Букатов Вячеслав, Ганькина Мария, Егорова Мария | Почтовая открытка | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2007

Разное

Вячеслав Букатов ,
доктор педагогических наук ;
Мария Ганькина ;
Мария Егорова

Почтовая открытка

Несколько сюжетов в преддверии праздника

Только чтоб настоящая!

Поздравительная открытка собственного изготовления

Вот уже более двухсот лет почтовой открытке. Даже сейчас, в век интернета, когда электронная почта постепенно вытесняет рукописные письма, мы продолжаем получать и посылать конверты с поздравительными открытками. Эта традиция пока еще не умерла, и это здорово.

Открытка Насти Шабановой, 7 лет

А в московском жилом районе с уютным названием Нагатино-Садовники несколько лет назад даже прошла выставка, посвященная открытке. Выставка необычная: создателями экспонатов были дети. Смотришь на эти яркие, трогательные открытки и в очередной раз понимаешь, что лучшие художники – это как раз дети и есть. Если, конечно, им не мешать нашими взрослыми умениями и правильными советами.

А что если и вы, дорогие классные руководители, по примеру нагатинских школ и детских садов, предложите своим подопечным создать какую-нибудь поздравительную открытку! Какие у нас там праздники на подходе, кроме Нового года?

У детей, правда, праздников гораздо больше, чем у взрослых. Потому что жизнь у них намного богаче событиями. Например, первый раз в жизни на самолете полетел. Или пуговицу пришил. Или читать научился. Правда ведь, есть с чем поздравить!
А еще можно разные приглашения на праздник делать. Ну, например: «Дорогая Катя! Приглашаю тебя на школьный бал» (на пикник, на каток, в театр, в гости и т.д.). Да мало ли!

Открытка Алеси Бердникович, 6 лет

Но если делать самую настоящую почтовую открытку, то уж по всем правилам. Тут и марка должна быть, и место для письма, и еще куча всяких мелочей.

Попросите учеников на ближайший классный час принести из дома разные старые открытки. Пусть ученики объединятся в команды. Самый простой способ – сидящие за нечетными партами разворачиваются на 180 градусов к сидящим за четными – четверка готова.
Предложите ученикам порассматривать открытки в командах. Наверняка ученики обнаружат на обратной стороне массу подробностей: марку – это понятно, однако на открытке есть и гораздо более мелкие аксессуары.
Теперь можно приниматься за изготовление самой настоящей открытки. Кстати, кому-то из детей может прийти в голову даже марку сделать собственными руками.

Ну, за работу. Только, дорогие учителя, пожалуйста, держитесь изо всех сил и не вмешивайтесь, пока ученики сами не попросят у вас совета.
И еще. Может быть, не стоит устраивать конкурсы? Ведь каждый рисунок (и вообще любое детское рукоделие) замечателен по-своему.

Мария Егорова

Методический материал буквально из ничего

О том, как обыкновенная открытка помогает делать открытия

Начало перестройки. Социоигровой семинар в Донецке. Была задумана работа с открытками – акварели пушкинского времени. У меня был один-единственный набор открыток – на всех участников семинара явно не хватит.
Раньше я всегда привозил с собой несколько наборов открыток, хватало на всех. А потом оставлял эти наборы педагогам для работы с детьми. Но тут, с перестроечной разрухой, с наборами стало туго. А мне важно было показать педагогам, что, когда чего-то не хватает, это нестрашно, что можно сделать методический раздаточный материал буквально из ничего.
И вот в конце первого дня я даю такое задание: «Пусть каждый принесет завтра по одной открытке – или свою любимую, или какую-нибудь самую-самую. И объяснит, почему она самая-самая».
Кто-то из участников принес из дома старые исписанные поздравительные открытки. А у приезжих – таких была чуть ли не половина – была проблема: они не могли принести открытку из дома. И поэтому они пошли покупать открытки в киоск.

Ленин, только без кепки

Одна учительница потом рассказывала. Пошла, говорит, к киоску, а киоск стоит на небольшой такой площади, а посредине площади – какой-то маленький памятник с протянутой вдаль рукой. Ну, думает, Ленин, только без кепки.
Подходит к киоску и видит, что там есть открытка с этим самым памятником. Она и говорит: «Мне памятник Ленину дайте, пожалуйста». Продавщица поняла, достала ей эту открытку. та ее купила, переворачивает и читает: «Памятник Шевченко».
Подходит к памятнику – действительно, Шевченко. Маленький такой, с протянутой рукой. А потом вышла на соседнюю площадь и видит: на этот раз действительно памятник Ленину – грандиозный такой, монументальный, из мрамора. И она подумала: «Странно. Ведь продавщица-то – местная жительница. Значит, знала, кто Ленин, а кто нет. А как же она меня так хорошо поняла?»
И вот учительница говорит, что поэтому она эту открытку и принесла, что это в самом деле очень удивительная открытка.

Разные версии

На второй день все принесли свои самые-самые открытки. Объединились по тройкам и рассказывали друг другу, почему они решили именно эту открытку принести.
Потом выбрали из трех самую-самую-пресамую.
Потом они сложили свои открытки в стопочку и передали в соседнюю команду.
Соседняя команда из этих трех чужих самых-самых открыток должна была тоже выбрать самую-самую-пресамую. А потом рассказать хозяевам свою версию, почему они выбрали именно эту открытку. А хозяева рассказывали им свою версию.
Там разные возникали варианты. То, что было в той или иной открытке удивительного, соседи обнаруживали (каждый – что-то свое) и делились личными открытиями. У людей просто открывались глаза на что-то необычное, которое подметили другие. Ну вот, например.

Типографский брак

Этот случай уже в Петрозаводске был. Приезжие педагоги купили в киоске самую обычную стандартную открытку с видом города. А другая команда сказала, что эта открытка – совершенно необыкновенная. Дело в том, что на этой открытке (по-моему, там был петрозаводский театр изображен, весь в зелени) оказался типографский брак: с одной стороны открытки не пропечатался зеленый цвет, и поэтому там все такое желтенькое, весеннее было. А с другой стороны все было красненькое.
Соседняя команда это подметила и сказала, что эта открытка самая-пресамая, потому что на ней одновременно целых три времени года присутствуют – весна, лето и осень!
Одним словом, ситуаций для взаимных удивлений было предостаточно. И никому объяснять не пришлось, насколько такая работа полезна для развития детей. А потому каждая из участниц явно решила что-то подобное устроить и у себя в классе.
А я был спокоен: где взять очередные открытки для групповой работы, учителя уж теперь сообразят.

Рассказ доктора пед. наук
В. Букатова записала М. Ганькина

От редакции
В оформлении этого номера мы использовали новогодние поздравительные открытки советских времен. Может быть, кто-то из наших читателей вспомнит некоторые из них? Мы, например, с радостью увидели знакомые с детства открытки.

TopList