Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Идеи для самоопределения

Классное руководство в новое время

С доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики Педагогического института саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Екатериной АЛЕКСАНДРОВОЙ беседовала Татьяна АЛЕКСЕЕВА.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

– Вы могли бы вкратце определить свою педагогическую позицию?
– Важно научить ребенка выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию собственного развития. Научить его понимать самого себя, свои возможности и потребности. И при этом учитывать, насколько последние сочетаются с социальными нормами.
Почему-то у нас индивидуализацию образования часто воспринимают как изолированность от других учеников, от социума. Я придерживаюсь другой позиции: понимание себя невозможно без понимания других, без взаимодействия с другими.
Самоопределение человека требует сотрудничества с другими людьми, с одно- и разновозрастными группами. Но важно сохранить индивидуальность.
Для себя я давно определила, что самый первый этап моей работы с детьми – организация их взаимодействия, которая приводит к событийности. Только тогда мы можем вывести ребенка к пониманию самости, к пониманию его собственных интересов и целей.

УСПЕХ И СОТРУДНИЧЕСТВО

 Не слишком ли большое внимание в современной педагогике стали уделять категории «успешности»? Интерес к личному успеху подстегивает подростка соревноваться со сверстниками. Он растет в ситуации конкуренции, а не сотрудничества. Нет ли тут опасности?
– Когда ребенок выстраивает индивидуальную траекторию образования, он не вступает в соревнование с другими. У него идет соревнование с самим собой – предыдущим, каким он был еще недавно. Вот это – главная идея. Ребенок совместно с педагогами и родителями решает, как он будет развиваться, намечает себе путь и двигается по нему.
– Но ведь для человека важно умение принимать себя даже в каких-то провалах, ошибках. А тут закрепляется убеждение, что любой ценой необходимо быть успешным. И оно порождает внутренний конфликт, а не только проблемы в общении. Невозможно всегда быть «на высоте»…
– Если мы учим ребенка быть успешным и достигать намеченных целей, то обязательно должны проводить и классные часы, и индивидуальные консультации о том, как вести себя в «неуспехе». Ведь прежде чем предоставить ребенку выбор, мы должны научить его выбирать и жить с этим выбором. Предлагая подростку свободу, необходимо говорить с ним о готовности к ситуации свободы, о том, как в ней жить, и как принять ответственность за результат этой свободы.
Точно так же и с успехом-неуспехом. Ребенок должен быть готов к успеху. Потому что многие дети совсем не готовы быть успешными. Для них ситуация успеха – это тоже определенный стресс. Также мы должны учить их жить в ситуации неудач, ошибок. И воспринимать неуспех как точку опоры для движения вперед.
– А как научить детей принимать другого, если он слабее? Ведь это только в теории ребенок растет над самим собой. На практике подростки все равно сравнивают, кто из них лучше, умнее, сильнее...
– Как правило, если ты в одном деле слабее, то ты сильнее в другом. Задача классного руководителя – показать эту разность, раскрыть перед детьми, что каждый из нас успешен в чем-то своем. Бывали случаи, когда мы затевали общешкольное мероприятие, чтобы попытаться создать ситуацию успешности для одного-единственного ребенка. Предположим, показать его в какой-то выигрышной роли. Под него и писали сценарий.

ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

– Обычный классный руководитель, кроме преподавания, вынужден улаживать кучу рутинных проблем – с успеваемостью, с дисциплиной, с прогулами, с мелкими и крупными ЧП. При такой занятости приходится выделять приоритеты. Какая из задач в работе классного руководителя первостепенна, по-вашему?
– У современного классного руководителя из всех функций воспитания остается, к сожалению, лишь организаторская. Он координирует жизнь класса. И вот в этой единственной роли, которую ему навязывает ограниченное количество времени, он может так организовать ритм жизни класса, чтобы было удобнее детям. Попросить завуча выстроить расписание определенным образом, попросить учителей-предметников о том или ином графике контрольных работ, заранее выстраивать график самостоятельных работ. Постараться сделать жизнь ребенка более комфортной, исходя из того минимума возможностей, который есть.
– Получается ближе всего к здоровьесбережению.
– А это и есть самая первая задача классного руководителя.

ЧТО МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЬ

– Ну а всякие воспитательные моменты – это уже следующий уровень? Каковы границы этого понятия – «воспитательная работа»? Что можно воспитать в детях, а что нельзя?
– Я всю жизнь работала со старшеклассниками. Поэтому мой ответ применим только к ним. Старшеклассников воспитать мы уже не можем. Но мы способны создать условия и попробовать мотивировать человека, чтобы он ими воспользовался. А вот уж воспользуется он предложенными возможностями или нет... Эта неопределенность и отсроченность результатов воспитания, конечно, вносит свои коррективы. Мы можем просто посоветовать: «Давай посмотрим, что ты в себе сам можешь развить. И если ты захочешь развивать именно это, то к чему тебя это приведет».
– То есть получается, что он должен прочувствовать это как личную потребность?
– Да, классный руководитель здесь работает как созидатель условий, проектировщик.
– Одно дело научиться организовать свое время и приобрести какие-то навыки, и совсем другое – не ударить того, кто слабее. Это ведь разные вещи. Нравственность подразумевает понимание чувств и состояний другого человека. Так на что должны быть направлены усилия классного руководителя?
– Здесь можно рассмотреть реальный вариант и идеальный вариант. Если мы берем реального классного руководителя, у которого на полторы-две ставки учебных часов, то у него действительно остаются исключительно организаторские функции. Он даже не успевает подготовиться к классным часам, которые должен вести. Ему будет очень трудно выстроить систему классных часов.
Если мы говорим о человеке, который менее загружен или более предан вопросам воспитания, то тут уже, конечно, мы можем говорить, что он способен продолжить работу, начатую в начальных классах, – воспитание нравственности, гражданственности и так далее.
– А понимание того, что чувствует другой человек, – оно входит для вас в воспитательную работу?
– Да. Мы с Натой Борисовной Крыловой даже писали книгу «Очерки понимающей педагогики». Для меня понимание – одно из ключевых качеств классного руководителя.

ТРУДНОСТИ С КОЛЛЕГАМИ

– К сожалению, в наших школах учитель нередко настроен более творчески и открыт новым идеям, чем школьная администрация. Есть ли выход из этой ситуации?
– Есть одна печальная закономерность: как только у классного руководителя улучшаются отношения с детьми, у него ухудшаются отношения с коллективом – и с администрацией тоже, как это ни странно.
Здесь возможны два пути развития отношений со школой. Первый вариант: классного руководителя перестает принимать коллектив, а директор школы его понимает и поддерживает. В таком случае умный директор ставит кураторами в классы, работающие по новым принципам, неодобрительно настроенных учителей. И если хотя бы год учитель, который не понимает сложность и штучность такой работы, понаблюдает за ней, то он, как правило, начинает уважать коллегу, признает ценность нового подхода.
Второй вариант – это если администрация не принимает никаких преобразований в школе. В таком случае важно не поддаваться чувству обреченности, а спокойно делать свое дело наедине с классом. Предположим, куратор видит, что определенный педагогический подход или метод дает хорошие результаты. Если есть необходимость, то в отчете порой приходится показывать результаты, которые нужны директору. Но зато куратор вместе с детьми и их родителями будет знать, что есть вариант жизни, который останется между ними и который их общую жизнь делает насыщенной, интересной, продуктивной. Основные усилия, конечно, надо направить на то, что необходимо детям и их родителям.

САМООБРАЗОВАНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

– Если у классного руководителя все-таки есть силы на самообразование, в какой сфере ему важнее пополнить свои знания? Что важнее – изучать психологию или, может быть, теорию управления, чтобы научиться быть хорошим организатором?
– Мне кажется, важно и то, и другое. И социологию обязательно.
– Социология поможет понять процессы, которые идут в коллективе?
– Да. И в молодежных субкультурах. Хорошо бы учителям лучше знать особенности молодежных субкультур, тем более что сейчас все это очень активизировалось.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

– Больной вопрос для клас­сных руководителей – работа с родителями и формы этой работы. Многие родители в наше время настолько загружены, что им бы только сдать ребенка в школу, как в камеру хранения, и ни о чем больше не беспокоиться. Есть ли какие-то способы повлиять на эту ситуацию?
– У нас есть реальный опыт возвращения родителей в родительскую позицию, не исключая сверхзанятых родителей. Например, идея эсэмэсок с родителями оказалась очень плодотворной. Даже элементарные эсэмэски, электронная почта экономят время. Почему бы с родителями не списываться эсэмэсками?
– А что еще можно сделать?
– Мы предлагаем в школах проводить акцию «Письмо недели»: «Напиши письмо своей маме, чтобы мама вспомнила, что ты есть на свете». Или рекомендуем создавать в Интернете чаты и форумы для родителей.
«Проживи один день со своим ребенком» – это проект зала ожидания для родителей в школе. Ведь на дверях очень многих школ написано: «Родителям в школу вход воспрещен!» И даже в морозы родители, бабушки и дедушки вынуждены стоять на улице. Это просто безобразие! Стоит ли после этого удивляться, что родители не идут в школу?
Даже если есть место в вестибюле, оно не организовано для родителей. Поэтому нужно создавать залы родительского ожидания. Обустраивать место, где родители могут спокойно сесть, полистать журналы по педагогике. Посмотреть по телевизору какие-то зарисовки с уроков, внеклассных мероприятий, чтобы увидеть своего ребенка в неожиданной ситуации. Нужна еще «говорящая стена» для родителей, где не одно объявление повесили раз в год, а где родители могут давать друг другу советы, где бабушки могут приклеивать рецепты, как быстро вылечить насморк в домашних условиях. Таким образом и общность родительская создается, и легче формировать родительские и попечительские комитеты.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

– Но проблему родительских собраний эсэмэски вряд ли помогут решить...
– Важно перестать оценивать работу классного руководителя по тому, сколько родителей пришло к нему на собрание. Он не виноват. Это реалии времени. И мы никак не можем их изменить. Есть небольшая группа родителей, которая все-таки придет. Этого достаточно.
Родительские собрания можно организовывать не по классам, а по проблемам детей. Пусть соберутся родители, допустим, с 8 по 10 классы по одной общей проблеме: «Ребенок курит. Что делать?». В школе должна висеть большая афиша: «Мы проводим такую встречу, на которой, дорогие родители, выступит тот-то и тот-то». Например, на собрании выступит родитель, который уже справился с этой проблемой. Яркие, зазывные афиши. Настоящие пиар-акции. Благодаря этому в школе тоже создается единое информационное поле.

СЦЕНАРИИ

– А как вы относитесь к сценариям как жанру? Например, если сценарий пишет сам классный руководитель, а дети в этом не участвуют, будут ли они заинтересованы в результате?
– Естественно, что рядовой классный руководитель берет готовый сценарий. И будет делать это до тех пор, пока они в библиотеке не кончатся, или пока он сам не почувствует, что они не подходят его классу. Но постепенно многие учителя понимают, что надо или совместить два сценария, или сделать нарезку из десяти сценариев, или привлечь к сочинению учеников. Сделать что-то близкое конкретным детям. Потому что в хорошем мероприятии важнее всего эмоции, которые его окружают.
Самое главное – предчувствие успеха, ощущение счастья, азарт. Как бывает, когда мы Новый год празднуем… И даже если сценарий будет не очень ловкий, нечетко выстроенный, дети будут две недели жить его воплощением, и это важнее.

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

– А как можно разнообразить традиционную форму клас­сных часов?
– Нам надо разомкнуть границы конкретного класса. Сказать ученикам: «Ребята, вот сейчас здесь будет проходить классный час по такой-то теме, в соседнем кабинете – по другой, а вон там – по третьей. Пожалуйста, выберите и разойдитесь по кабинетам».
Придут те же тридцать детей. Но на классный час придут именно те дети, которым интересна эта тема. И это сэкономит время классных руководителей во много раз.
Предположим, в «А» классе работает великолепный литератор, который делает литературные композиции как классный руководитель.
Но в «Б» классе работает учитель, заинтересованный в психологии. И он может устроить классный час по самоопределению. А в «В» классе историк увлечен темой патриотического воспитания.
В результате каждому клас­сному руководителю пришлось подготовить лишь один клас­сный час вместо трех. А дети получили более квалифицированный педагогический клас­сный час. И все счастливы, и время сэкономлено.
Может возникнуть опасение, что дети будут приходить только на те классные часы, которые им интересны. Ну, значит, у ребенка сейчас именно эта тема болит. Наступит время, он придет на что-то другое. Важно создать общность параллели, общность возраста, сообщество школы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИССКУСИЙ

– Какие формы внеклас­сной работы вам наиболее близки?
– Я очень люблю дебаты. Только они должны касаться проблем, волнующих детей, а не событий конкретной школы, не внутренних конфликтов. Иначе это приведет к другому эффекту.
– Есть распространенная форма организации дискуссий, когда берется повод – например, курение. А дальше класс разбивается пополам по принципу: ты будешь – за, ты будешь – против. Не слишком ли это механический подход?
– Я бы попросила детей по очереди побыть в каждой роли – и в «за», и в «против». Этим как раз и формируется возможность выбора. Ученик посидел на чужом стуле, испытал разные ощущения, рассмотрел разные доводы – тогда он сможет определить свою позицию. Но если ему будет навязана только одна позиция, то это вызовет отторжение.
К тому же любое «за» можно разделить еще на несколько категорий. «За» – потому что нельзя было поступить иначе. Другой вариант: потому что это доставляет удовольствие или модно. И «против» тоже возможно по разным причинам. Это позволит разбивать класс на микрогруппы, которым задана та или иная ситуация. А у детей будет развиваться более объемный, разносторонний взгляд на проблему.

ЯЗЫК ПЕДАГОГИКИ

– Язык теоретиков от педагогики крайне далек от реального учителя. А учитель-практик говорит только о фактах и не очень хорошо их обобщает. Как помочь им услышать друг друга?
– Языка общего действительно нет. И отсюда идет отторжение педагогами любых форм и видов теоретических знаний. Когда выходишь к аудитории, сразу чувствуешь – пошла волна отторжения: «Что ты сейчас нам будешь говорить? Ты лучше выйди к доске, постой и поработай».
Если мы читаем учителям теоретические лекции, мы должны каждый этап теории обязательно подкреплять практическим опытом, чтобы педагоги могли сразу посмотреть, как это применяется.
В Центре психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» (рук. М.Р. Битянова) предлагают классным руководителям, когда те учатся, повышают квалификацию, приносить с собой фотографию класса.
Воспринимая теорию, учитель смотрит на детей своего класса и думает: «А пойдет ли это с моими?». Мы попробовали использовать эту форму на родительских собраниях. Предложили родителям: принесите фотографию своей дочки или сына. И пока их ругает классный руководитель, посмотрите на фото и подумайте.
Если рассказ о теории не опирается на опыт, никакого общего языка у педагогов и ученых не возникнет.

TopList