Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Материалы. Родительское собрание

Как дети, так и подростки имеют право на получение информации, которая касается их здоровья и благополучия. Исследования говорят о том, что подобные знания укрепляют в подростках чувство ответственности, поддерживают процесс их развития, а также сохраняют и укрепляют их здоровье. Роль школы, системы здравоохранения и других официальных инстанций, оберегающих здоровье молодежи, сегодня более важна, чем когда-либо раньше, поскольку противовесом им являются средства массовой информации с сильным коммерческим и сексуальным уклоном.

Элина Корхонен ,
г.Вяэстолийто, Финляндия

Сексуальное воспитание

Искусство общения и основы здорового образа жизни

Важность воспитания в сфере здоровья

На время пребывания детей в средней школе приходится большое количество различных событий, имеющих отношение к здоровью, – закладываются основы самооценки, ребенок проходит большую часть своего сексуального развития на уровне разума, чувств и собственной физиологии. Одновременно он осознает происходящие в своем теле изменения. Укрепляются самосознание и интеллект, завязываются первые близкие, возможно даже, интимные отношения, развиваются навыки взаимодействия с другими.

Кроме этого, у детей закладывается (по крайней мере, можно так надеяться) осознание понятий ответственности и обязанностей. Подросток делает постоянный выбор в отношении вопросов получения удовольствия, физической культуры, родительства и т.п. Именно поэтому воспитание в сфере здоровья имеет в школе такое большое значение.

Обучение искусству отношений

Навыки взаимодействия и обучение этим навыкам являются важными составляющими становления человека. Будучи рядом с воспитателем, ребенок или подросток непрерывно получает информацию о человеческих отношениях, дружбе, семье. Изучение в школе вопросов, касающихся человеческих взаимоотношений, поможет подросткам получить правильную информацию, развить свои социальные навыки и сформировать собственные представления и мнения. Им будет легче впоследствии принимать во внимание как свои собственные права и обязанности, так и права и обязанности других. Благодаря школе ребята с юности усвоят: каждый обязан выслушать пожелания другой стороны и уважать установленные ею границы.

Пожалуй, важнейшая цель воспитания в сфере благополучия и человеческих отношений заключается в поддержке самооценки подростка. Если ученик чувствует к себе уважение, то его самооценка тем самым укрепляется. Ребята в значительной степени отличаются друг от друга по опыту, ценностям и отношению к жизни. Но каждый из них заслуживает уважения. Поэтому классному руководителю стоит помнить о неизбежных отличиях и стремиться, чтобы все ученики его класса испытывали к себе уважение со стороны других и чувствовали себя безопасно в группе.

Разговор о человеческих отношениях дает подросткам информацию к размышлению о собственных границах и собственном росте. Хорошо проинформированный подросток, умеющий принимать свои собственные решения и отвечать за свои действия, сможет лучше защитить себя. Он также сможет постоять за свои права и принять решения в защиту своих интересов.

Повсеместность сексуального воспитания

Сексуальное воспитание является частью человеческого становления и обучения навыкам жизни. Поэтому сексуальное воспитание происходит не только на отдельных уроках, проводимых специалистом. Помимо школьного учителя, все остальные взрослые, находящиеся в повседневном контакте с ребенком, – родители, родственники, воспитатели в детском саду и даже тренеры в спортивных секциях и танцевальных клубах – являются его сексуальными воспитателями, будь то осознанно или неосознанно.

Средства массовой информации также функционируют в качестве сексуальных воспитателей – как в хорошем, так и в плохом смысле. Интернет, телевидение, многочисленные газеты и журналы предоставляют ребенку не только большое количество разнообразной информации, но и наглядные материалы о пребывании в роли мужчины и женщины, о сексуальности. Под таким прессингом, да еще и с учетом собственных психофизиологических изменений взрослеть совсем не просто. Поэтому в своем индивидуальном развитии подросток всегда нуждается в поддержке.

Система ценностей и отношение к жизни прививаются ребенку, главным образом, дома. Тем не менее, школа может предоставить ему хотя и нейтральную, но весьма точную информацию об особенностях отношений, углубить и закрепить проделанную дома работу. Зачастую подростку легче беседовать о вопросах, касающихся его развития, с кем-либо иным, нежели с собственными родителями.

Хорошее сексуальное воспитание даст подростку информацию и навыки, которые впоследствии смогут уберечь его от многих неприятностей, – таких, как венерические заболевания или незапланированная беременность. Подросток сможет не только научиться прислушиваться к своему внутреннему голосу, но и находить в себе смелость относиться к нему серьезно и следовать его советам, несмотря на многочисленные соблазны или давление.

Роль учителя в сексуальном воспитании

Воспитательная роль педагога может быть неоценимой. Становление каждого ребенка здоровым индивидуумом требует того, чтобы рядом находились такие взрослые, которые видят и слышат, верят и доверяют. Значение школьных лет поистине огромно в закладывании фундамента будущей взрослой жизни. При этом важно каждое мгновение, потому что оно влияет на картину всей последующей жизни.

Никакие меры не смогут защитить детей от нездоровой информации и экспериментов. Поэтому здоровая, правильная информация должна предоставляться им еще более интенсивно. Разговор о тех или иных вопросах заставляет о них думать, облегчая тем самым отторжение ложных идеалов, предлагаемых средствами массовой информации. Беседа делает картину выбора более четкой и тем самым помогает принимать правильное решение.

Задача взрослого заключается в том, что он должен объяснить подростку разницу между правдой и ложью, здоровым и нездоровым отношением к сексу. Подросток может вступить в спор и предложить когда-то им самим услышанные контраргументы. В этом случае его скорее интересует ответ взрослого, чем заявление своего собственного мнения. К тому же он сможет также получить ценную информацию, которая поможет ему в борьбе за собственное здоровье в кругу приятелей и под их давлением.

Сложности разговора с подростками

Навыки человеческих отношений и сексуальное воспитание являются трудными сферами преподавания. У многих детей сама тема может вызвать замешательство и даже стыд, но, несмотря на это, она всегда остается для них интересной и важной. Так же и для большинства преподавателей тема секса является трудной и даже пугающей. По части сексуальности бытует огромное количество мифов, запретов и стыда, уходящих корнями в историю. Чем ближе человек знакомится с данной темой и с собственной сексуальностью, тем легче ему об этом говорить.

В беседах на темы, близко затрагивающие аспекты собственной жизни, важно провести черту в отношении того, насколько преподаватель будет раскрывать свою жизнь в процессе обучения. Каждый имеет право на конфиденциальность в сфере своей личной жизни. Хорошим примером является именно сексуальное воспитание, в контексте которого преподаватель должен четко вывести вопросы собственной сексуальности за пределы своей профессиональной роли и процесса обучения.


Надо верить в то, что следующему поколению будет легче ориентироваться в своей собственной жизни без тех досадных промахов, без тех ошибочных представлений и неуверенности, через которые нам самим зачастую пришлось проходить.


Например, учащиеся могут спросить: «А Вам когда-нибудь делали аборт?», – для того чтобы проверить интимность ситуации. На самом деле учащемуся не столько интересна личная жизнь преподавателя, сколько он хочет испытать свои границы и узнать, нужно ли охранять свою частную жизнь. Правильно было бы ответить так: «Эта информация – не для тебя и ни для кого другого, потому что сексуальность каждого – его личное дело, деликатная сфера жизни, о которой нет необходимости никому рассказывать. Согласно исследованиям… и т.п.». Таким образом подросток получит информацию о том, что у каждого человека имеются свои собственные важные границы и что он сам также защищен на уроке от «подглядывания» в его личную жизнь.

Для усиления эффекта в рамках учебного процесса можно, конечно, воспользоваться живыми примерами из опыта своей личной жизни. Можно поведать о настолько отдаленных событиях, что рассказ о них не будет восприниматься как откровение. Сексуальность  – такая тонкая сфера, которая должна оставаться за пределами беседы о собственном опыте. Однако о разного рода «оплошностях» в своих личных отношениях вполне можно рассказать. Ребят невероятно позабавит, что их учительница когда-то была влюблена в шофера автобуса или в собственного учителя!

Учимся говорить

Беседы о человеческих отношениях, здоровье и сексуальности могут вызывать у учителей затруднения и даже стыд. В такой ситуации важно перебороть в себе замешательство и осознать правоту своего дела. Нужно принять самостоятельное решение о начале естественного, непринужденного разговора. Надо верить в то, что следующему поколению будет легче ориентироваться в своей собственной жизни без тех досадных промахов, без тех ошибочных представлений и неуверенности, через которые нам самим зачастую пришлось проходить.

Какими словами воспользоваться? В реальной ситуации мы часто оказываемся неподготовленными и краснеем, давая понять, какое замешательство в нас пробуждает предмет беседы. В этом случае можно сказать: «Вы, наверное, смогли бы рассказать мне обо всем этом куда смелее, чем люди моего возраста. Однако сейчас я сама хочу взять слово, чтобы донести до каждого из вас эти важные вопросы». Подросткам необходимо услышать резонные слова рассудительного взрослого, так как их беседы со сверстниками часто проходят в контексте намеков и сквернословия.


Верьте в то, что невинность подростка не пострадает в результате нормальной беседы о чувствах, о ценности собственного тела, человеческой нежности, чуткости, уважении к личной жизни, близости и сексуальности.


Важно найти такие слова, которые бы хорошо и естественно звучали в вашем собственном исполнении,  – вместо привычных подросткам непристойностей. Тогда у ребят будет достойная альтернатива. Однако публично произнести эти слова – совсем другое дело. Поэтому нужно репетировать вслух. Взрослым лучше беседовать между собой о том, что они читают и слышат, или же каждый может беседовать вслух в одиночестве.

Трудность разговора на тему человеческих отношений и сексуальности связана с тем, что многие из нас научены тому, что об этом можно говорить только «в темноте и спьяну». Разрешите себе говорить на эти темы при дневном свете. Верьте в то, что невинность подростка не пострадает в результате нормальной беседы о чувствах, о ценности собственного тела, человеческой нежности, чуткости, уважении к личной жизни, близости и сексуальности.

Если какое-то трудное для себя слово повторить вслух достаточное количество раз, то, как это ни удивительно, оно начинает произноситься без малейшей дрожи в голосе. И хотя время от времени можно запутаться в словах, – ничего страшного. Искренний смех освежает тему, которая и без того не должна быть предметом излишней серьезности.

Работа с родителями

Родителям стоит быть информированными о содержании проводимого в школе обучения, касающегося человеческих отношений и благополучия. Контакт с родителями имеет смысл организовать, например, в форме родительских собраний. С родителями можно беседовать о свойственных молодости задачах развития и о ступенях сексуальности, рассказать им о том, почему воспитание в сфере здоровья и человеческих отношений является для подростков столь важным.

Продемонстрируйте родителям содержание ваших уроков или классных часов. Проведите с ними беседы на те темы, которые вы сами хотели бы акцентировать, или поговорите с ними о том, что вынесено на повестку дня самими родителями. Пользуйтесь тем опытом и той информацией, которые были получены Вами в процессе беседы с учениками.

TopList