Резапкина Галина | Творческая работа | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2007

Архив

Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов (автор – психолог, бывший учитель литературы Г. Резапкина).
В этом номере автор предлагает вниманию классных руководителей материалы для четвертых, на данном этапе итоговых занятий.
Пяти-, шести- и семиклассников ждет творческая работа. Восьмиклассникам предстоит проверить себя в командной работе. А девятиклассники сделают первые пробы в профессиональном самоопределении.
Удачи! С Новым годом!

Галина Резапкина ,
психолог

Творческая работа

Четвертые уроки в 5–7 классах

«МОЙ ИДЕАЛ»
5 класс

В пятом классе акцент делается на личностных качествах, лежащих в основе профессиональной успешности, поэтому логично услышать от ребят, каков их идеал человека. Возможно, это будет кто-то из родных или близких, реальный или вымышленный персонаж, собирательный образ, обладающий комплексом привлекательных качеств, литературный герой.
Не требуйте «социально одобряемых» ответов – от этого дети лучше не станут. В этом возрасте ценностные установки окончательно еще не сформированы, поэтому профессионально и любовно проведенные занятия этого важнейшего блока способны повлиять на формирование жизненных ценностей учеников.
Тема позволяет использовать фрагменты из кинофильмов, рассказы о людях, которым хочется подражать. Занятие может быть проведено в форме дискуссии, письменной работы, общего разговора, обсуждения в группах и т.д. – на усмотрение классного руководителя.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН
6 класс

Тема предыдущих занятий в 6 классе – знакомство с мыслительными процессами. Вы можете устроить командные или групповые соревнования, используя различные типы интеллектуальных задач. Важно, чтобы эти задания не дублировали школьные, а развивали сообразительность, нестандартное мышление, логику.
Ценность этой работы в том, что она дает возможность проявить свою интеллектуальную состоятельность тем, кто не отличается особыми успехами в учебе. При подготовке вы можете воспользоваться заданиями, взятыми из книг Я. Перельмана «Занимательная физика», Е. Прощицкой «Выбирайте профессию», Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Для тебя и о тебе».
А вот несколько заданий из моей книжки «Я и моя профессия».

«Муха»

Города А и Б находятся на расстоянии 300 км. Из них одновременно навстречу друг другу выезжают два велосипедиста. Они едут, не останавливаясь, с одинаковой скоростью – 50 км/ч. Вместе с первым велосипедистом из города А со скоростью 100 км/ч вылетает муха. Она обгоняет велосипедиста, встречает велосипедиста, выехавшего из города Б, и поворачивает обратно. Долетев до велосипедиста из города А, она разворачивается и летит навстречу велосипедисту из города Б. И так до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Тогда муха успокоилась и села одному из велосипедистов на плечо. Сколько километров пролетела муха?
Ответ. Муха пролетела 300 км.
Примечание. Важно, как ребята пришли к этому решению – путем сложных вычислений или им достаточно было знать скорость полета мухи (100 км/ч) и время ее полета (3 часа).

«Бочка»

Двое заспорили о содержимом бочки. Один говорил, что воды в бочке больше половины, а другой – что меньше. Как без всяких подручных средств решить, кто прав?
Ответ. Эта геометрическая задача имеет очень красивое и практичное решение. Нужно наклонить бочку так, чтобы уровень воды совпадал с краем бочки. Если воды больше половины, верхняя часть дна окажется под водой. Если меньше половины – часть дна будет выступать из воды, так как плоскость (в данном случае поверхность воды), проведенная через диаметрально противоположные точки верхней и нижней окружностей бочки, делит ее на две равные части.

«Книжный червь»

В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. Книжный червь прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц он прогрыз?
Ответ. Только обложки, так как первая страница первого тома при обычной расстановке книг соприкасается с последней страницей второго тома.

«УСПЕХ – РАЗНЫЙ У ВСЕХ»
7 класс

Эта творческая работа может вывести семиклассников на осознание смысла профессиональной деятельности (а там, глядишь, и человеческой жизни в целом). При всем желании мы не можем за несколько классных часов в год сформировать у наших учеников мировоззрение. Задачу классного руководителя я вижу в том, чтобы показать ученикам модели поведения, отличные от тех, которые сегодня так агрессивно насаждаются.
Показателем здорового климата в классе можно считать откровенный разговор. В частности, разговор о том, как ребята понимают профессиональный успех. Ученики будут откровенны только в том случае, если классный руководитель не будет продавливать свое понимание и даст ученикам возможность послушать не его, а друг друга. Такое «слушание» лучше организовать не в привычной урочной мизансцене: учитель – ученики, а в групповой работе.
Воздержитесь от оценочных комментариев, будьте тактичны и терпеливы к выступающим, особенно если вы не согласны с их пониманием успеха, – пусть за вас говорят другие.

От автора
Я не предлагаю разработок этих занятий, потому что их нет в природе. Если «Уроки самоопределения» вам созвучны и вы решите провести в вашем классе творческое занятие, как бы подводящее итоги полугодию, то вы, конечно, сделаете это каждый по-своему. Присылайте ваши заготовки на адрес газеты! Редакция обязуется их опубликовать.
Еще более ценен для меня любой ваш негативный опыт, хотя я понимаю, что рассказывать о своих неудачах трудно. Но путь к вершине, как известно, лежит не от победы к победе, а от поражения к поражению.
Пишите обо всем, что радует и тревожит вас на «Уроках самоопределения». Будьте моим соавтором!

TopList