Клубная бабочка | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Разное

Клубная бабочка

О том, что такое член предложения


Итак, любое слово русской речи принадлежит к какой-нибудь ее части. Оно обладает набором признаков, которые роднят его с остальными словами той или иной компании.

И вот теперь, когда слово из отшельника-одиночки превратилось в важную часть чего-то большего, оно получает право стать членом клуба.

Я рисую здание с греческими колоннами наподобие английского клуба.

«Давай, предлагай любое слово, которое сейчас отправится в клуб». Обычно называют какое-нибудь существительное. Например, кино. Это и хорошо, что для начала попроще.

Войдя в клуб, слово становится его членом. В качестве знака принадлежности к клубу я рисую под словом кино элегантную клубную бабочку (эта бабочка обернется потом волнистой, или пунктирной, или еще какой линией – из тех, которыми в школе подчеркивают члены предложения).

Далее слову предлагается занять тот или иной столик. Я рисую условный зал, эстраду, круглые столики. Каждый столик – это какое-нибудь предложение. На одном столике я пишу П1, то есть предложение первое. На втором – П2. На третьем – П3. И так далее.

Так вот, наше кино присаживается за какой-нибудь из этих столиков. Ну, например, за столик П1. Здесь сидят члены, например, такого предложения: «Вчерашнее кино никому не понравилось». Все места заняты, только одно свободно – место подлежащего. Наше существительное садится на свободное место и становится членом этого предложения, а именно – подлежащим. Тем главным в предложении, о чем идет речь и что подлежит нашему пристальному рассмотрению.

А если оно сядет, например, за столик П5 («Эта твоя история – просто кино!»), то каким членом предложения станет? Тем, в котором сказывается о подлежащем. То есть сказуемым. А в предложении «Я люблю кино» – дополнением. А в предложении «Пошли в кино?» – обстоятельством.

А теперь какое-нибудь прилагательное – например, умный – в клуб отправилось. За одним столиком-предложением оно определением будет: «Мой умный пес знает пять команд». А в другом предложении – «Мой пес очень умный» – сказуемым.

Вот так быстренько пробежались между столиками и выяснили, что часть речи, становясь каким-нибудь членом предложения, начинает играть в этом предложении какую-то определенную роль.

Может глагол быть подлежащим? Тут все, конечно, вытаращивают глаза: «Глагол – подлежащим?!» Штампы ломать нелегко. С начальной школы в голове ребенка почему-то в очень жесткие пары связаны понятия существительное и подлежащее, глагол и сказуемое, прилагательное и определение. Так и никак иначе. Привыкли, что в текстах упражнений глагол обязательно место сказуемого занимает. Например, «Мой папа курит». А как вам такой перевертыш: «Курить вредно». А в этом предложении глагол «курить» какую роль играет? Тут они начинают чесать затылок, а потом говорят: «Да, действительно, роль подлежащего». А что о нем сказывается? Что это «вредно». А сказуемое-то здесь выражено кратким прилагательным.

TopList