Ракурсы самооценки | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Ракурсы самооценки

* психологический ликбез

Авторские комментарии к первым занятиям в 5–7 классах

Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя»:
Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект. (В. Сатир «Как строить себя и свою семью». М., 1992, стр. 18).
Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет и, возможно, еще раньше. Но именно в школьном возрасте она приобретает определяющее значение. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно ставят школьника в ситуацию, когда он должен оценить свои умения или личностные качества.

Уровни самооценки

В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную (реалистичную) самооценки. Психологи обычно говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. Не углубляясь в тонкости терминологии, отметим, что эти подходы дополняют друг друга.
Самым благоприятным является сочетание реалистичной самооценки и позитивного самовосприятия.
Дети с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием обычно испытывают трудности социальной адаптации. Этим детям особенно нужна психолого-педагогическая поддержка, о важности которой в последние годы не писал только ленивый. Между тем психологическая поддержка является очень сложным и тонким инструментом, неумелое применения которого может принести больше вреда, чем пользы. Вот что писал по этому поводу Р. Бернс:
Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую‑нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой».
Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Не важно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения, – ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Завышенный уровень характеризуется высокой физической и познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом избегания неуспеха.
Дети, имеющие реалистичную самооценку и позитивное самовосприятие, активны, доброжелательны, их интересы разнообразны, они критичны к себе и терпимы к другим, самостоятельны. Они уверены в том, что могут добиться успеха в учебной деятельности. Эта уверенность основана на правильной самооценке своих возможностей. К сожалению, этот вариант встречается не так часто, как всем бы хотелось.

Самооценка
и процесс познания

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, поэтому самооценка ребенка прямо связана с его успехами в учении. Привычка к определенному положению в классном коллективе накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Лидерами в начальной школе оказываются те ребята, которые лучше учатся. Со сменой ведущей деятельности в подростковом возрасте изменятся оценки и самооценки учащихся.
Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно связана с процессом познания. Ученики включаются в общественно значимую деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и саморегуляции в ходе этой деятельности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты присланных из школы письменных тестов одного двоечника, некоего Генри Карсона. Из-за сбоя в программе Гарри оказался не на последнем месте, а на первом. Удивленные и смущенные учителя начинают воспринимать Гарри как самого способного ученика. Гарри быстро входит в новую для себя роль отличника и начинает стремительно расти не только в интеллектуальном, но и личностном смысле, став впоследствии одним из выдающихся представителей своего поколения (Х. Лоури, «Мышь и Генри Карсон»)
Этот юмористический рассказ, написанный сорок лет назад, заставляет задуматься не только о том, как сказывается наше отношение к ученикам на их судьбах, но и о том, насколько можно доверять тестам.
Развитие самосознания человека определяется потребностью найти ответы на главные для него вопросы: «Кто я? Какой я?» Поэтому уроки самоопределения в каждом классе целесообразно начать с темы самооценки. Крайне важно с первого урока установить контакт с классом, рассказать о целях, задачах и специфике занятий, обговорить и принять особые правила поведения, которые помогут вам более эффективно вести занятия. Во время этих занятий будут затронуты глубоко личные вопросы, поэтому учителю важно воздержаться от своих оценок и комментариев.

Самооценка
и уровень притязаний

Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Когда американский психолог У. Джеймс (1848–1910) определил самооценку с помощью своей формулы САМООЦЕНКА = УСПЕХ/ПРИТЯЗАНИЯ, он указал на два пути повышения самооценки.
Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. Как тонко заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не являются для нас значимыми жизненными ориентирами, и поэтому не особенно важны для нашей самооценки. Каждый волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем‑то все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учеником, карлик не может считать себя великаном, слабый – сильным и т. д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по‑настоящему. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.
Людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего Я, однако ограниченность способностей человека, его существование в пространстве и во времени существенно сужают наш выбор. Когда выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если нет. Любой выбор – это самоограничение.
В последние годы наблюдается стабильный рост уровня притязаний молодежи на фоне снижения уровня интеллекта, основных психических функций, трудовой мотивации и т. д. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Разговор о самооценке и уровне притязаний дает возможность выйти на очень важную в контексте всего курса тему. В настоящее время в обществе насаждается одностороннее понимание жизненного успеха. Данный блок занятий дает возможность расширить представления детей о том, что такое успех, отойдя от примитивного и одномерного представления, культивируемого СМИ, и приглашая учеников задуматься о личном смысле успеха. В ходе грамотно проведенных занятий может произойти мягкая коррекция самооценки и уровня притязаний учеников с учетом расширения представлений о своих возможностях и ограничениях.

TopList