Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2008

Архив

Зеркало для классного руководителя

Кому, как не классным руководителям, знать, что многие ученики хотят казаться старше и солиднее, чем они есть на самом деле. Прямо на лету хватают подсказки, которые мы демонстрируем своими прио­ритетами, суждениями, оценками, и складывают из них образ престижного взрослого. А мы и рады стараться!
Вот недавно одна учительница похвасталась блестящим рефератом своего ученика: «Посмотрите, какая логика, какой серьезный стиль изложения. Вот бы все так умели работать!»
Но мы почему-то не стали разделять ее восторгов. Неужели же наукообразие и есть, по мнению педагогов, некий идеал ученической работы?
Процесс очищения речи от школярских штампов долгий. И поначалу (после окончания вуза) попытки быть искренним порой оборачиваются не слишком умелой шутливой просторечностью. Подлинная же искренность и простота приходят (или возвращаются?) с возрастом.
Сегодняшние материалы – некая скромная иллюстрация этого долгого пути от желания во что бы то ни стало казаться умным к незатейливой простоте, когда исчезает страх быть самим собой и называть вещи своими именами.

Егор Артемьев ,
выпускник педагогического колледжа

Довольно сложный концепт с максимальной легкостью

Выдержки из ученического реферата по теме «Народные игры»

Вступление. Народные забавы состоят из нескольких видов деятельности, которые настолько взаимосвязаны и переплетены, что их часто трудно отделить друг от друга. Одно из значений слова «игра» в 4-томном словаре Академии наук формулируется как «занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т.п.».
Конечно, народные игры не имеют отношения к спорту, но другие части определения вполне релевантны. Народные игры используются «для заполнения досуга, для развлечения» не только в первичной, исходной функции (т.е. в народе), но и в качестве элемента различных современных мероприятий.
Отметим, что игра представляет собой довольно сложный концепт. Недаром ему в начале июня 2004 г. в Институте языкознания РАН будет посвящена конференция под названием «Концептуальные поля ИГРЫ». Кстати, в объявлении об этой конференции приведены концептуальные ряды, входящие в семантическую сферу игры: 1) борьба, состязание, соревнование, поединок; 2) представление, действо, лицедейство, спектакль, ритуал, маскарад; 3) забава, шутка, затея, причуда, развлечение, потеха, баловство, розыгрыш, флирт.
Подчеркнем, что народные забавы должны осуществляться с максимальной легкостью.

Селезень. Выбирается один водящий мужского пола, называемый селезнем. Остальные становятся по окружности, держась за руки. Селезень начинает ходить вдоль этой окружности с внутренней стороны, выбирая симпатичную ему девушку – утку. Конечно, желательно, чтобы девушек было побольше, но и мужская сила в цепочке не помешает, как мы увидим далее.
Когда селезень показывает на утку, она отпускает своих соседей и уходит за пределы круга, а они берут за руки уже друг друга. Теперь перед селезнем встает задача поймать утку, т.е. схватить ее так, чтобы она не вырвалась. В этот момент они вполне могут находиться по разные стороны круга. Игровое пространство – внутри круга и в непосредственной близости от него с внешней стороны.
Остальные участники стараются помешать поимке. А именно: они расступаются и поднимают сцепленные руки там, где хочет пробежать утка, и наоборот: сходятся поближе и крепче держатся за руки там, где хочет пробежать селезень.
Когда утка находится по другую сторону круга, то селезень вынужден продираться к ней. Селезню приходится гораздо труднее, чем утке: тут нужны и сила, и ловкость, и гибкость, и проворство, а также, что немаловажно, хитрость.
Например, он может сделать вид, что хочет проползти под чьими-то руками, а когда они опустятся для предотвращения этого маневра – резко перепрыгнуть через них. Конечно, в своих действиях селезень должен стараться не причинить боль остальным игрокам.
Поймав утку, селезень получает право ее поцеловать в награду. Она занимает произвольное место в окружности, а он выбирает себе новую жертву. Если селезень устает, то может тоже встать в окружность, а его роль начинает выполнять другой представитель мужского пола.
То же происходит, если селезень долго не может поймать утку. Тут уж ему некого винить, кроме самого себя: выбрал-то ее он сам! А для объективности имеет смысл ограничить время, выделяемое ему (точнее, любому селезню) на одну операцию поимки.

Растяпа. Для этой игры девушек и ребят должно быть неравное количество, причем в идеальном случае разница равняется единице (допустим в дальнейшем изложении, что больше оказалось парней).
Ребята становятся по кругу на расстоянии нескольких шагов друг от друга, а девушки танцуют внутри круга под определенную песню (или музыку) с уговором не топтаться на одном месте, а двигаться по часовой стрелке (с возможными отклонениями в сторону центра и обратно). Потом мелодия неожиданно обрывается (каждый раз в разных местах). Танцевавшие должны как можно быстрее спрятаться за спину любого из ребят, схватившись за него.
Если девушка понимает, что парень, к которому она устремилась, уже оказался занят, то ей надо попытаться найти другого парня, еще не занятого.
По поводу личных предпочтений. Если у танцующей девушки (назовем ее «проницательная») есть основания полагать, что ее соседка (которую назовем «капризная») не будет прятаться за стоящего совсем близко от нее парня (по причине личной неприязни), то «проницательная» девушка может устремиться именно к нему.
Итак, в чем же смысл игры? Поскольку, как мы помним, девушек больше, чем ребят, как минимум одной из них не достается места. Она должна выйти на середину круга и громко крикнуть: «Я – растяпа!» После этого, если количественное соотношение участников по полу не изменилось в обратную сторону, игра начинается заново, а «растяпа» участвует в ней на общих основаниях.

TopList