Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

День победы

Организовать в школе праздник 9 Мая с каждым годом все труднее. Во-первых, потому что Великая Отечественная война – слишком далекое прошлое для современных школьников. Многих участников войны уже нет в живых, рассказы о войне дети слышат вокруг все реже, книжки о войне читают все меньше, да и хороших новых фильмов о войне крайне мало. Да и сегодняшняя реальность, что ни говори, кардинально отличается от той эпохи.
А вторая причина – та, что День Победы отмечается в школах вот уже несколько десятилетий, и эта многолетняя традиция привела к тому, что мероприятия этого праздника очень уж заформализованы.
Однако сегодняшние материалы показали, что, во-первых, выдумка не иссякает и рождаются новые идеи. А во-вторых – что и хрестоматийную форму можно наполнить живым содержанием. И здесь, и там многое зависит от реальной вовлеченности учеников в подготовку празднования. Поиск материалов, самостоятельное изготовление костюмов и декораций, сочинение сценарных ходов, – замечательная возможность для учеников побольше узнать об особенностях и трагических поворотах военного времени.

Светлана Казенова ,
г. Москва

«Рио-Рита»

Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников

Основа сценария – письма участников Великой Отечественной войны; стихи и песни о войне.

КАРТИНА 1

Танцевальная площадка. Звучит «Рио-Рита».
Городок провинциальный,
Летняя жара,
На площадке танцевальной –
Музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита,
Вертится фокстрот,
На площадке танцевальной –
Сорок первый год.

Ничего, что немцы в Польше,
Но сильна страна.
Через месяц и не больше
Кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита,
Вертится фокстрот,
На площадке танцевальной –
Сорок первый год. <...>
(Песня С. Никитина на стихи Г. Шпаликова)

Танцуют пары. Девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех.
Музыка резко прерывается. Пары застывают. Звучат 1-й куплет и припев песни «Священная война».
Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам.
Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.
Юноша в солдатской форме берет гитару и поет песню «Жди меня» (музыка М.Блантера, стихи К.Симонова), а на заднем плане освещается девушка, которая заклеивает окна крестами.

КАРТИНА 2

Через зал натянуты нити, по которым передвигаются солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки и юноши. Девушки снимают письма и начинают читать их, голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека).

25 октября 1941 г.
«Здравствуй, моя Варя!
Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда – на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо – вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов».

7 декабря 1941 г.
«Дорогая Маша!
Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая жена! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело.

Целую, твой Георгий».

1 мая 1942 г.
«Дорогие Фаинушка и Алюсик! За последнее время получил шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками... Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, «в гостях» у фрицев, живу с ними «дружно», знаем и ненавидим друг друга от всей души: они – за «беспокойную жизнь», ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, – это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы... Я здоров душой и телом, надеюсь, что и у вас в этом отношении обстоит все благополучно. Беспокоит только вопрос с питанием у вас. Ведь я знаю, что с этим сейчас трудновато... Постарайся связаться с мамой.

Крепко целую. Твой Шура».

21 февраля 1943 г.
«Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, поел. Комбат говорит: “Отдыхайте лучше, завтра бой”. Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу – электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт – такая штука, что вот живешь, живешь – и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад.

Александр Матросов».

КАРТИНА 3

На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены. Мужской голос за сценой поет вопросы (две первые строки каждого куплета песни «Почтальонка»), а почтальонка отвечает.
– Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
– Тяжела моя сума.
Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты.
Дотащу ли их сама?
Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

– Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
– Тяжела моя сума.
Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама?
Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

– Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
– Обошла я все дома.
Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!

– Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
– Не могу снимать суму!
Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому.
Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди.
Серый камень на груди.
Стопудовый на груди.
Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
«В почтальонки не ходи!»
Почтальонка! Почтальонка!
(Песня С.Никитина на стихи Д.Сухарева)

Одна из девушек разворачивает похоронку. Плачет. Подруги обнимают ее, пытаются утешить. Звучит голос, читающий стихотворение Б. Окуджавы «Вдова», написанное в 1946 г.
Он не писал с передовой,
она – совсем подросток –
звалась соломенной вдовой,
сперва – соломенной вдовой,
потом – вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес
война ее водила,
и было как-то не до слез,
не до раздумий было.

Лежит в шкатулке медальон
убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
где он служил когда-то.

Но так устроено уже:
не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.

Не то чтоб в даль дорог глядят
с надеждою на чудо,
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится.

Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.

КАРТИНА 4

На несколько секунд гаснет свет. Звучит «Рио-Рита». Освещаются по очереди четыре мизансцены.
1. Юноша в военной форме поет песню «Моя любимая» (музыка М. Блантера, стихи Е. Долматовского).
2. Второй юноша (партизан) поет песню «Темная ночь» (музыка Н.Богословского, слова В.Агапова).
3. Вместо третьего юноши освещаются на табуретке солдатская пилотка, пачка писем, стакан водки, накрытый куском черного хлеба. Звучит голос, читающий стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной», написанное в 1944 г.
4. Четвертый юноша (одет в полосатую робу) читает стихотворение Г. Любшина «Гайка», написанное в 1943 г. в концлагере Ней-Браденбург.

Бейте, бейте шомполами –
Все равно не закричу!
На решетке, сжав зубами,
Гайку ржавую верчу,
На свободе быть хочу!

Вот она, друзья, смотрите!
До нее подать рукой,
И я знаю, как мне выйти
В мир из камеры сырой,
Хоть и смотрит часовой.

Смотрит, грубо окликая,
С вышки пули сыплет вниз.
Есть ли сила в нем такая
Задержать меня –
Не знаю,
Я ведь гайку перегрыз.

КАРТИНА 5

Звучит «Рио-Рита». Свет приглушается. Юноши замирают. Освещаются по очереди три мизансцены.
1. Юноша гасит «бомбы-зажигалки» под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает на стуле. Под пальто – белый халат.
2. Тюрьма. девушка пишет письмо и начинает читать его вслух:

«Боря, нас ночью убьют. Поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: ”Боренька”, а им ничего не сказала – не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все».
«Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено – ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша».
3. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка, пачка писем, стакан водки, накрытый куском черного хлеба. Звучит голос, читающий стихотворение М. Джалиля «Смерть девушки», написанное в 1942 г.
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного
свинца
Она ползла, ползла
без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них
как будто…

Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой
золотистой.
Как облачко, что солнце
скрыть спешит,
Ресницы затенили взор
лучистый.

Спокойная улыбка на ее
губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь
зажгла
И вдруг сама погасла в час
кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся
славой.

Погасла, не успев расцвесть,
весна.
Но, как заря рождает день,
сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

КАРТИНА 6

На сцену выходят все исполнители. Один из юношей берет гармонь и поет песню «В землянке» (музыка К.Листова, стихи А.Суркова). Луч прожектора освещает поющего, оставляя остальных в тени.
Гаснет свет. Все поют песню «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова). Во время песни юноши и девушки зажигают множество свечей. Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны.

КАРТИНА 7

Салют. Световые эффекты.
Звучит «Рио-Рита». На танцевальной площадке танцуют две девушки.
Появляется юноша в орденах, хромает. Пара девушек распадается, одна начинает кружить с юношей, а другая садится на край сцены.
Звучит известная песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» («Ах, война, что ж ты сделала, подлая»).
Первую половину песни (о «наших мальчиках») поет девушка. Пока она поет, юноша подсаживается к ней и поет вторую половину песни (о «наших девочках»).
Занавес.

TopList