Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2008

Архив

Школьный праздник


Наверное, большинство женщин-учителей любят 8 Марта. До чего приятно оказаться в центре внимания, целый день слышать поздравления, получать цветы и подарки! Правда, на следующий день почему-то труднее начинать свои обычные каждодневные дела, и на сердце остается какой-то осадок…
Праздник-то этот на поверку оказывается коварным. Может быть, потому что мы никогда не задумывались о его смысле: а что же, собственно, в этот день отмечается и почему? И если мы всерьез начнем разбираться в истории – кто знает, сможем ли мы и дальше отмечать его с легкой душой, да еще и в детях поддерживать возникшую вокруг этого дня путаницу…
С другой стороны, мы сами тоже ведь участвуем в создании смысла того или иного события. Разве не мы придаем то или иное, большое или маленькое, серьезное или не очень значение происходящему? И разве не от нас зависит, чем праздник станет для наших учеников – очередным упражнением в формализме, поводом для самоутверждения или уроком доброты? А может, даст импульс творческим фантазиям?

Лидия Филякина ,
учитель с многолетним стажем

Праздник не для себя

Необычный взгляд на подарки учителям в четырех историях

Мне всегда нравилась мысль оживить праздник тем, что ты сам кому-то даришь подарок, сам стремишься кого-то порадовать. А не ждешь радости для себя. Я поддерживала в своих учениках именно это стремление создавать праздник для всех вокруг.

История первая
СКОЛЬКО БУКЕТИКОВ?

Я решительно против подарков учителям от родителей. И поэтому никогда не принимаю их сама – даже на 8 Марта.
Но в классе в этот день набиралось огромное количество цветов, почти как на 1 сентября. Поэтому мы вместе с детьми обсуждали, кому именно мы их раздарим. Мы вспоминали всех-всех женщин, которые работали в школе: уборщиц, нянечек, буфетчиц, медсестру, библиотекаршу. И делали нужное количество букетиков.
А дальше ребята разбивались на группы и договаривались, кто кого идет поздравлять. Получалось очень хорошо и по-доброму. Для многих женщин, работавших в школе, это была большая радость. Они ведь не привыкли получать поздравления от школьников. Цветы и подарки обычно преподносят только учителям. И почти никогда не вспоминают о малозаметных женщинах вроде уборщиц.

История вторая
ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ

Конечно, мой класс поздравлял с 8 Марта и учителей тоже – наравне со всеми остальными работниками школы. Обычно для поздравления учителям в класс приносились только цветы. Да и родители моего класса знали, что кроме букетов дарить учителям больше ничего не стоит.
Но был однажды вот такой случай. Одна из мам принесла мне шикарную коробку конфет. И стояла, поджидала меня под дверью, чтобы вручить эту коробку. Я подхожу к двери и говорю: «А вы не стесняйтесь, заходите к нам в гости, пожалуйста».
Заходим мы с ней в класс, и я говорю своим ребятам: «Нас сегодня угощает мама Алеши Сидорова! Ей очень приятно поздравить всех с праздником – не только девочек, но и мальчиков нашего класса». Открываю я эту коробочку конфет и раздаю их детям. Все угощаются, радуются. Сразу возникла праздничная атмосфера. Маму наперебой благодарили, хвалили вкусные конфеты.
А заодно она сразу поняла, что меня не купишь никакими персональными подарками. И больше таких попыток не повторяла.

История третья
ЦВЕТЫ ДЛЯ ТЕТИ СОНИ

Одним словом, я никогда не принимала от родителей подарков. Ни-ка-ких. Но однажды родители на меня всерьез разобиделись.
Так вышло, что мы уже все цветы раздали по школе, и остался один небольшой букетик для меня. Вдруг одна девочка как охнет: «Мы забыли про тетю Соню, которая наш класс моет!». И, конечно, мы тут же нашли вазочку, поставили туда этот букетик. Написали открыточку, разрисовали ее. Отнесли наш подарок.
Родители меня потом всерьез упрекали: «Вы от нас на 8 Марта не приняли даже цветов!». А я их утешала: «Да что вы! Я их приняла! Только подарила тете Соне. Уж простите меня, пожалуйста».

История четвертая
УГАДАЙТЕ ЧЕЙ

Ну, а вопрос с детскими подарками решался по-другому. На 8 Марта мальчики меня никогда не забывали одаривать, но дарили мне что-нибудь сделанное собственными руками, например, лепные фигурки, аппликации или рисуночки.
Это часто превращалось в игру. Бывает, они подарят к празднику рисунки, а не подпишут. А потом так шутливо меня подзадоривают: «Угадайте-ка, кто из нас какую картину нарисовал?». И это было очень любопытно – догадываться, узнавать особенную манеру каждого…

TopList