Человеческий фактор | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Человеческий фактор

* из первых рук

Галина РЕЗАПКИНА, психолог

Введение в тему


Причина большинства техногенных катастроф – так называемый «человеческий фактор». Что скрывается за этим безликим словосочетанием? Безусловно, это профессиональная компетенция. В последние годы все больше сообщений о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребители – производителям негодных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга.
Но профессионально важные качества формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Если у ребенка нет чувства любви и сострадания к людям, ни один институт не сделает из него хорошего врача. Можно получить блестящее образование на химическом факультете МГУ и производить в домашней лаборатории наркотики или взрывчатку.
Вся профильная ориентация в старших классах теряет смысл, если в раннем возрасте у ребенка не заложен нравственный фундамент личности. Интересно, кто его будет закладывать, если еще пятнадцать лет назад зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения, остальные считали главными путями к успеху деньги, связи, спекуляцию и мошенничество.
Сегодня очень популярно слово эффективность.
Что такое эффективная личность?
Во-первых, эффективна нравственная личность. Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте. Неэффективная личность работает узко – «за деньги». Можно ли побеждать в спорте и войне, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель – призы, трофеи, гонорары, премии? Это вряд ли. Приучи целое поколение работать «за деньги» – и оно будет работать неэффективно, а экономика страны разрушится. Экономика России менее эффективна, чем экономика СССР потому, что сейчас преобладает материальная мотивация. По этой же причине темпы западной экономики отстают от темпов азиатской.
Во-вторых, эффективна развивающаяся личность. Основа развития человека – его саморазвитие. Основа образования – самообразование. Для того, кто нацелен на самообразование, пригодны его любые формы.
В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность, то есть обладающая высокой социальной автономностью, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Социальные стереотипы, как и образы масс-культуры, блокируют фантазию и творческие возможности личности, низводя ее до уровня социально приемлемой посредственности.
Сможем воспитать в наших детях эти качества – решим множество экономических, социальных и психологических проблем. Только надо самим определиться с приоритетами – целями. А средства всегда найдутся.

TopList