Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

Школьный музей

Музей как форма собирания и осмысления школьниками человеческого опыта, как ниточка, связующая поколения, – очень перспективное направление воспитательной работы.
Если ребенок почувствует себя включенным в традицию, укоренившуюся в прошлом и протянувшуюся в будущее, на многие свои дела и поступки он посмотрит серьезнее. Ведь от всего этого потом останется след в музее. Результаты его усилий когда-нибудь привлекут внимание следующих поколений учеников.
Школьный музей может стать для детей не только формой сохранения прошлого, но и пространством созидания живого настоящего. Идея собирать в школьном музее рассказы о сиюминутных поездках, экскурсиях, фотоотчеты и результаты проектов, семейные истории и воспоминания может подтолкнуть детей к новому взгляду на себя и на свою школьную жизнь.

Екатерина Истрина ,
классный руководитель 8 класса, директор музея истории школы №69, Москва

Преемственность поколений

Опыт музейного собирательства в одной отдельно взятой школе

Всякий опыт бережного изучения прошлого не только укрепляет нравственные основы в школе, но и способствует связи разных поколений.


При строительстве Нового Арбата в 1962 году здание нашей школы снесли, а саму школу перевели в Дурновский переулок (ныне это переулок Композиторов). К тому времени в школе уже был военный музей. И для бывших выпуск­ников он представлял собой нечто памятное, что их объединяло.
Дело в том, что наша школа сначала находилась на Арбате. Открылась она в 1937 году. Из учеников, окончивших школу в 1941 году, все ушли на фронт, но некоторые выжили и вернулись. Те, кто уцелел, собрались и решили, что в школе надо что-то устроить в память о погибших друзьях. И договорились собираться в школе каждый год, чтобы вспоминать ушедших.

Как мы унаследовали музей

После того как школу перевели в Дурновский переулок, выпускники военных лет думали, что смогут здесь по-прежнему ежегодно собираться. Но в школе появилась новая администрация, которая стала препятствовать этим встречам. Назначенный директор уже не чувствовал связи с традицией прежней школы. Тогда ветераны обратились в правительство Москвы с просьбой какой-нибудь школе-новостройке присвоить номер их старой арбатской школы…
Они передали нам все те памятные вещи и реликвии, которые у них оставались. Так у нас возник музей истории школы. Он играет в нашей жизни особенную, ни с чем не сравнимую роль.
Музей истории школы возник в 1997 году на материале, который был собран еще в начале становления нашей школы. Здесь много подлинных экспонатов, отражающих жизнь бывших выпускников 69-й школы. Речь, прежде всего, идет о том поколении, которое от школьных парт ушло прямо на фронт. Именно выпускники 1939–1941 гг. помогли создать основную экспозицию музея. В школе №69 учился Булат Окуджава. Он не раз приезжал к нам, когда был в Москве во время сборов «военного» выпуска. В музее есть фотография, где он снят в нашей школе.

Уникальные экспонаты

До сегодняшнего дня нам все еще поступают подарки от бывших учеников арбатской школы в виде писем с фронта, сочинений, клас­сных тетрадей, дневников и удивительных классных журналов, которые вели сами дети. Надо сказать, они бережно сохраняли их очень долгие годы.
Например, у нас есть журнал, который начали в 1939 году. Вели его 39-й, 40-й и 41 год до последнего дня. Последняя запись – от 17 июня 1941 года. Именно в тот день всему классу вручали аттестаты зрелости. Никто из них не думал, что 22 июня прогремит война.
Наш музей имеет, конечно, уникальные экспонаты, потому что они переданы людьми, которые прошли с ними весь фронт. Вот есть пилотка Николая Георгиевича Высоцкого, одного из самых активных наших дарителей и помощников. Он прошел в ней всю войну. Он так же передал нам свои погоны нескольких рангов.
Очень много мы получили в дар от известного режиссера Сергея Николаевича Колосова. Он оставил дарственную надпись на книге «Две судьбы», которую его супруга Людмила Касаткина написала в прошлом году. Марина Сергеевна Клюшкина передала нам очень много материалов и написала воспоминание об открытии школы в 1937 году: как школа открывалась, как вносились парты, как вешались шторы, как натирались полы. Тогда сами ученики принимали непосредственное участие в открытии своей школы.

Воспоминания и фотографии

У нас есть воспоминания выпуск­ников о том, как они приходили во двор школы после войны, узнавали, кто остался жив. По воспоминаниям можно хорошо понять их чувства. И мы пытаемся наших школьников – современных ребят на это направить. Предлагаем им представить себя на месте учеников тех военных лет: как они заходили во двор своей школы, какие у них возникали чувства или мысли.
Один из выпускников этого класса лично рассказывал ребятам: «Когда мы днем осознали, что началась война – это к 12 часам дня, после выступления Молотова, – мы все собрались во дворе школы». И уже там они решали, куда они пойдут. Школа относилась к Киевскому району, и они все пошли в Киевский военкомат.
У нас удивительные есть фотографии – например, последние фотографии выпуска 1941 года с учителями-предметниками. Есть в музее и стенд, посвященный учителям. Это наша дань им за то, что они так воспитали своих детей.

Вещи военного времени

Особенно сильно на ребят действуют подлинные материалы, которые они могут подержать в руках. Вот, например, старые школьные дневники конца 1930-х гг. Все чернила в них уже выцвели. Они были когда-то сиреневыми, сегодня стали зелеными. Там не ставили отметки цифрами «5» и «4», там ставили «хорошо», «зачет», «отлично».
Есть среди экспонатов настоящая армейская фляжка, подаренная выпускником школы Николаем Георгиевичем Высоцким. Я детям показываю вот эту истертую фляжку, даю подержать в руках. Ведь она спасла сотни жизней! Бывший владелец фляжки служил артиллеристом на «катюше», а «катюши» – секретное оружие. У артиллеристских частей были долгие ночные переходы. Порой на сотни километров приходилось растягивать капли воды. И вот эта крохотная фляжка была олицетворением жизни. Когда детям показываешь, что такое капля воды для человека в смертельной опасности, то дети очень хорошо это ощущают.
Или вот один выпускник военного времени принес свое письмо классному руководителю, в котором пишет, как увидел смерть своего одноклассника, увидел, как тот упал, сраженный пулей. Два одноклассника служили в одной роте. А до этого они всю жизнь жили в одном дворе, вместе играли, бывали друг у друга. И когда один из них видел смерть второго, то для него эта смерть была совершенно особенной.
Когда я показываю и рассказываю все это ученикам, я никогда не слышу ни разговоров, ни смешков, ни шушуканий. Они словно растворяются в прошлом на те 40 минут, пока идет экскурсия. А потом им надо дать еще чуть-чуть времени, чтобы прийти в себя.

В музейной тишине

Часто я просто приглашаю в музей какой-нибудь класс. Вот, например, заболел учитель. «Так давайте навестим наш музей», – предлагаю я. Закрываю дверь, и мы как будто на машине времени переносимся в прошлые десятилетия, в военное время.
Для таких экскурсий совершенно не требуется близость какой-нибудь торжественной даты. Приуроченность к дате пусть останется для мероприятий в актовом зале. А в музее, посвященном человеческим судьбам, не место формальному мероприятию.
Вот как песни Окуджавы, его дух, его мелодии, – они не для тысячных залов, они для очень маленькой аудитории. Но только тогда, в тишине, его можно по-настоящему почувствовать. И только так, не в шуме и суете праздника, а в тиши и сосредоточенности, дети могут почувствовать, что такое 17 июня получить аттестат, а 22-го с мешком личных вещей уже стоять у воен­комата.

Живое настоящее

Наш музей связан и с сегодняшней историей, которую дети продолжают творить собственными руками. Музей разделен на две части. Одна часть посвящена старой арбатской школе, а вторая связана с нашей сегодняшней школой.
Мы сохраняем самые интересные детские рисунки, сочинения, поделки. Мы также сохраняем результаты всех наших творческих и исследовательских проектов. Обязательно размещаем в музее фотографии со всех общешкольных мероприятий. Кроме того, мы очень много с детьми ездим на экскурсии (в другие города, в частности), в поездках много фотографируем и всегда стараемся написать какую-то работу о поездке.
Так что в музейной экспозиции день вчерашний и день сегодняшний переплетаются.

Работа с фондами

У нас есть актив музея – это дети, которые помогают разбирать фонды, а они у нас огромные.
Вот сейчас мы занимаемся новой экспозицией. Подготовили фотографии. Надо вырезать бумагу для подписи под фотографиями. У меня как у директора музея физически на это времени нет. Все делают дети. Печатают аннотации к фотографиям тоже дети. И с некоторыми музейными стендами работают.
В музее есть некоторые особенно ценные исторические документы, которые просто так, без внимательного присмотра нельзя дать детям в руки. Но во всей остальной работе с фондами они принимают самое активное участие.
Ребята собирали материалы не только по участникам Великой Отечественной, но и просто по биографиям известных людей – выпускников школы, и сами делали о них памятные альбомы.

Наша позиция

Музей в нашей школе – одно из главных средств воспитательной работы. Например, очень важно сегодняшним детям объяснить, что такое сплоченная армия и что такое искреннее служение своей отчизне. Протянуть ниточку в прошлое, показать на реальных примерах, как наши отцы, деды и прадеды служили своей родине.
«Мы с ними – единое целое», – вот что в идеале дети должны почувствовать. А испытать подобное ощущение они могут, только вкладывая собственные силы, участие, время в поддержание связи с прошлым.

От редакции
Дорогие учителя! А как вы сами думаете: действительно ли школьный музей может помочь восстановлению утраченных связей между поколениями, дать детям ощущение прочной связи с прошлым их страны и семей?
Если у кого-то из вас есть похожий опыт или вас заинтересовала идея музейного собирательства в школе, пожалуйста, напишите нам. Расскажите о своем опыте, поделитесь мнениями и результатами.

TopList