Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2008

Архив

Родительское собрание

Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на школьные мероприятия не выбираются?
И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, классные руководители не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный. Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее.
Впрочем, есть в школах и успешный опыт, удачные примеры сотрудничества. И учителя всегда готовы друг с другом поделиться опытом и практическими знаниями, рассказать, на что опереться в работе с родителями и как лучше проводить собрания, чтобы на них всем было интересно и поучительно: и родителям, и педагогам.

Нина Мишина ,
классный руководитель с 30-летним стажем, г. Горнозаводск, Пермский край

Родительские собрания как форма сотрудничества

Личный опыт создания содружества взрослых и детей в классе

Главная проблема школы, считает автор, заключается в том, что в современной ситуации, на фоне кризиса многих семей не налажено настоящее (не для галочки!) сотрудничество между родителями, учениками, классным руководителем и педагогами, работающими в классе.

Так сложилось, что в качестве классного руководителя я работаю в одном и том же классе уже шестой год. Я вела его во 2 и 3 классах начальной школы, а затем – с 5 по 8 классы в среднем звене.
Все эти пять лет в решении любых проблем, возникающих при работе с классом, мне помогали семьи учеников – их мамы и папы, бабушки, старшие, а иногда и младшие сестры и братья. Именно в нашем содружестве я вижу причины успешности своей работы с классом.

Общие задачи

Задача классного руководителя – забота о развитии личности каждого ученика.
Задача учителя – дать определенную сумму знаний по предмету, научить творчески мыслить.
Задачи родителей – помочь ребенку стать образованным и мыслящим, надежным и любящим, здоровым и выносливым, готовым к испытаниям и самостоятельным решениям и т.д., то есть воспитать саморазвивающуюся личность.
Нетрудно увидеть, что цели и задачи школы идеально совпадают с потребностями семьи. Поэтому я считаю, что без участия родителей просто невозможен эффективный учебный и воспитательный процесс. Классные руководители обязаны сделать все, чтобы родители стали им помощниками и сотрудниками.
Сотрудники – это те, кто трудятся вместе, на равных. А когда делаешь одно дело, то по ходу возникают различные вопросы. И надо научиться задавать их друг другу. Учитель знает о ребенке что-то такое, чего не знает родитель, и наоборот – родители, если с них не только требовать и требовать, а еще и задавать им вопросы, могут много интересных, а порой и принципиально важных деталей рассказать. Спрашивайте, интересуйтесь, вырабатывайте общую позицию!
В первую очередь мне хочется поделиться опытом организации родительских собраний.

Виды собраний

В своей практике я использую несколько видов собраний.
1. Общее родительское собрание класса.
2. Совместные собрания родителей и учеников (по необходимости).
3. Собрание родителей или учеников и родителей с ограниченным числом участников (состав участников определяется решением поставленной учебной или поведенческой проблемы).
4. Педпрактикум (например, на тему дурных привычек).
5. Особые встречи (индивидуальные беседы с родителями) – каждый четверг, 18.00.
6. Летучки (стихийные обсуждения) – на крыльце школы, в коридоре, в фойе, на улице и т.д.).
Каждое родительское собрание (кроме летучек) «протоколируется»: о чем шла речь, какие проблемы, пути решения, примерные сроки. Все решения родительских собраний обязательно доводятся мною до коллектива класса.
В классе есть неписаный закон: родительское собрание – это высший законодательный орган жизни класса, его решения выполняются беспрекословно.

Тематика

Тематика собраний диктуется самой жизнью. Вот примеры тем, обсуждаемых в разные годы (формулировки выписала из своих рабочих тетрадок).
• Подростковые странности.
• Чего не надо делать, чтобы мой ребенок рос самостоятельным.
• Взаимодействие школы и семьи в организации комфортного обучения (с приглашением
педагогов, работающих
в классе).
• Самостоятельное мышление – важнейшая черта современного человека.
• Задачи и проблемы класса, возникшие в связи с переходом в среднее звено.
• О странном поведении учеников 5 «Г» на уроках математики (с участием учителя математики).
• Чего не надо делать, чтобы привить любовь к чтению (по книге Д. Пеннака).
• Взаимоотношения в семье (по книгам Р. Кэмпбла).
• Организация досуга (участие в театральной студии и легкоатлетической секции; совместный досуг детей и родителей).
• Создание спортклуба «Прометей», обсуждение и принятие устава клуба.
• О странном поведении учеников 7 «В» класса на уроках и переменах (совместное собрание учеников и родителей).
• Итоги учебного года в 7 «В» классе. Проблемы. Мысли. Сомнения. Поиски и находки (приглашение к дискуссии).
• 6 «Б» класс: турпоход с одной ночевкой. Оргмоменты.
• Конфликтная ситуация: причины, проблемы, выходы из конфликта.
• Новоселье в 5 классе с участием родителей.
• О некоторых подходах к вопросу об ответственности родителей за воспитание детей в семье.
• Новогодний капустник с участием родителей (параллель 5 классов).
• Чем я лично могу помочь своему ребенку пережить подростковый кризис?

Общие собрания

Практика жизни класса подсказывает время проведения общих родительских собраний – за 2–3 недели до конца очередной четверти.
Какая бы важная проблема ни обсуждалась на этих собраниях, вторым вопросом обязательно будут предварительные итоги успеваемости учеников. Здесь же намечаются пути выхода из конкретных критических учебных ситуаций. Предварительная картина оценок за четверть мобилизует и учеников, и родителей. Они могут внимательнее отнестись к учебе, распорядку дня и проблемам своего ребенка (не только школьным, но и возрастным).
На вклеенных в журнал листочках с предварительными оценками постепенно исчезают двойки, тройки перерастают в четверки, а четверки – в пятерки. Все это, конечно, говорит об усилении внимания родителей к учебе своих детей. Однако будет лучше, чтобы родители не только в конце четверти, а хотя бы раз в неделю проявляли любопытство к делам своих детей. Дети очень хорошо отличают родительскую корысть от неформальной заинтересованности. И когда они чувствуют подлинный к себе интерес, то и сами мобилизуются, больше контролируют себя.
Все это я обязательно озвучиваю на собраниях.

Сам себе психолог

Когда назревает необходимость, провожу педпрактикумы: «Дурные привычки» (например, на тему курения), «Свои и чужие вещи» (о краже). Но даже родители нашего класса, хорошо знающие друг друга, с трудом раскрываются, говоря о больных вопросах семьи.
В прошлом году я начала на родительских собраниях практиковать простейшие психологические игры. Например, «Мои плюсы и минусы: как минусы перевести в плюсы» (из серии «Познай себя»). Все чаще использую психологический материал – тесты, анкеты. И каждый раз получаю какую-то новую информацию о своих учениках и их родителях. Мне кажется, это очень полезно.
И родителям в том числе.
Например, в этом учебном году тесты подсказали родителям, в каком состоянии у них нервы. А в 5 классе проводилось компьютерное тестирование на тему «Какой вы родитель?». Многие из родителей уходили из кабинета информатики в задумчивости, а кое-
кто выглядел просто удрученно. Следовательно, было над чем подумать. (Только ни в коем случае нельзя использовать результаты тестирования в целях манипуляции. Анкетирование обязано быть сугубо анонимным.)
На личном опыте я много раз убеждалась, что психологическое обследование решает сразу много задач.
• Дает возможность организовать педагогическое и психологическое просвещение родителя.
• Позволяет заострить внимание родителей на поведении и своих детей, и учеников всего класса. Это заставляет думать о детях, сопоставлять и анализировать их поступки.
• Помогает привлечь внимание родителя к своему внутреннему миру и к внутреннему миру своего ребенка. Дает возможность найти точки соприкосновения родителей и детей, определить сильные и слабые стороны своего характера, а также сына, дочери.
• Обсуждение и разрешение всех организационных вопросов жизни класса проходят с опорой на эти знания.

Если назрела серьезная проблема

Чтобы такое собрание действительно стало полезным, считаю, что необходима тщательная подготовка. Обычно она проходит через несколько этапов.
• Выявление проблемы. В полном объеме это можно сделать, я считаю, только в совместной работе с родителями. Потому что именно дома дети делятся тем, что их беспокоит в школе.
• Нужно обсудить данную ситуацию с педагогами, с родителями.
• Покопаться в литературе, постараться найти ответы или хотя бы подсказки.
• Посоветоваться с близкими людьми.
• Продумать и наметить план подготовки собрания: посещение уроков родителями, классным руководителем, подготовить или провести анкетирование, сочинения и т.д.
• На собрании в ходе обсуждения проблемы необходимо включить в разговор как можно больше родителей. (Они не должны бояться высказываться, а это во многом зависит от вас!) Так выявляются различные точки зрения, а это важно для принятия окончательного решения.
• В случае крайней необходимости стоит подключить к проведению собрания специалистов (например, юристов), учеников, учителей, администрацию.
• Нужно заранее с родительским комитетом обсудить и прописать возможные выходы из сложившейся ситуации.
Такая подготовка поможет создать полную картину по обсуждаемому вопросу. Ведь только в этом случае можно найти единственно правильный выход из трудной ситуации.

Проверено на практике

Несколько подсказок.
• Важно постоянно накапливать и фиксировать интересный, полезный, нужный (а иногда с первого взгляда и ненужный) материал к собранию. У меня есть специальная амбарная книга, куда я вношу все, что необходимо к собранию, которое будет, может быть, через 2–3 месяца. Среди таких мелочей выявляются порой интересные и важные вопросы. Но если оставить их незамеченными, то потом они вырастают в очень серьезные проблемы. Перед собранием я свою амбарную книгу пролистываю и то, что считаю нужным, обговариваю с родителями.
• К собраниям мы всегда готовим с учениками что-то интересное из жизни класса. Устраиваем выставки рисунков, поделок, сочинений. Цель этой работы – показать детей с неожиданной для родителей стороны.
• На каждом собрании я обязательно обнародую работу родителей для класса. Благодарю в самых теплых словах за любую, самую небольшую помощь, так как из мелких дел часто рождаются большие друзья класса.
• На общем собрании я всегда говорю только о хорошем (как о ребенке, так и о родителе). А если надо обсудить «больной» вопрос, то делаю это индивидуально или после собрания. Иногда приглашаю на особую встречу, поскольку каждый четверг в 18.00 – время, специально отведенное мной для личных разговоров. Все родители это знают и приходят за советом или помощью.

TopList