Раньше я таких собраний никогда не проводила | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Раньше я таких собраний никогда не проводила

* из первых рук

Записал на диктофон Вячеслав БУКАТОВ

Рассказ классной руководительницы Ольги Травиной о том, как было дело


А как все получилось? Попросила меня (еще в прошлом мае) наша завуч по внеклассной работе провести родительское собрание в новой форме – чтобы вместе с детьми. Я говорю, что никогда не пробовала, но интересно, давай займусь, попробуем. Как получится, так и получится.
А тут в школе районная конференция по социоигровой педагогике. И мне родительское собрание показывать. Ну вот стала думать, как все это провести. 11 класс – трудно. Я математик, язык не очень‑то подвешен. В принципе, я себя как‑то успокаиваю: дескать, мне‑то самой говорить не нужно, пусть говорят они – нет ничего лучше, чем общение.

Конфликтные ситуации

Дело в том, что у детей с родителями то и дело какие‑то конфликты возникают. И большинство из них так и остаются неразрешенными. В моем классе очень доверительные отношения. И я попросила учеников (так, ненавязчиво, задолго до этого собрания) написать, какие возникают у них дома конфликты. Они очень доверчиво и написали.
Парни написали, что не хотят убираться дома (я еще тогда сказала: «Девчонки! Мужья‑то у вас – никакие будут»).
Девчонок, значит, поздно не пускают гулять, не покупают наряды, какие они хотят.
Одна девочка написала: что делать, если дитя стало курить, как вразумить его?
Ну, в общем, самое разное, но примерно такого плана.
Я все это разложила на пять позиций, то есть как‑то эти конфликтные ситуации сгруппировала. А тут и думаю, что для собрания это мне и пригодится. Пусть друг друга послушают. Пусть родители посмотрят на своих детей и на их товарищей. И не думают, что только их ребенок такой балбес.
А дети пусть своих «ненормальных» родителей сравнят с другими. И пусть увидят, что, в принципе, все одинаковые.
Ну вот, написала все это, заготовила. Думаю: ну что, конечно, малыми группами будем работать. Расставила столы – сдвинула их по два, как в кафе, и для уюта скатерочками накрыла. Лишние столы мальчиков попросила из класса вынести, чтобы не мешали…

Пять групп
по шесть человек

Родительское собрание было открытым, в рамках районной конференции по социоигровому стилю работы, которая проходила у нас в школе. Поэтому о предстоящем собрании я всех заранее известила. И детей несколько раз просила, чтобы передали родителям. Некоторым сама напоминала: кого на улице встретишь (поселок у нас маленький), кому по телефону позвонишь.
Но родителей пришло мало – шесть человек (что вы хотите – среда, середина дня!) Ну я и сказала: садитесь, как хотите, где удобно, где нравится.
Потом ребята пришли. Я и им: «Садитесь, как хотите».
Последними пришли гости (человек 15, наверное, если не больше). Кто у окошка, кто вдоль стены приземлился (там свободные стулья стояли). Ну я извинилась, что так мало родителей. И говорю гостям: «А давайте мы и вас тоже в группки посадим. В общем, всех пришедших гостей удочеряем – вы тоже наши родители. Придвигайтесь к столикам, будете в группах работать».
Гости быстро откликнулись и подсели к столикам. Получилось пять столов – пять групп по шесть человек.

Цитаты на листочках

На доске я написала высказывание С. Соловейчика: «Все наше счастье и несчастье – в детях». Взрослые прочитали и головами закивали.
И тут я раздала в группы листочки, на которых были подобраны высказывания о воспитании. По смыслу совершенно разные. Одно – беги от всякого воспитания и на всех парусах от него спасайся (это Толстой). Другое – что воспитание может все. А третье – что как ни старайся, но на сливе груши не вырастут.
Когда все группы листочки получили, я говорю: «С тем, что на доске написано, вы наверняка все согласны. А что вы думаете по поводу мыслей, которые на листочках процитированы? Высказывания разные, и мнения в группе могут быть разными. Сформулируйте свое общее отношение, учтя и то, что вы принимаете, и то, с чем вы не согласны и вообще принять не можете».
И они начали обсуждать.

Жеребьевка

Тут я вспомнила, что у меня запланирована жеребьевка очередности. Я ко всем столам с просьбой: «Пришлите мне по посыльному». Те вытащили номерок – кто первым будет выступать.
И с другими посыльными мы еще одну жеребьевку провели. Если достанется бумажка с плюсиком, то группа рассказывает о том, что в цитатах нравится. Если с минусом – что не нравится, с чем не согласны. И никаких возражений не было: случай – он и есть случай.
Ну начали говорить. Говорили хорошо, особенно дети. Вообще я считаю, что у детей в этом возрасте есть свое собственное мнение по всем вопросам, которые их касаются. То есть активную жизненную позицию они уже давно имеют, но не всегда открыто и позитивно ее высказывают. А тут разные высказывания, одно с другим не совпадает, и к какому ты присоединишься – дело твое. Прав ты или не прав – никто не знает. Это покажет жизнь.
В результате говорить, что думают, никто не боялся. Говорили все – родители, и ученики, и гости. И все с интересом друг друга слушали!

Пришло время
их перемешать

Они ведь расселись как – дети с детьми, взрослые со взрослыми. И я все думала, по какому же принципу мне их перемешать. И сделала так.
– Найдите в своей группе самого активного и самого пассивного.
За двумя столами почти сразу кто‑то встал. Глядя на них, стали подниматься парочки и в других командах. И вот эти парочки отправились пересаживаться за соседний (по часовой стрелке) стол. И сразу все перемешались – и родители, и дети. И все группы получились смешанными. К учительскому столу были вызваны очередные посыльные. Для обсуждения в группе они получили одну из заготовленных мной конфликтных ситуаций, одинаковую на всех, чтобы потом свое мнение с другими сравнивать. На обсуждение – одна минута. И на итоговый рассказ от группы – минута. Это ограничение по времени очень хорошо сработало.
Первой разбиралась такая ситуация. Ребенок собрался погулять. Оделся стильно, а родителям не нравится. Как быть? Отпустить или заставить ребенка переодеться? Родители одно говорят, дети – другое. Дети: «Отпускать. Мамки, слышите?»

Вопрос о курении

А еще мне очень понравилось, когда очередь дошла до вопроса о курении: как вразумлять детей? В моем классе два пацана – заядлые курильщики. Одному дед деньги дает.
Я как‑то после уроков одному из них говорю:
– Серега, ну ты что ж все куришь?
– Да вот, надо бросать.
– Ну а как папа‑то реагирует?
– Да вот деньги стал давать.
– А может, надо было ремня тебе вложить?
– Может, и надо.
И вот в группах идут разговоры про курение. Все дети как один настаивают на том, что нужно курильщиков разубеждать.
И тут меня Влад восхитил. Он вообще‑то молчун, а тут ему досталось говорить. А он сидел так, что когда встал, то оказался ко всем спиной. Так он аж даже к учительскому столу вышел...
(Я на следующий день ему говорю: «Влад, я тобой восхищена». «Да у меня все дома курят. Один я только держусь».)
И как он на родительском собрании убедительно говорил! Вот ради только одного этого мне уже стоило проводить это собрание.

Приучать к красивому

Очень интересно обсуждали вопрос, что делать, когда ребенок не хочет убираться по дому. Ну все родители на это жалуются.
Я когда готовилась, то все думала, как бы мне эту ситуацию разрулить? И у Соловейчика нашла такую мысль: дома все вещи могут быть и старыми, и ветхими, но все равно приучать детей к красивому нужно и можно. Даже на кухне.
И вот эту цитату я перед обсуждением зачитала вслух: как на старенькой кухне устроить все так, чтобы культура тем не менее воспитывалась.
Родителям тоже эта мысль по душе пришлась.

«Что, можно любую
проблему писать?»

Потом время вышло. Всех гостей позвали на закрытие конференции. Остались только родители и дети. И вот тут началось самое интересное.
Я говорю: «Ну все ушли, бояться некого, говорите, как хотите. И садитесь, как хотите» – все ведь у меня вперемешку сидели. Но никто пересаживаться не стал.
Раздала чистые листочки и сказала: «Наверняка у каждого из вас есть какие‑то личные проблемы, требующие обсуждения. Вот пусть каждый из вас на двух листочках по одной проблеме или вопросу и напишет».
Ребята: «Что, можно любой вопрос писать?» – «Ну не совсем любой, а как‑то связанный с воспитанием». – «Ну какой?» – «Ну, как своего младшего братика или сестричку приучить садиться на горшок, например, – отшучиваюсь я. – Ну напиши что‑нибудь из того, что тебя действительно волнует или не нравится».
Ну ладно, каждый написал и закатал листочек с вопросом в трубочку. Я взяла корзиночку и прошлась по всем столам. Собрала скатанные листочки, поставила корзинку на стол и накрыла платочком.

«Самый удобный»

– Теперь вспоминайте свой день рождения.
И у доски все – и дети, и родители – выстроились в шеренгу по дням рождения.
– Потом разберитесь по парам: кто с кем рядом оказался.
– Теперь каждый тяните из лукошка по вопросу и своими парочками, где хотите, садитесь. Выберите из двух ваших вопросов «самый удобный» и приготовьте на него свой ответ.
Все по классу парочками расселись и стали шушукаться. «Самый удобный» выбрали и свою версию ответа приготовили.
Думали, что я сейчас буду их слушать. А я вместо этого им (как нас учили на социоигровом семинаре) говорю:
– Замечательно. Молодцы. Теперь объединитесь с какой‑нибудь соседней парочкой и обсудите приготовленные ответы, чтобы выбрать «самый-самый» и рассказать его всем остальным.
То есть я из пар сделала четверки, которые должны были выдать один ответ, но зато «самый-самый».

Вопросы из лукошка

Пока пара паре увлеченно излагала свои ответы, я пошуршала в корзиночке – в том, что осталось. Какие там вопросы были интересные!
Например, одна родительница написала: «Ребенку 16 лет, а родители вдруг обнаружили, что у них кардинально разные взгляды на воспитание. Что делать? Разводиться?» Жаль, что никому этот вопрос не достался. Представляете, как бы хорошо было послушать детей о том, что делать родителям в такой ситуации!
Еще я такой вопрос в лукошке нашла: «Меня не любит отец. Помогите мне». Представляете: мамы бы высказались, как ребенку поступать, если он заявляет: «Как заставить отца полюбить меня?» Уж какой замечательный разговор бы получился. Но жребий есть жребий.
Потом, когда меня другие учителя спросили, мальчик это про отца написал или девочка, я сказала:
– Не знаю. В лукошке вопросы были без подписи. Да даже бы и знала, никогда не сказала бы.

Комплименты по кругу

Когда четверки начали излагать свою точку зрения, дети были на коне. Но и родители – на коне. Они тоже здорово выступали: и про моду высказались, и про музыку, и про макияж... И все дети их очень хорошо слушали. Замечательное общение получилось.
И тут я думаю: ну что ж, финал нужно провести на мажоре. У меня на этот случай были припасены «комплименты» (см. письмо-отчет. – Прим. ред.) Написать комплимент, листочек загнуть и передать соседу по четверке. Написать, опять загнуть. Ну знаете, как в детстве часто играли…
И вот они сосредоточенно пишут, заворачивают, передают, а я все в сторонке держусь. А когда все понаписали, развернули и прочитали, тут кто‑то предложил: «А давайте по второму кругу пустим. Напишем комплименты Ольге Павловне».
Всем почему‑то понравилось, так что и я возражать не стала, хотя пора было расходиться. И бумажки опять поплыли по кругу. И вот весь этот бальзам мне преподносят в завернутом виде. Уж как я потом читала-перечитывала!

Подготовка помогла

А на следующий день ко мне в кабинет математики пришла школьный психолог. Она на этом мероприятии тоже была. Наговорила много хорошего: «Как вы, Ольга Павловна, хорошо им давали друг друга слушать. И говорили они не вам, а друг другу».
И действительно, на нашем родительском собрании как‑то так получилось, что я как ведущая все время была на ногах. Но то к одним подсяду, то к другим. Так и курсировала. И в их разговоры я старалась не вмешиваться. Ведь главное, чтобы они между собой общались.
Ну, конечно, тяжеловато было: приходилось себя все время контролировать. Но помогла подготовка. Во-первых, социоигровые приемы, связанные с движением, я «обкатала» на своих уроках математики, и на родительском собрании все шло как по маслу. А во‑вторых, я же очень давно начала готовиться к этому мероприятию.
В целом на родительское собрание у нас ушло часа два. И никто не хотел расходиться.

TopList