Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2008

Специальный выпуск

Школьный спекталь

Все мы прекрасно знаем, как нелегко начинать работу с новым коллективом, а если его участникам по 7–9 лет, а если вы еще и не маститый детский театральный педагог, а начинающий, и еще множество разных «а если»… Я – актриса, педагог детской театральной студии «Начало», при молодежном театре «На Абрамцевской». Опыт моей педагогической деятельности небольшой, но мне повезло в общении с опытными и очень профессиональными людьми, занимающимися детской театральной педагогикой. Отдельное и огромное спасибо моему мастеру Сергею Вячеславовичу Клубкову: именно по его системе я работаю со студийцами. В своей работе я стараюсь использовать опыт, полученный мною отовсюду: от учителей, коллег, детей… От самой жизни. Но методика, разработанная Сергеем Вячеславовичем, – это неизменная основа, я бы даже сказала, мой «образ жизни» в детском театральном мире.

Ирина Есина ,
актриса, режиссер, методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, педагог театральной студии «Начало», Москва

Игра в сказку

Как мы репетировали «Солнце»

Для меня самый основной принцип работы с детьми – сохранить их природу, а не загонять в жесткие рамки режиссерского рисунка. Главное – дать возможность ребятам почувствовать себя свободными в реализации творческих идей, ощутить значимость детских проблем и мечтаний. А если результат получится интересным, то это заслуга будет общей, коллективной, а не только моей как педагога.

Контакт между взрослым и ребенком возникает только тогда, когда ребенок доверяет взрослому. Важно не строить из себя всезнающего гуру, а верить в игру. Взрослый в детской игре – вожак, главный придумщик и озорник.

Но играет он не в свои взрослые игры, а в те, которых жаждут, ждут от него дети. Чтобы придумать такие игры нужно уметь внимательно прислушиваться и к себе, и к детям. Об этом много написано у Януша Корчака, удивительного человека и педагога.

Предисловие? Нет, на самом деле я уже начала рассказывать о репетиции сказки, об игре в сказку. Без всего вышесказанного игры не получится…

Работа с новым коллективом начинается с тренинга, во время которого мы подходим к созданию сказки при помощи импровизационных этюдов-игр. (Этой теме в номере посвящена статья М.Быкова «Основы театрального тренинга». – Прим. ред.) После полугода занятий, я предлагаю ребятам этюды на создание сказки. Среди заданий есть и сочинительство. Мы садимся в круг, и каждый участник развивает идею предыдущего, добавляя по предложению. Так мы сочиняем сказки на различные темы.

Самая главная задача – внимательно следить за процессом, чтобы не сбиться с единой линии. Как правило, на первой сказке каждый третий ребенок пытается «сломать» сюжет и тащит всех за собой. От этого получается жуткая неразбериха. Естественно, мы тут же анализируем случившееся, отчего всем становится смешно, и во время последующих сочинений ребята стараются придерживаться одной линии развития истории.

Подобные задания позволяют педагогу увидеть, чем живут ребята, что их интересует и к чему они тяготеют, а детям помогают не на словах, а на собственном опыте понять, ощутить и усвоить принципы создания образа.

После того как ребенок открылся, разговорился, разыгрался, начал импровизировать, а не выполнять команды режиссера, мы переходим к постановке маленькой сказки. И вот тут встает извечная проблема выбора драматургии. Очень сложно найти сказку на 10–15 минут, с ярким конфликтом, и чтобы при этом она была интересна всем участникам: и детям, и педагогу.

Свой поиск я начала, отталкиваясь от исполнителей, которые, как мне казалось, уже созрели для настоящей сценической работы. Это девочка Арина 10-ти и мальчик Дима 9-ти лет. Не скрою, я искала сказку для них очень долго, хотя и нашла в непосредственной близости. Так часто бывает. Неожиданность – вполне закономерный результат любого творчества: задаешься целью, прилагаешь огромные усилия и вдруг получаешь чудесный подарок там, где не ждешь. Вот такая случайная закономерность произошла и со сказкой «Солнце».

Несколько педагогов нашей команды, то есть ученики С.В. Клубкова и сотрудники МИОО, и я в том числе, работали в 11-м театральном классе ГОУ СОШ № 123 г. Москвы. Один из профильных предметов школы – драматургия. На нем ребята писали инсценировки сказок. Интересуясь успехами класса, я старалась посещать все итоговые уроки. Именно на читке драматургических работ я и нашла материал для будущей постановки. Мое внимание привлекла инсценировка Анастасии Незамутдиновой «Солнце» по сказкам Т.Янссон «Все о Муми-троллях». Внешне история развивалась очень просто. Но уже во время читки что-то тронуло меня до глубины души. Детская ли, очень теплая и честная попытка выразить все, что накопилось внутри, или глубокий подтекст? Вероятно, и то, и другое.

 


Солнце

Анастасия Незамутдинова, пьеса по мотивам «Волшебной зимы» Туве Янссон

Действующие лица: Муми-тролль, Туу-тики

Картина 1.

Захламленный дом. Муми-тролль (в широких полосатых штанах, валенках и тулупе) спит на куче тряпок. Вокруг валяется множество фантиков от разных сладостей. Муми-тролль дрожит во сне от холода, ворочается с боку на бок и пытается укрыться какой-то тряпочкой. Слышна короткая птичья трель. Муми-тролль просыпается и вскакивает.

Муми-тролль: Ой! Проспал! Весну проспал! Ой! Ой! Ой! (Бегает по комнате, распахивает окно, высовывается наружу и тут же отшатывается обратно, кутаясь в тряпки.) Эхх… Опять приснилось… Брр… (Сгребает фантики в кучу, роется в ней и резко отпрыгивает.) Ой! Ой! Ой! Ой! Что это? Как это? Где? Где моя еда? (Подходит обратно к куче, ковыряет ее ногой.) Нету… Ох…

Муми-тролль ложится в свое «гнездо» из тряпок, смотрит на фантики. Потом вскакивает, ходит взад-вперед по комнате, что-то ищет, потом бросается к «гнезду», обматывается тряпками и выбегает на улицу.

Картина 2.

Пустоватая комната. На полу сидит Туу-тики (в мужской одежде). По полу раскиданы отвертки, ключи и прочие инструменты. Туу-тики собирает немногочисленные бумажки и деревяшки и сваливает в кучу посреди комнаты. Вбегает Муми-тролль.

Муми-тролль: Туу-тики… Я, это… А чего это ты делаешь?

Туу-тики: Собираю, не видишь?

Муми-тролль: А… зачем?

Туу-тики (помолчав): Хочу развести костер.

Муми-тролль: А зачем?

Туу-тики: Н-ну… Э-э-э… Ну, что ты все – зачем да зачем? Ты чего пришел?

Муми-тролль: Да! Я, это… (задумался) А! У тебя еды нету?

Туу-тики: Нету. (Продолжает сгребать «горючее»).

Муми-тролль вздыхает. Туу-тики смотрит на получившуюся маленькую кучку и тоже вздыхает. Поворачивается к Муми-троллю.

Туу-тики: Ладно. Могу дать тебе нямку. А ты мне дашь дров?

Муми-тролль переводит взгляд с Туу-тики на кучку «горючего», обходит ее, оглядывая со всех сторон. Потом гладит себя по животу.

Муми-тролль: Эх! Давай! Найдем что-нибудь.

Туу-тики достает из кармана шоколадный батончик и отдает Муми-троллю.

Туу-тики: Вот! Ешь быстрее и пойдем к тебе.

Муми-тролль (с набитым ртом): Неа… Фам фоводно – у-у-у… А вафем фебе эфоф кофтер?

Туу-тики (быстро): Греться! Мы вызовем солнце! Оно увидит огонь и выйдет на него посмотреть, и наступит весна.

Муми-тролль подпрыгивает от радости и быстро запихивает остатки шоколадки в карман.

Муми-тролль: А ладно, по дороге съем! Пошли!

Муми-тролль и Туу-тики выбегают из комнаты.

Картина 3.

Муми-тролль и Туу-тики забегают в дом Муми-тролля. Пока Туу-тики оглядывается в поисках дров, Муми-тролль сгребает в кучу фантики и сует в лапки Туу-тики.

Муми-тролль: Вот! (Спохватившись, достает из кармана остатки шоколадки и запихивает шоколад себе в рот, а фантик – в кучу в лапках Туу-тики.)

Туу-тики: Это что – все?

Муми-тролль: А что еще?

Туу-тики отбрасывает фантики в сторону и начинает энергично рыться в беспордке Муми-тролля, сбрасывая вещи в одну кучу. Муми-тролль смотрит на разорение своего имущества и тихонько, чтоб не заметила Туу-тики, вытаскивает из растущей кучи барахла плюшевого медвежонка и обнимает его. Потом откладывает его в сторонку и прячет.

Картина 4.

Куча барахла посреди полянки. Туу-тики бегает вокруг и раздувает огонь. Муми-тролль пытается петь: «Гори-гори ясно», но у него не очень получается. Оба жмутся и дрожат от холода. Костер ярко вспыхивает. Раздается короткая птичья трель. Муми-тролль и Туу-тики кричат: «Ура!» и греются у огня. Но раздается шипение, и костер тухнет так же быстро, как и разгорелся. Муми-тролль с разинутым ртом падает на пятую точку, а Туу-тики прыгает к костру и, сидя на корточках, снова начинает его раздувать. Быстро не выдерживает и пинает остатки «дров» и пепел.

Туу-тики: Гадость!

Муми-тролль (глядя на небо): Солнце, ты меня обмануло… Я тебе все подарил, даже фантики все отдал, а ты… (Уходит.)

Туу-тики смотрит ему вслед, затем еще раз пинает то, что осталось от костра, поскальзывается и плюхается в снег. Собирается в клубочек и начинает плакать.

Туу-тики: Это… Это не солнце… Это я… Это же из-за меня все… (Утирает слезы, встает.) Муми! Муми!!! (Уходит, прихрамывая на ушибленную при падении лапку.)

Картина 5.

Пустой дом Муми-тролля. В уголочке на нескольких тряпочках сидит Муми-тролль с уцелевшим плюшевым мишкой в лапах. Раздается стук. Муми-тролль молчит. Стук повторяется. Муми-тролль не реагирует. Дверь в его жилище открывается, и в дом входит большой мешок. Муми-тролль вскакивает и пятится от мешка.

Муми-тролль: Ты… ты к-к-кто? Ч-ч-что это?

Мешок падает на пол – за ним стоит Туу-тики.

Туу-тики: Это я!

Муми-тролль: А… Ты…

Туу-тики: Ты лучше спроси – что вот это! (Указывает на мешок.)

Муми-тролль: Это мешок.

Туу-тики: А что в нем, знаешь?

Муми-тролль: Ой… Солнце?

Туу-тики: Нет. Смотри. (Развязывает мешок и высыпает на пол кучу игрушек, конфет в ярких фантиках и всякой еды.)

Муми-тролль: Ого! Спасибо! (Подбегает, хватает сладости и набивает себе щеки.)

Туу-тики, улыбаясь, наблюдает. В комнате становится все светлее и светлее. Туу-тики подходит к окну, выглядывает и пятится назад с раскрытым ртом. Спотыкается о Муми-тролля и падает.

Муми-тролль (с набитым ртом): Фы фто?

Туу-тики молча указывает куда-то за окно. Муми-тролль тоже смотрит в окно.

Муми-тролль (улыбаясь): Ух, ты! Не обмануло…

Яркий свет, громкое пение птиц.


 

Расскажу, как поэтапно строился процесс работы над инсценировкой сказки «Солнце». С первого взгляда мне показалось, что это история о ссоре Муми-тролля и Туу-тики. Им обоим нужно, чтобы наступила весна. Но способы достижения цели у них разные. Для авторов инсценировки, педагога и ученицы, главным был конфликт между героями и обстоятельствами, между Муми-троллем, Туу-тики и зимой. Но мне как режиссеру такой конфликт не очень интересен, удобен, выгоден. Во-первых, конфликт героя со стихией легче и убедительнее воплощается средствами кино. А во-вторых, если уж делать нечто подобное в театре, то лучше с опытными исполнителями. И хорошо бы «обстоятельства»: зиму, стихию, природу – тоже сыграть, может быть, силами хора, массовки.

Я же хочу поставить спектакль на двух актеров, притом – начинающих. Мне важно, чтобы они научились существовать на сцене в конфликте. Вне конфликта, как мы помним, сценического действия не бывает. Но для начинающего актера очень трудно строить локальный конфликт с близким другом – «соратником», когда его основной конфликт развивается с невоплощенным героем. Это и взрослым профессионалам дается трудно, а моим детям пока и вовсе не под силу. Поэтому я как режиссер сдвигаю конфликт в другую точку. Борьба с холодом из истории никуда не денется. Но пусть будет конфликт между Муми-троллем и Туу-тики.

Этот конфликт рождается из разности их существования в предлагаемой ситуации. Туу-тики действует, Муми-тролль думает, мечтает. И этот конфликт длится до момента, пока Туу-тики за своим желанием развести костер, чтобы стало тепло, не замечает внутренней жизни друга. Только после того как костер гаснет, она понимает, что обидела Муми-тролля. Ведь в огне, который так никого и не согрел, сожжены все его игрушки. Пусть для кого-то это всего лишь барахло, фантики, но для Муми – это драгоценности. Открыв это, Туу-тики забывает про костер, и ее целью становится развеселить Муми-тролля и помириться с ним. После примирения восходит Солнце.

Инсценировка шестнадцатилетней девочки понравилась девяти- и десятилетним студийцам. Случайность это или закономерность? Анализируя процесс работы, я поняла, как правильно, когда дети пишут и играют что-то свое, то, что им близко. Тогда их не приходится втискивать в логику взрослых – они существуют в органичном для них мире. В Настиной пьеске мало текста и много пространства для фантазии, что очень важно для маленьких исполнителей, которые делают только первые шаги на сцене. И хорошо, что герои сказки – вымышленные, небывалые существа. По поводу их характеров и внешнего вида можно фантазировать и придумывать самые невероятные вещи. А ведь дети очень любят выдумывать то, чего нет.

Договорившись с Настей о постановке ее инсценировки в коллективе «Начало», мы с моей коллегой и напарницей Екатериной Кочневой принялись за работу. Прочитали текст и обсудили, чего хотят герои, чего они добиваются. Тут мы еще больше сместили вектор авторского замысла. Разговаривая и играя с нашими исполнителями, мы поняли, что история, в которой маленький мальчик хочет согреться и утешается конфетой, – не по возрасту нашим актерам. Если бы им было 6 и 8 лет, тогда, вероятно, все было бы в порядке. Но они старше. Их желания, мотивы, поступки чуть сложнее. Это уже не мелюзга, а младшие подростки, и отношения друг с другом для них важнее, чем игрушки.

А еще свои коррективы внесли личные особенности наших исполнителей. Арина (Ари) – заводила и придумщица, она старше Димы и опытнее как на сцене, так и в выдумывании разных игр. Дима тоже хороший фантазер, но он младше и поэтому рядом с Ари оказывается, скорее, замечательным партнером, чем лидером. Поэтому в нашей трактовке именно Туу-тики стала главной героиней, а Муми-
тролль – антагонистом.

Так чего же хотят наши герои? Туу-тики хочет согреться. А Муми-тролль – переждать зиму «без потерь», чтобы побыстрее пришла весна. Туу-тики хочет, чтобы ей помогли действовать, ей нужно топливо, чтобы развести костер, а Муми-тролль – подольше оставаться в дреме и сновидениях, и вовсе не считает свои драгоценные фантики топливом. Поэтому он сопротивляется Туу-тики, которая стремится его растормошить и лишить любимой коллекции.

Когда мы начали играть в эту историю, как-то само собой получилось, что она приходит к нему в пещерку, а не он к ней. Имели мы право на такое искажение авторского замысла? Думаю, да, потому что суть и интонация истории от этого не поменялись. О чем мы ставили? О тепле, о дружбе, о мечтах, об играх. Словом, о том, как в сердце и в природе наступает ВЕСНА. А это не противоречило ни сказке Туве Янссон, ни инсценировке Насти Незамутдиновой.

Для начала я предложила ребятам собрать в театре все, что, по их мнению, необходимо в жилище для каждого героя, и тут появились самые невероятные, и на первый взгляд ненужные вещи. «Набор» Туу-тики был примерно таким: палки, огромное количество веревочек, целлофановые пакеты, тряпки, полоска поролона, пустые пластиковые бутылки и рогатка. А Муми-тролль ограничился двумя стульями. Опять все наоборот. Ну и пусть. Невероятными и ненужными эти вещи показались только мне, педагогу. Если ребята их взяли, значит, им так важно.

Потом я попросила Диму и Ари выстроить домики – каждый для своего героя – и разместить их вещи там. После того как домики были готовы, стало понятно, какими ребята видят своих персонажей, как ощущают их характеры. Вот теперь можно попробовать «пожить» в истории Туу-тики и Муми-тролля в созданном исполнителями пространстве.

Поначалу мы не придерживались текста сказки, но сохраняли определенные нами задачи персонажей. И через некоторое время стало понятно, что мешает, а чего не хватает, в том числе из реквизита. К следующей репетиции ребята принесли из дома другой реквизит: коврик и рюкзачок с фантиками для Муми-тролля, вместительную и смешную сумку для Туу-тики.

Теперь мы выстроили пространство совершенно иначе, у нас не было домиков, а все, что нужно и важно, герои носили с собой. Потом мы просили ребят попробовать использовать весь реквизит, который был у них, а не просто носить его в своих рюкзачках. В результате ненужное отсеялось и осталось только самое необходимое. Рогатка Туу-тики при этом сохранилась и стала неотъемлемым атрибутом, символом, выражающим суть ее боевого характера.

Отныне все тренинговые задания были направлены на работу с образами конкретной сказки. Вместо хлопков мы ловили фантики, конфеты и солнечные лучи, а пространство заполняли снежинками, голодными муми-троллями, фантазиями Туу-тики и так далее. Саму сказку «Солнце» мы играли в разных жанрах: «как трагедию», «как детектив», «как ужастик», «как эксцентрическую комедию». Ребята придумывали и играли истории про своих героев, которые могли бы произойти с ними до данного конкретного события. Идеи и зацепки мы отыскивали в тексте сказок Туве Янссон. Истории придумывали сами, а верность характерам и предлагаемым обстоятельствам мира муми-троллей проверяли по авторским текстам. При этом мы старались давать детям задание и удаляться на 3–5 минут, чтобы у них была возможность «потворить» вдвоем.

Конечно, не сразу ребята «нащупали» конфликт: нам пришлось перейти на человеческие отношения Димы и Ари. В режиссуре это называется «я в предлагаемых обстоятельствах». Мы просили проиграть их несколько возможных «а если». А если Ари у Димы отнимет рюкзак, что он будет делать? А если Ари непременно нужна игрушка Димы, как она постарается ее заполучать? А если Ари потребуется помощь Димы, а он не хочет ей помогать, как поступить, чтобы добиться своего? И на каждый вопрос важно было придумать не один, а как можно больше ответов. При этом свои варианты нужно было не рассказывать, а сразу реализовывать в игре.

Потом мы стали думать про костюмы: как могут выглядеть Муми-тролль и Туу-тики. И на последующие репетиции Дима и Ари стали приносить новые и новые варианты одежек. Наконец появились яркие полосатые свитеры в северном стиле, а также смешные сумочка и шапочка, связанные Ари.

И тут у нас возникла САМАЯ ГЛАВНАЯ проблема. Дело в том, что по сюжету истории герои разводят костер. Их костер – центральный образ спектакля. А как его воплотить на сцене? Этим вопросом я была озадачена очень долго, придумывала и предлагала ребятам разные варианты. Однако все для них было чуждо. Казалось бы, решать постановочные проблемы должен режиссер, и я пыталась это сделать. Но в какой-то момент я сдалась: моя фантазия иссякла – все не то!

И я попросила ребят в процессе репетиции пофантазировать, попробовать разводить костер не так, как это обычно делают люди, а как могли бы делать их герои… О, чудесная и неистощимая детская фантазия! Ари из тех вещей, что были под рукой, сама того не подозревая, начала придумывать алтарь и делать нечто похожее на шаманские первобытные обряды вызывания солнца. Это было настолько органично и смешно! Так и родилась сцена разжигания костра.

Ну, а как выстроить финал – восход солнца? Об этом мы тоже долго фантазировали и перебирали разные варианты. По мере работы над сказкой, после того, как в ней стали просматриваться творческие находки моих ребят, пришло совершенно новое и простое решение. Все действо, происходившее на сцене, напоминало события в детской или на игровой площадке. Девочка провоцирует мальчика на совместную игру. Мальчик неумело проявляет знаки внимания к девочке, а она на них колко реагирует.

Стало понятно, что никаких световых эффектов и прочих режиссерских «примочек» не нужно. А нужно… нарисованное рукою Ариши – Туу-тики солнце, которое она дарит Диме – Муми-троллю. Важно, чтобы оно было нарисовано именно ее рукой. Это ей жить в данных предлагаемых обстоятельствах, где ее подарок, рисунок – знак понимания, принятия, примирения.

Так и родился неожиданный и трогательный финал. Туу-тики дарит картинку, и вдруг Муми-тролль быстро целует ее в щечку. Новое возмущение Туу-тики… Но это уже начало новой истории. Это уже другая Туу-тики и другой Муми-тролль. Событие свершилось: их Солнце взошло. Между ними зарождаются новые взаимоотношения. Теперь становится окончательно понятно, что происходит с героями, отчего у них случилась ссора и в чем на самом деле суть конфликта. История близка и понятна детям. И хотя нам, взрослым, подобные ситуации могут показаться смешными и наивными, все мы когда-то выросли именно из таких историй.

После премьеры ребята стали более открытыми и мягкими в общении друг с другом и с окружающими. В наших силах – помочь детям быть свободными, искренними, радоваться окружающему миру…

TopList