Старая анкета из советского прошлого | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2007

Архив

Старая анкета из советского прошлого

* по ту и эту сторону лет

Алена НОВГОРОДОВА, г. Вологда

Что ответили старшеклассники двадцать пять лет назад и их ровесники сегодня


В руках у меня папка с пожелтевшими анкетами – 1983 год, 10 класс. Это я и мои одноклассники отвечали на вопросы типа: «Что значит для вас быть хорошим человеком?» или «Верите ли вы в коммунизм?» (в то время подобные анкеты были в моде).
Я совсем забыла про эту анкету, а когда недавно, роясь в старых бумагах, обнаружила ее, то испытала разные чувства. Грусть – оттого, что это было так давно, смущение – когда читала некоторые свои ответы, и ностальгию по ушедшей юности. Вот один из моих ответов: «Если мы все будем бороться, то коммунизм непременно будет, ведь не зря же столько людей отдали за него жизни!» Что и говорить, я была политически грамотным ребенком.
Я подумала: а что если провести небольшое исследование и попросить нынешних одиннадцатиклассников ответить на эти вопросы?
И вот передо мной двадцать шесть тетрадных листов. Начинаю сопоставлять их с ответами двадцатилетней давности.

· Чем вспомнишь ты школу и вспомнишь ли?
Ответы давних выпускников были намного более пространными, но вспоминать предполагалось в основном внешкольные мероприятия: колхоз, трудовой лагерь, переменки и списывания. В 83-м году только двое написали, что вспомнят учителей. В современных же анкетах уже 9 человек отмечают, что вспомнят учителей и даже – в трех случаях! – «любимых учителей».
Дальше шел вопрос об отношении к классу. 50% моих учеников считают, что их класс – «не очень», тогда как только пять моих одноклассников (20%) считали, что с классом им не повезло.

· Твое отношение к себе
Интересно было сопоставить ответы. Из современных детей только трое недовольны собой определенно. Три человека оценивают себя абсолютно положительно, остальные же только время от времени бывают недовольны собой.
Теперь ответы «старичков». 19 человек(!) относятся к себе крайне отрицательно (или говорят, что так относятся). Сплошь и рядом: «Ненавижу себя, не люблю». Или: «Если человек себя не критикует, у него вырабатывается внутренняя самоуспокоенность, и это очень опасно». Два человека себя любят. Остальные к своим недостаткам относятся легко: «Мне не хватает того-то и того-то».

· Твоя отличительная черта
Из современных подростков трое отмечают некую отрицательную черту. Шестеро – чувство юмора. Семь человек – «не пью, не курю». Один – «такой, как все». Еще один – «не такой, как все». Двое оказались «мечтательными». Остальные не ответили.
Двадцать же лет назад: принципиальность – четыре человека; двое – цельность, уравновешенность; шестеро – непостоянство, взбалмошность, дурачество; один человек – чувство юмора; один – «не пью, не курю» (но это считалось тогда шуткой: таких, кто пил и курил, в нашем классе не было).

· Цель в жизни
На первое место современные подростки ставят любимую работу. На втором месте – семья, любимый человек. Четыре человека – приносить пользу людям. Двое – заработать много денег. Трое хотят стать личностью.
Можно догадаться, что ответы в старой анкете будут отличаться: семнадцать из класса (двое не отвечали) имеют своей целью приносить пользу обществу. Есть даже такая формулировка: «оставить свой след на земле». Один желает жениться по любви (надо сказать, что в будущем он и женился по любви, даже три раза). У шестерых цель неопределенная или ищется.

· Во что ты веришь?
Восемь нынешних старшеклассников верят в Бога, двенадцать – в любовь и дружбу, шесть – в судьбу.
Из ответов моих одноклассников видим, что почти столько же – двенадцать – верят в любовь и дружбу, семь – в судьбу, шесть – в чудеса и приметы, четыре – в себя, один – в коммунизм и трое затрудняются ответить.

· Если бы к тебе явился волшебник, то что бы ты попросил у него?
Выпускники 83-го года: у пяти человек желания были только для себя, а у остальных на первом месте – чтоб не было войны, а на втором – личное счастье.
А теперь – внимание! – ответы современных подростков: пять человек загадывают желания только для себя; остальные, не сговариваясь, желают «мира во всем мире, любви для себя и здоровья и счастья для близких и родных». Вот так! Не так уж они и эгоистичны, наши детки.

· Ты выиграл 10 тысяч рублей. Как ты ими распорядишься?
Двенадцать моих одноклассников отправились бы путешествовать. Среди современных детей количество «путешественников» сильно уменьшилось – только три человека предпочли потратить деньги таким образом.
Из прошлых ответов: трое купили бы машину, четверо положили бы на сберкнижку, трое – «никогда бы не выиграли», и восемь человек упоминают в своих ответах благотворительность. Из современных детей только двое потратили бы деньги таким образом, четверо отдали бы родителям или бабушке, трое начали бы свое дело, восемь человек отложили бы «на черный день», и шестеро(!) затруднились ответить.

· Какие черты больше всего тебя отталкивают в людях?
Подростки ответили на этот вопрос единодушно. Список отрицательных качеств почти идентичен (в порядке убывания): ложь, предательство, высокомерие, эгоизм. Так же часто отмечаются трусость, хамство и грубость.

· Есть ли у вас кумир или идеал?
Со временем количество кумиров или идеалов уменьшается. Из выпускников прошлого века у двенадцати есть таковые: у троих – мама, у четверых – литературный герой, у одного – девушка, у четверых – обобщенный идеал.
Из современных подростков только у семерых есть идеалы: у двоих – папа, у одного – Че Гевара, у четверых – просто есть, а трое отмечают, что идеалом для них они сами же и являются.

· Хотели бы вы отправиться в прошлое и куда?
У моих одноклассников чаще всего возникали желания отправиться в военное или революционное прошлое и даже предотвратить какое-то страшное событие путем активного вмешательства в историю.
А вот из современных детей несколько хотели бы отправиться в недалекое прошлое и «пожить при социализме, где, по рассказам взрослых, лучше, чем сейчас». Один хотел бы попасть во времена Иисуса Христа, трое – на сотворение мира, один – в первобытно-общинное общество, семь человек(!) не желают воспользоваться возможностью путешествия во времени, остальные – в ближайшее прошлое, свое или своих родителей.

Конечно, на те же вопросы другие ученики в других школах и других городах ответят иначе. Например, этот опрос я проводила в нашей же школе, но в другом, отобранном, так называемом гуманитарном классе.
Здесь 90% учеников положительно оценивают свой класс, и уже не 30, а 70% вспомнят после школы своих учителей добрым словом.
Велик общий процент альтруистических желаний.
На вопрос о деньгах бо´льшее количество учеников вспоминают о бедных и обездоленных.
Кроме того, большинство отвечавших относятся к себе положительно.
На основании этих двух опросов я сделала для себя следующие выводы.
Молодые верят в лучшее будущее, в верную и вечную любовь и готовы многим пожертвовать ради этого.
Хорошо относятся к себе и имеют цель в жизни.
Думают не только о своем счастье, но и процветании всего человечества.
Более прагматичны, чем были мы, и менее политизированны.
Все это меня радует и дает основание с оптимизмом смотреть в будущее.

Реплика от редакции
Давайте вашим ученикам возможность поспорить. И не только на классном часе, но и на уроке. Пусть иногда и до хрипоты. И шут с ней, со всяческой толерантностью. Всему свое время. А сейчас важно, чтобы наши ученики испытывали на прочность свои формирующиеся представления. И, обнаружив в них, допустим, какую-то брешь или слабину, принялись бы наводить порядок.
Да полноте, проснется внутренний скептик, стоит ли им доверять? А вдруг они не тот порядок наведут? Как же это их не воспитывать хотя бы на примере великой русской литературы? А то вырастут черствыми эгоистами с исключительно меркантильными интересами!
А вот и нет! Как видите, ответы нынешних старшеклассников на доморощенную анкету времен застоя убедили учительницу, что это вовсе не так. Надеемся, что наши читатели разделят ее оптимизм.

TopList