Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2008

Архив

Проблема курения

Мероприятия, посвященные борьбе с курением, проходят в школах регулярно. А разговоров о бесполезности этой борьбы с каждым годом все больше. Но так ли уж непобедимо курение среди школьников? Или дело в том, что мы по-прежнему обращаемся к ним на языке советского агитплаката: «Курить – здоровью вредить» и «Капля никотина убивает лошадь»?
А современные подростки между тем гораздо более независимы и гораздо менее дисциплинированны, чем их родители в том же возрасте. Запреты во все времена вызывали у большинства детей явный или скрытый протест. Теперь же лобовые методы воздействия тем более порождают среди подростков насмешки, возмущение, желание сделать наоборот, передразнить.
Давайте решать проблему силами «коллективного разума» – обмениваться опытом, идеями. Посмотрим, что пишут школьники, вспоминают учителя и что думают обо всем этом директора…

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук ;
Мария Ганькина

Из личного опыта

Три сюжета из первых рук

«Дыхни!!!»
История от Елены Гуцол, учительницы младших классов московской школы №1903

Когда я рассказала коллегам, что мальчики моего третьего класса начали курить, то большинство посмотрели с недоумением, а одна учительница сказала, что это еще ничего, вот у них в саду дети начинают курить уже в старшей группе.
Как-то на перемене подходит ко мне учительница по ИЗО и сообщает, что мой ученик прокурил ей всю кухню (она живет на первом этаже, а он приходит к ней под окна и курит). Если честно, я не поверила, хотя от этого ребенка можно ждать чего угодно, но не в восемь же лет.
С этого дня стала внимательнее присматриваться и принюхиваться к мальчикам (у меня их восемь, и шестнадцать девочек). Хожу по классу во время урока, делаю вид, что слежу за написанием в тетрадях, а сама все нюхаю… Ничем не пахнет. Я вроде бы даже успокоилась.
Через день или два мой чудо-ученик подает мне во время урока дневник и… Вот ужас – от него действительно пахнет табаком.
Я сразу:
– Дыхни!!! Руки!!! ( пахнет табаком)
– Курил?
– Нет.
– Почему пахнет?
– Взрывал петарды.
– Табачные?
– Нет, обычные.
Тут «Остапа понесло»: провела поучительную беседу, написала в дневнике письмо маме. Дети в классе сидели, затаив дыхание, для них (не для всех, конечно) это был шок.
У этого ребенка круг общения был не очень хороший. Чаще всего он общается, гуляет с более взрослыми ребятами и, конечно, хочет стать таким, как они. А они наверняка курят. Мама всегда на работе, папы нет, поэтому ребенок предоставлен сам себе.
Через день пришла мама и доказывала, что ее ребенок не курит. И вообще у них дома никто не курит, а то, что пахло, – это петарды, которые В. взрывал до уроков. Доказывать я ей ничего не стала, по сути это не мое дело: в известность поставила, в тетрадь воспитательных бесед написала и все. Поступай, мама, как знаешь.
Буквально месяц спустя начинаю замечать, что мальчики разбились на группки. Четверо всегда уходят домой вместе. Заподозрила неладное – и не зря.
Вызываю к доске одного из четверки (назовем его NN), он вынимает руку из кармана, чтобы писать, а оттуда выпадает сигарета «Ява». Все дети стали смеяться. Я их остановила и попросила рассказать, чем опасно курение. Дети стали наперебой рассказывать NN всякие истории: и правдивые, и нет (кто страшнее).
NN стоял у доски, и класс обращался к нему. Он то бледнел, то краснел, то говорил: хватит – я все понял.
После того как ребята закончили высказываться, мы продолжили урок, а NN предложили оставить историю с сигаретой тайной нашего класса, и если он больше не будет курить, мы никому ничего не расскажем. Ребята полностью меня поддержали.
После этого случая NN подходил ко мне перед началом уроков в течение месяца и говорил:
– Понюхайте, от меня не пахнет. Я больше не курю.
И сам рассказывал про ужасы курения, а заодно и неосознанно закладывал своих сокурильщиков. Стала я вызывать их по одному.
– Куришь?
– Нет.
– Почему пахнет одежда?
– У меня дома матрац, на котором я сплю, так пахнет.
– Куришь?
– Нет.
– Почему одежда пахнет табаком?
– Мама постирала свитер и повесила на балкон сушить, а дед пошел и покурил на балконе, вот поэтому и пахнет.
Когда на родительском собрании стала говорить о проблеме курения, не называя имен, кто-то из родителей засуетился, стал спрашивать: откуда знаю, как бороться, что делать? Кто-то по-прежнему утверждал, что все дело в петардах.
Уже прошел год, «петарды» продолжают взрываться и до, и после уроков. Те родители, кто вовремя спохватился, еще раз «обработал» ребенка, сейчас с этой проблемой не сталкиваются.

«Действие равно противодействию»
Реплика Александра Рывкина, директора московского центра образования «Измайлово» № 1811

В свое время я издал официальное распоряжение, запрещающее курить на территории школы. Но ведь любой жесткий запрет подталкивает действовать из-под полы, тайно. Даже учителя и те порой пытаются обойти запрет: есть такие, кто прячется в подвал, там есть вытяжка, и они под этой вытяжкой курят. Что же говорить о детях!.. Всякое жесткое действие равно противодействию. Я это хорошо понимаю и стараюсь приказами не злоупотреблять. Тем более что если есть приказ, то кто-то же должен следить за его исполнением. А наушничество в школе я разводить не хочу. Я пытаюсь говорить по-человечески...
В начале года мы приглашаем всех старшеклассников на беседу. Смысл наших речей таков: «Ребята, самая главная причина того, что курить в школе нельзя, вот в чем. Дело даже не в том, что вы отравляете воздух, которым мы все дышим и которого в Москве и так мало. Главное – вы показываете дурной пример малышам. Они рисуют с вас образ, подражают вашему поведению. Как только вы курите публично и малыши это видят, они начинают думать, что таким способом можно быстрее стать взрослыми...»
Курить пробуют уже в младшем школьном возрасте. Вот мы старшим ученикам и напоминаем: «Учтите: рядом с вами стоит не только ваш одноклассник, ровесник. Вокруг вас постоянно крутятся младшеклассники. Не дай Бог, вы их втянете в курение своим примером. Потому что это самое страшное, если окажется, что вы кого-то научили дурному. Горе тому, кто соблазнит малых сих...».
Мы говорим с ними спокойно, на равных, по-мужски. И они реагируют без всякого ерничества. Тем более что видят, как я сам мучительно пытаюсь бросить курить, и если уж мне совсем невмоготу, я выхожу курить на улицу, за ограду школы. И все это знают.
А старшеклассники в порядке послабления тоже могут курить по внешнюю сторону забора. И когда мы видим, что они на большой перемене идут курить и стараются отойти подальше, мы радуемся тому, что оказались услышанными: не дымят в туалете, не прячутся по углам в здании и на территории.

«Что делать? Работать над традициями»
Мнение Дмитрия Лихачева, директора московской школы №1019

Когда я пришел в эту школу, что я увидел? Собрались человек тридцать от мала до велика с сигаретами в зубах прямо на крылечке – все заплевано, все в окурках…
Начали мы с этим бороться вместе с предыдущим директором – и сейчас у нас единичный случай, когда курят где-то на виду у учителей. А вначале приходилось курильщиков гонять и постоянно контролировать. Выйдешь на крылечко, буквально как сирена «А-А-А-А!» – все смылись.
Я, например, не стесняюсь обнюхивать детей, не понимаю, почему некоторые учителя считают это ниже своего достоинства. А при случае рассказываю, как сам бросил курить.
Надо, чтобы в школе был орган ученического самоуправления, который бы оказывал ощутимое влияние на жизнь школы. Конечно, власти давать детям нельзя, они еще маленькие, не все могут адекватно воспринять. Но необходимо найти в школе моменты, на которые дети реально могут повлиять, хотя бы на свой школьный уклад. Соревнования провести между классами, поездку организовать. Важно, чтобы это была инициатива детей. И эту инициативу надо всячески поддерживать. Потому что ребенка увлечь легко – они еще достаточно чистые, ведомые. Задача школы – постараться сделать так, чтобы ведомы они были не курильщиками и не матерщинниками.
В чем главная проблема сегодняшних детей? Я бы сказал так: в родителях. Когда приходит по вызову в школу поддатый и прокуренный папа и говорит своему шестикласснику: «Я тебе по окончании школы не буду машину покупать, раз ты так себя ведешь»… Бывает, что родители из мухи слона раздувают.
А бывают родители слепые, которые уверены: мой ребенок золотой – и всё тут. Но нормальный учитель поймет, как надо работать с таким ребенком и с его родителем. Ведь мы можем про одни и те же проблемы сказать так: ваш ребенок не понимает химию, он дурак. А можно сказать: знаете, у вас что-то не в порядке с химией, давайте поищем пути, как это поправить.
Чтобы школа была хорошей для родителей, они сами должны участвовать в ее жизни. Мы, например, сейчас хотим сделать школьный сайт, чтобы родители через него могли общаться друг с другом и с учителями. Мне кажется, одно из важнейших качеств школы – ее открытость.

TopList