Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

День победы

Организовать в школе праздник 9 Мая с каждым годом все труднее. Во-первых, потому что Великая Отечественная война – слишком далекое прошлое для современных школьников. Многих участников войны уже нет в живых, рассказы о войне дети слышат вокруг все реже, книжки о войне читают все меньше, да и хороших новых фильмов о войне крайне мало. Да и сегодняшняя реальность, что ни говори, кардинально отличается от той эпохи.
А вторая причина – та, что День Победы отмечается в школах вот уже несколько десятилетий, и эта многолетняя традиция привела к тому, что мероприятия этого праздника очень уж заформализованы.
Однако сегодняшние материалы показали, что, во-первых, выдумка не иссякает и рождаются новые идеи. А во-вторых – что и хрестоматийную форму можно наполнить живым содержанием. И здесь, и там многое зависит от реальной вовлеченности учеников в подготовку празднования. Поиск материалов, самостоятельное изготовление костюмов и декораций, сочинение сценарных ходов, – замечательная возможность для учеников побольше узнать об особенностях и трагических поворотах военного времени.

Татьяна Коновалова

Холокост – трагическая страница Второй мировой войны

Материалы для классного часа в средней и старшей школе

Классный час, посвященный Холокосту, не только раскроет ученикам масштабы человеческих жертв во время войны, но и поможет сложиться новому представлению о героизме – не на фронте, а в собственном доме, в тылу, под постоянной угрозой смерти за помощь и укрывательство преследуемых евреев.


Понятие «Холокост» происходит от «Holocaust», что по-гречески значит «всесожжение» – обозначение массовых убийств евреев в 1933–1945 гг. в Европе. Во время Второй мировой войны нацисты уничтожили около шести миллионов евреев – треть нации. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками».
Холокост отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств.
Очень важно, чтобы школьники осознали уникальность Холокоста, но при этом ни в коем случае нельзя приуменьшать трагедию других народов, пострадавших от фашизма.
Изучение трагического прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

Формы работы

При обсуждении Холокоста важно хотя бы вкратце дать школьникам представление об основных понятиях: геноцид, фашизм, нацизм, тоталитаризм и антисемитизм.
Ученики должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Майданек, Освенцим и др. Стоит рассказать также о еврейском вооруженном сопротивлении (о восстаниях в гетто и лагерях, участии в подполье, партизанском движении).
Желательно не ограничиваться лекционной формой работы. Основой обсуждения темы на клас­сном часе может стать самостоятельная работа учеников с книгами и документами, экскурсии (для жителей Москвы и Московской области – посещение Музея Холокоста на Поклонной горе).
В этой статье приведены тексты с фактографической информацией (см. работу ученицы 11 класса Елены Мамочкиной). Документы, фотографии и подробности о Холокосте можно найти на сайтах: http://holocaust.ioso.ru/, http://www.yadvashem.org/hp_rus.htm,

Смерть за оказание помощи

Отношение к евреям в годы Второй мировой войны определялось множеством обстоятельств, без учета которых трудно понять и правильно оценить поведение людей в экстремальных условиях.
Чтобы вызвать в людях антисемитские чувства, использовались все источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые действия, даже те, которые в нормальном обществе считаются преступными.
Не только помогать евреям, но даже просто выказывать им симпатию и сочувствие было смертельно опасно. В Варшаве 15 октября 1941 г. вышел приказ о смертной казни любого, кто поможет еврею. И это были не пустые угрозы. Очень скоро люди поняли, что такая помощь означает риск не только для собственной жизни, но и для жизни близких.
Следует отметить и довольно сильные экономические мотивы. Нацисты официально заявили, что все имущество евреев принадлежит Третьему Рейху. Нееврейское население Германии и оккупированных стран получало в свое распоряжение дома и собственность евреев, занимало их рабочие места. За каждого пойманного или убитого еврея платили деньгами или дефицитными продуктами. Участвовавшим в этой охоте местным милиционерам и полицейским, а также членам их семей полагались продовольственные пайки и денежное довольствие. В условиях экономической разрухи военного времени очень многие не могли устоять перед таким соблазном.

Праведники мира

Казалось бы, в таких условиях реально помочь евреям в оккупированной немцами Европе и России было невозможно. Тем не менее, повсеместно на оккупированных территориях были люди, по собственной инициативе посвятившие себя спасению евреев. Они прятали у себя и своих близких скрывавшихся от уничтожения, депортации и бежавших из гетто, снабжали их документами, оказывали финансовую, продовольственную и медицинскую помощь. Известно, что в оккупированной Европе более 100 тысяч евреев получили содействие или были спасены.
В 1953 г. был открыт иерусалимский мемориал «Яд-Вашем» – центр научных исследований и памятник жертвам Катастрофы европейского еврейства. Закон о «Яд-Вашем» определил, что Праведником мира признается человек, который рисковал собой с целью спасения других.
Звание «Праведник мира» присуждается при соответствии следующим критериям:
1) инициатива спасения принадлежит спасителю;
2) наличие четкой связи между действиями спасителя и фактом спасения;
3) спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея;
4) действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения, и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения;
5) существовала реальная опасность для спасавшего и его близких;
6) все перечисленное выше подтверждается свидетельствами выживших или наличием документов.
Звание «Праведник мира» уже получило свыше 19 тыс. человек.

Конкретные истории

Елена Мамочкина, ученица 11 класса школы №1 поселка Дубровка Брянской области написала большое исследование, посвященное брянским Праведникам мира. На VII Всероссийском конкурсе Международного Мемориала «Человек в истории. Россия – XX век» работа получила специальную премию, предоставленную Международным исследовательским центром российского и восточноевропейского еврейства.
Вот некоторые выдержки из ее работы, которые могут послужить фактографическим материалом для классного часа.

Репрессии в г. Клинцы
Накануне вторжения Германии в Советский Союз Лейба и Мария Козины жили в городе Клинцы Орловской (ныне Брянской) области. Няней в их семье была молодая русская женщина Мария Стародубцева. Она жила в их доме и присматривала за дочерьми Козиных.
Старшая дочь Раиса родилась в 1929 году, а младшая Дина – в 1938.
В первые же дни войны Лейбу Козина призвали на фронт. Жена и дети уехать из Клинцов не успели и остались в оккупации.
Все евреи города были взяты на особый учет (список «Б»). Им было приказано носить на правой руке или на спине желтый лоскут округлой формы. Жителям Клинцов запрещалось приветствовать евреев и общаться с ними.
Нацисты готовили крупномасштабные акции расправы над еврейским населением. На западной окраине тихого поселка Банный за железнодорожным переездом было создано крупное еврейское гетто. В декабре 1941 года в лесу, за воинской частью, которая находилась в Почитухе до оккупации, начались первые расстрелы евреев. Трупы убитых людей сваливали в траншеи от разрывов снарядов, слегка присыпали землей, которую тут же заносило снегом. Закапывать глубже палачи поленились, так как замерзшую землю было очень трудно долбить.
Местные жители, проникшие в эту запретную зону, увидели страшную картину: из мерзлой земли торчали ноги, руки, головы их убитых земляков. Среди тех клинчан, кого постигла страшная участь расстрелянных, были и Мария Козина, ее мать и старшая дочь Раиса.

Спасение маленькой Дины
Мария Стародубцева смогла спасти от смерти только трехлетнюю Дину, назвав ее своей дочерью. Она жила в доме Стародубцевой, пока кто-то из соседей не сообщил немцам о том, что Мария укрывает еврейского ребенка. Няню вместе с девочкой арестовали.
Несмотря ни на какие пытки, Мария Стародубцева стояла на своем: «Дина – моя дочь. И она русская». В гестапо поверили и отпустили женщину. Один из полицаев предложил Стародубцевой стать его женой. Мария согласилась, понимая, что это единственный выход. Муж обо всем догадывался, постоянно угрожал открыть тайну ребенку и выдать их фашистам. Так продолжалось до самого освобождения Клинцов 25 сентября 1943 года.
Когда советские войска приближались к городу, муж Марии Стародубцевой бежал с отступающими фашистами. Мария Стародубцева продолжала жить в Клинцах после их освобождения.
После Победы с фронта возвратился Лейба Козин и узнал историю гибели его жены и старшей дочери и историю спасения младшей. Благодарный отец женился на няне своих детей Марии Стародубцевой, которая, рискуя своей жизнью, спасла жизнь его маленькой дочери Дины. Мария Стародубцева удочерила Дину, став ей самой настоящей матерью.
29 сентября 1996 года Марии Стародубцевой за ее подвиг было присвоено звание «Праведник мира».

Другие праведники в Клинцах
В Клинцах было немало людей, повторивших подвиг Марии Стародубцевой. Учительница начальных классов Александра Ивановна Подвойская с мужем приютила у себя еврейскую девочку Таню, бежавшую из гетто. Семья Шпаковых спасла от расстрела Марка Фейгена, десятилетнего мальчика, также бежавшего из гетто. Раиса Аршанская-Каплун осталась жива только благодаря тому, что ее укрыл в своем доме сосед Сергей Горбунов, служивший у немцев полицаем. Девочке было всего восемь лет. Ее мать фашисты расстреляли 5 декабря 1941 года.

Как Шхина Долгинов избежал растрела
В апреле 1942 года, в канун Пейсаха, фашисты решили уничтожить всех евреев, находившихся в гетто города Суража. Мужчин несколько дней выгоняли с лопатами для копания рва. Позже оказалось, что они копали себе могилу.
Однажды в гетто появилась группа пьяных полицаев, человек 15–20, ни одного немца с ними не было. Всех узников гетто стали сгонять к вырытым рвам. Все поняли, куда и зачем их гонят. Стоял страшный крик женщин и плач детей. Обреченных выстраивали рядами вдоль ям и расстреливали. Ряд за рядом. Сверху присыпали еще мерзлой землей, которая не прикрывала тела убитых полностью.
Шхина Исаакович Долгинов чудом сумел избежать участи своих товарищей. Когда замешкавшийся полицай отвернулся, он юркнул под крыльцо большого дома, мимо которого в тот момент шли узники. Это и спасло его.
Долгинову было уже 45 лет. Первую жену он похоронил незадолго до войны, детей у них не было. Второй брак принес долгожданное счастье: в 1939 году родилась дочь. И вот в апреле 1942 года все рухнуло: ни жены, ни дочери больше не было.
Три ночи провел Шхина Исаакович на могиле своих близких: жены, дочери, брата, сестры, племянницы, друзей, сослуживцев, соседей. В братской могиле было погребено 600 расстрелянных евреев. Все три дня и три ночи могила гудела и шевелилась: среди расстрелянных были еще живые люди (по материалам Архива музея СОШ №1 п. Дубровка. – Прим. авт.)
После того как гул замер, голодный и замерзший Долгинов ушел из города. Некоторое время он прятался в лесу, но сильно простудился и заболел. В деревне Княж, куда он пришел, его не впустили в два дома. Потеряв всякую надежду, Шхина Исаакович постучал в дом Ступаков, упал на колени перед открывшей дверь хозяйкой и попросил разрешения погреться.

Спасение Долгинова семьей Ступаков
Старший сын Ступаков Николай с 1939 года служил в армии в офицерском звании. С родителями оставались две дочери, Мария и Екатерина.
Ступаки не просто покормили и отогрели Долгинова, но и спрятали его у себя до конца оккупации. Они лечили его, кормили, хотя у самих с продуктами было сложно. Сердобольные женщины даже приносили больному молоко, выпрашивая его у родственников, в доме которых было шестеро детей. Для соблюдения конспирации Ступаки практически перестали общаться с соседями, не жгли по вечерам лучину, не выпускали детей гулять со сверстниками.
Днем Шхина Долгинов прятался на чердаке, а ночью спускался в дом, чтобы погреться, просушить вещи, поесть, поговорить с хозяевами. Однажды, когда дети остались в доме одни, неожиданно нагрянула группа немцев: пришли в поисках продуктов питания. В последнее мгновение Мария Ступак успела предупредить Долгинова и спрятать его в укромном месте в подвале, куда фашисты по счастливой случайности не полезли.
Так продолжалось полтора года. Полтора года страха. Полтора года мужества. 21 сентября 1943 года город Сураж и весь район были освобождены от немецко-
фашист­ских захватчиков.
Решение о присвоении Марии Ступак-Теребиловой и ее родителям звания «Праведник мира» было принято в Иерусалиме в апреле 2003 года.

TopList