Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2008

Архив

Профориентация школьников

Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов (автор – психолог, бывший учитель литературы Г. Резапкина).
В этом номере автор предлагает вниманию классных руководителей материалы для шестых занятий профориентационного курса. В эти занятия включена не только важная для самоопределения школьников информация, но и занимательные примеры, игры, упражнения, тесты, вопросы, загадки и материалы для дискуссий.
Классный руководитель может не только проверить себя наравне с учениками, но и выбрать из этого разнообразия занятие по вкусу. Ну а если учителю будет интересно, то не только он сам, но и его ученики наверняка окажутся в выигрыше.

Галина Резапкина ,
психолог

Уроки самоопределения

Профориентационные занятия в 5–9 классах

Продолжение. Начало см. в № 2

ЧТО Я ЗНАЮ О ПРОФЕССИЯХ
Шестой урок в 5 классе

Цель: развитие у детей уважения к труду и профессионалам.

В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно так же, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина.
Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась (желательно проиллюстрировать рассказ картинками, слайдами или фотографиями).

Вопросы ученикам

• Что такое профессия?
• Какие профессии вы знаете?
• Какие профессии упоминали на уроках истории?
• О каких профессиях говорили на уроках русского языка?
• На уроках естествознания вы говорили о профессиях, которые связаны со здоровьем человека. Назовите эти профессии.

Ученики в группах отвечают на вопросы – посовещавшись, записывают свои варианты ответов на листочках. Затем, поменявшись листочками с соседней командой, дополняют списки.

Загадки

Учитель читает загадки вслух, выдерживая паузу в нужных местах, а ученики по группам выкрикивают свой вариант разгадки. Разнобой в ответах – это хорошо. Значит, будет что обсудить.
Он и волк, и Дед Мороз
И смешит ребят до слез.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он – … (артист)
Трактор водит... (тракторист),
Электричку… (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел… (монтер),
В шахте трудится… (шахтер),
В жаркой кузнице… (кузнец),
Кто все знает… (молодец)!

Игра «Аукцион»

Первый ученик с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей, и т.д.
Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний.
В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.

Найди конец пословицы

Задание группам: за 3–5 минут вспомнить и записать популярные пословицы о труде, которые у всех на слуху (можно воспользоваться сборником пословиц; для этого учитель должен заранее запастись соответствующими книжками).
Затем ученики в группах готовят задание для соседней команды.
Пример такого задания.
В левой части таблицы даны начала пословиц. Найдите в правой части таблицы их окончание.

Терпение и труд
а в одном отличись
Готовь сани летом,
созреет – само упадет
За много дел не берись,
а говори, что сделал
Не говори, что делал,
а телегу – зимой
Поспешишь –
пока горячо
Без труда
не вынешь и рыбки из пруда
Не тряси яблоко, пока зелено:
людей насмешишь
Кто рано встает, все грибы соберет,
всё перетрут
Куй железо,
а сонливый пойдет за крапивой

Художник–сапожник

В заключение учитель раздает группам тексты стихотворения Р. Сефа «Странное дело».
Странное дело, а может быть, нет:
Жил-был на свете когда-то сапожник,
Был он сапожником 45 лет,
Но про него говорили: «Художник!».
Странное дело, а может быть, нет:
Жил-был на свете когда-то художник,
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили: «Сапожник».

Странное дело, а может быть, нет.
Вопросы по стихотворению – группам на обсуждение.
• В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»?
• Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом?
• Кто вызывает уважение?

/Урок разработан педагогом-психологом МОУ «Лицей №2» В.Н. Петелиной (Протвино), победителем Московского областного конкурса авторских программ в номинации «Дороги, которые мы выбираем»/

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Шестой урок в 6 классе

Цель: моделирование будущей профессии на основании существенных признаков.

Учитель обращает внимание учеников на то, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг.
На уроках биологии изучается классификация животных и растений, на уроках химии – классификация химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей.
Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: по месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т.д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова.

Пять основных групп
(по Е.А. Климову)

• Техника
К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Назовите профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).
• Человек
К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми.
Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).
• Природа
К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
Назовите профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).
• Знак
К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Назовите профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).
• Искусство
К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания, необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Назовите профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант).

«Своя игра»
(фрагмент профориентационной игры, разработанной педагогом-психологом В.Н. Петелиной)

Класс делится на команды, которые выбирают по очереди область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей раунда. Ведущий зачитывает вопрос.
После минутного обдумывания команды дают ответ.
За правильный ответ команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном ответе столько же баллов снимается.
Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то отвечает та команда, которая первой заявила готовность отвечать.
Если ответа нет, его дает ведущий.
В конце игры звучит музыкальная пауза, подводятся итоги.
Область знаний Баллы

Область знаний
Баллы
ЧЕЛОВЕК
5
10
15
20
ПРИРОДА
ТЕХНИКА
ЗНАК
ОРУДИЯ ТРУДА

• ЧЕЛОВЕК
5 баллов. Кем по профессии был А.П. Чехов? (врач, писатель)
10 баллов. Кем могли бы работать в наши дни:
– Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом);
– Красная Шапочка (социальным работником);
– Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (коммерсантом, животноводом, фермером)?
15 баллов. Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать? (учитель)
20 баллов. Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (доктор)
Специалист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям? (адвокат)

• ПРИРОДА
5 баллов. Расшифруйте анаграммы: тюльпан, ромашка, роза, василек.
10 баллов. Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (агроном)
15 баллов. Кто от дыма питается? (трубочист)
20 баллов. «Мальчик розу увидал, розу в чистом поле, аромат ее впивал, любовался вволю». Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя? (Гете – автор работы о растениях «Опыт о метаморфозе растений». Эти стихи – подсказка.)

• ТЕХНИКА
5 баллов. Что общего у коровы и ЭВМ? (профессия человека, их обслуживающего, называется оператор.)
10 баллов. Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – помним вас. (фотограф)
15 баллов. Назовите профессию, изменение окончания в которой совершенно меняет ее назначение. (машинист – машинистка)
20 баллов. Кто не может жить без мха и клиньев? (плотник)

• ЗНАК
5 баллов. Перечислите профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот. (доктор, режиссер, милиционер, фармацевт, солист, маляр, синоптик.)
10 баллов. «От меня зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». (дирижер)
15 баллов. Чем занимается провизор? (готовит лекарство)
20 баллов. «Молоток стук-постук – торчит в стене сук, постучу опять – будет не видать». (гвоздь)

• ИСКУССТВО
5 баллов. Назовите профессию человека, написавшего эти строки? (поэт)
Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом
стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.

10 баллов. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически? (парикмахер)
15 баллов. «В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист. должен знать он очень много, потому что он ...» (артист)
20 баллов. Кто был профессионалом одновременно в двух областях:
– в литературе и медицине (А.П. Чехов);
– в музыке и химии (А.П. Бородин);
– в литературе и дипломатии (А.С. Грибоедов)?

• ОРУДИЯ ТРУДА
5 баллов. Кто первый – мужчины или женщины – начал вязать на спицах? (мужчины)
10 баллов. Орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача? (Ложка – музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.)
15 баллов. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее шести ремесел, которыми он владел. (Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)
20 баллов. Кто на все руки мастер? (перчаточник)
Команда, набравшая наибольшее число баллов, награждается символическими призами.

ПРОФЕССИЯ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ДОЛЖНОСТЬ
Шестой урок в 7 классе

Цель: развитие представлений о мире профессий.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
– нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);
– щегольские или увеселяющие науки (литература, искусство);
– тщетные и вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).
К сожалению, и в наше время наивные и малообразованные люди пользуется услугами экстрасенсов и астрологов, нанося тем самым непоправимый урон своему здоровью и здоровью близких и материально поддерживая современных шарлатанов.

Вопросы классу

• Какие еще есть виды деятельности, приносящие вред? Почему люди соглашаются заниматься делом, не приносящим пользы?
Примечание. Данная тема очень важна, потому что затрагивает этический аспект любой деятельности. Постарайтесь вызвать учеников на откровенный разговор, не навязывая своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
• Какие современные профессии Татищев назвал бы щегольскими или увеселяющими? Как вы думаете, за 200 лет их стало больше или меньше? Почему?
Примечание. Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия – это:
– деятельность, направленная на пользу обществу;
– деятельность, требующая профессионального обучения;
– деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Упражнение «Найди профессии»

На доске написаны слова:
инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.
Ученики должны найти и подчеркнуть слова, обозначающие профессии.
Примечания.
1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – это разные специальности одной профессии – учительской.
4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
• Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)
Ученики по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т.д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

Найди правильный ответ

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать о ней как можно больше. Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.
1. Логистик – это
а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции (правильный ответ); в) организатор конференций и симпозиумов.
2. Веб-дизайнер – это
а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов (правильный ответ).
3. Фандрайзер – это
а) тот, кто ищет деньги и возможности для организации (правильный ответ); б) лидер фанатов, который организует горячий прием звездам шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.
4. PR-агент – это
а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью (правильный ответ); в) посредник между организациями и людьми.
5. Культуролог – это
а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества (правильный ответ); в) предсказатель будущего.
• К каким группам вы бы отнесли эти профессии по классификации Климова и Татищева?
• Уточните, кем работают ваши родители. Расспросите о содержании их профессий.

РОЛЕВАЯ ИГРА «ОПТИМИСТЫ И СКЕПТИКИ»
Шестой урок в 8 классе

Цель: формирование навыков выделения положительных и отрицательных сторон профессий.

Перед началом игры следует уточнить значение слов «оптимист» и «скептик».
Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Проанализируем профессии (примеры см. в Приложении), записав в одну колонку их достоинства, а в другую – недостатки.
Это задание лучше выполнять в командах у доски, разделенной на две части, куда каждая команда записывает положительные и отрицательные характеристики одной и той же профессии.
Необходимо затронуть следующие вопросы:
– какое значение имеет эта профессия для общества?
– какой труд в ней используется?
– имеет ли профессия медицинские противопоказания?
– какими качествами должен обладать профессионал?
За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Можно распределить любые три профессии из «Словаря» по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» – по вариантам. Ребята работают в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют характеристики.
В заключение можно обратиться к ученикам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других – недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?»
Полное представление о профессии можно получить, объединив результаты работы обеих команд.
• Как называют человека, который видит предметы и явления во всей полноте? (реалист)
Правильный выбор профессии основан на реалистичном представлении о себе и будущей профессии, которое можно составить, опираясь на полную и достоверную информацию.

Приложение
Словарь профессий

АДМИНИСТРАТОР

Содержание деятельности: обслуживает клиентов; организует эффективную работу сотрудников; контролирует сохранность материальных ценностей, оформление помещений и состояние рекламы; консультирует посетителей, предотвращает и разрешает конфликты; принимает меры к ликвидации недостатков в работе организации.
Профессионально важные качества: организаторские способности; уравновешенность, общительность; повышенные требования к вниманию и памяти; развитое словесно-логическое и практическое мышление.
Медицинские противопоказания: плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания.

ДИСПЕТЧЕР

Содержание деятельности: регулирует ход производственного процесса и координирует взаимодействие всех его звеньев с помощью средств связи, сигнализации, контроля и управления, обеспечивает выполнение графиков.
Профессионально важные качества: организаторские способности, избирательность, переключение и распределение внимания, большой объем кратковременной памяти, долговременная словесно-логическая и слуховая память, развитое словесно-логическое и предметно-действенное мышление.
Медицинские противопоказания: тугоухость, психические заболевания.

ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР

Содержание деятельности: руководит выполнением проектно-конструкторских работ, участвует в конструировании изделий; разрабатывает проектную и рабочую документацию, выполняет технические расчеты по проектам; составляет схемы и экономическое обоснование; участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче опытных образцов.
Профессионально важные качества: воображение, аналитические и конструкторские способности, избирательность и устойчивость внимания, долговременная структурированная память, синтетическое мышление.
Медицинские противопоказания: деформация пальцев рук, нарушение координации движений, выраженные нервно-психические заболевания.

ОПЕРАТОР СВЯЗИ

Содержание деятельности: ведет прием, обработку, отправку и выдачу корреспонденции, прием и выдачу денег по переводам, прием и обработку заказов на междугородние телефонные разговоры; ведет учет и хранение денег и других ценностей; контролирует поступление переводов; выдает почтальонам корреспонденцию и контролирует ее доставку.
Профессионально важные качества: хороший слух, распределение и переключение внимания, большой объем кратковременной памяти, словесно-логическое мышление.
Медицинские противопоказания: заболевания нервной системы, зрения, слуха, ограниченность движений рук.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

Содержание деятельности: занимается разработкой, адаптацией и установкой программного обеспечения по защите информации в компьютерной сети.
Профессионально важные качества: аналитические способности, повышенные требования к вниманию; большой объем кратковременной и долговременной памяти, абстрактно-логическое и предметно-действенное мышление.
Медицинские противопоказания: заболевания органов зрения, центральной системы, опорно-двигательного аппарата, препятствующие ручной работе.

ФЕРМЕР

Содержание деятельности: производство и сбыт сельскохозяйственной продукции; ремонт сельхозтехники; планирование и организация сельхозработ; работа с документами, которые гарантируют правовой статус его хозяйства, бухгалтерский учет.
Профессионально важные качества: ответственность, целеустремленность, физическая сила и выносливость, предметно-действенное мышление.
Медицинские противопоказания: кожные и аллергические заболевания, бронхиальная астма, ревматизм, деформация пальцев рук.

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Шестой урок в 9 классе

Цели: знакомство с понятиями «мотив», «мотивация», «профессиональная и внепрофессиональная мотивация»; определение профессиональной мотивации.

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…» Осознание мотивов поведения – дело важное, но трудное. Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.
Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал – мешает отсутствие мотивации, «природная лень не дает развиваться природным талантам».

Определение мотивации
(методика Е.А. Головахи)

Прочитайте приведенные в таблице суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества
5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия
6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности

→ Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
→ Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
→ Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Что важнее?

Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух – профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.
Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

Главные ценности

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности важна мотивация. В основе любой мотивации лежат потребности человека.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы: здоровье, благополучие семьи и близких, материальная обеспеченность, хорошая работа, любовь, карьера, слава.
Как же большинство людей обходятся с этими жизненно важными для них ценностями?
ЗДОРОВЬЕ. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Проигрывают в азартные игры всё. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
ХОРОШАЯ РАБОТА. Большинство людей к своей работе равнодушны или более того – ее ненавидят. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной – ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
ЛЮБОВЬ. Если все люди хотят любить и быть любимыми, то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в обратном. Почему, зачем эта главная ценность связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
КАРЬЕРА. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей – и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
СЛАВА. Разоренные страны и два миллиона трупов в итоге – вот вам непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках – и попадете в Книгу рекордов Гиннесса. Спортивная слава – угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» – «Я прыгал в длину» (по М. Веллеру).
• Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности – главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?
Примечание. Эти вопросы стоит обсудить в классе. Подумайте, как организовать обсуждение, чтобы ученикам было важно высказать свое мнение одноклассникам, а не учителю.

Продолжение следует

TopList