятно, что у ребят в школе могут возникать протесты, обиды, чувство несправедливости. Что им делать? Куда с этим идти?

Из Виталькиных рассказов следовало, что любые возражения и несогласие наталкивались на негодование учителей. Будто бы их возмущала сама возможность выслушивать от учеников замечания. Но ведь тут не докопаешься: а вдруг не прав ребенок? Вдруг он что-то не так понял, сам повел себя как эгоист, не видящий людей вокруг? Должны же быть какие-то формы, допускающие возможность взаимного объяснения между учителем и учеником? Разговора не об учебе, а о том, как люди общаются и что они могут или не могут себе позволить в общении.

Первым делом я спросила парня: а как же форум на школьном сайте?! Ведь сейчас у большинства школ есть сайты. Почему бы там не обсуждать, не высказывать своих претензий? Может, и учителю легче будет воспринять мнение ученика не в ситуации урока, когда надо успевать думать сразу обо всем, а вот так – с монитора.

В ответ услышала возмущенный рассказ: мол, на нашем школьном форуме просто удаляются сообщения, неугодные директору и учителям. Не то что претензию высказать, а даже просто заговорить на тему, которую они не хотят обсуждать, невозможно. Все лишнее тут же стирают.

«А что же там тогда обсуждают?» – спрашиваю. Оказалось, хозяйственные вопросы. Банкетки, пуфики. В школьном холле стояли жесткие скамейки. По просьбам учеников, высказанным на форуме, их заменили на мягкие банкетки. Но разговоры об отношениях, об эмоциях, о том, что с этими эмоциями делать, если они тебя захлестывают, и в какой форме их выражать, – ни на форуме, ни на классных часах в той школе не предусматривались. Никого из педагогов детские чувства не волновали, пока им на голову не обрушились распечатанные листочки из Интернета.

…А я все думаю: может, такое происходит лишь в одной, отдельно взятой школе?

Фото А.Казина

TopList