Планов громадье | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2007

Архив

Планов громадье

Инесса ВЕЛИКОРОДНАЯ,
зам. директора по воспитательной работе,
гимназия № 5, г. Сергиев Посад, Московская обл.

Людмила СУХОВА, зав. библиотекой той же гимназии

Материалы семинара «План работы как вид творчества» – в помощь классным руководителям


Составление плана – дело непростое, а часто – еще и нелюбимое. Оптимизма в этой работе прибавляют разве что слова М. Пришвина: «В этом и есть мудрость в устройстве жизни, что план планом, а в то же время во всякий момент надо быть готовым этот план бросить». Но прежде чем бросать, давайте все-таки попробуем его сотворить – впереди все лето…

С этих слов начался семинар для классных руководителей «План работы как вид творчества» в подмосковном Сергиевом Посаде. Место действия – гимназия № 5. Ведущие – Инесса Борисовна Великородная, зам. директора по воспитательной работе, и Людмила Федоровна Сухова, зав. библиотекой. Участники – классные руководители и руководители школьных методических объединений.

Игра воображения

План может тяжким бременем обязаловки пасть на плечи классного руководителя, а может стать отправной точкой для творческого процесса.

Прогулки со стихами! День политзаключенного! Школьный самиздат! Классный час вместе с родителями!.. Серьезные проекты, дерзкие идеи и смешные праздники…

План – это особый жанр – игра воображения. Его трудно ограничить рамками таблиц с графами «сроки выполнения» и «ответственные». Это нечто большее. Это само по себе творчество.

Костяк плана

Нет в школе направления, которым бы так или иначе не занимался классный руководитель. И в работе, и в написании отчетов-планов-докладов помогает, на наш взгляд, «Модель педагогической системы гимназии» – документ, который разработан ударной группой наших педагогов.

На основе этого документа можно составить костяк плана воспитательной работы.

1. Характеристика класса (разумеется, не претендующая на объективность).

2. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год (что получилось, что нет; противоречия, проблемы, решения, перспективы).

3. Приоритетные направления воспитательной работы:
– культурные традиции;
– патриотизм;
– милосердие;
– экология;
– творческое отношение к труду;
– здоровый образ жизни;
– профессиональное самоопределение;
– дети группы риска;
– работа с родителями.

(Подробнее о педагогической системе сергиевопосадской гимназии № 5, в том числе об институте классных руководителей, читайте в одном из следующих номеров газеты. – Прим. ред.)

Памятные даты

Так сложилось, что в гимназии библиотека – это то структурное подразделение, которое первым составляет и сдает план. Да к тому же еще в конце марта сотрудники библиотеки провели районный семинар по планированию. Обзор памятных дат, рассказ о новых материалах и красивых идеях, которые так или иначе могут найти отражение в планах работы классного руководителя, начали с цитаты... Владимира Ильича: «По форме – правильно, по существу – издевательство».

Так вот, чтобы не было «по существу издевательством», из всего многообразия юбилейных и памятных дат начните выбирать те, которые хранит ваша собственная память, к которым неравнодушны вы сами. А значит, и ваши ученики не останутся равнодушными.

Итак, право выбора за вами. Мы же на своем семинаре уделили внимание следующим моментам.

Год русского языка

2007 год объявлен Годом русского языка. (Году русского языка будет посвящен спецвыпуск газеты «Классное руководство и воспитание школьников» № 15. – Прим. ред.)

В своей работе учителя могут использовать следующие книги, которые подскажут не только интересные темы, связанные с этимологией и топонимикой, но и необычные формы работы:

• Говорим по-русски с Мариной Королевой (М., Слово, 2003);

• Говорим по-русски с Ольгой Северской (М., Слово, 2004);

• Ганькина М. Грамматическая аптечка : Неотложная помощь в правописании (книга выйдет в издательстве Вербум-М летом этого года);

• Как работать со словарями : Библиотечные игры и уроки для 6–9 классов» (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»).

Открытый урок чтения

9 октября 2007 года с 10.00 часов по местному времени во всех образовательных учреждениях России пройдет Всероссийский открытый урок чтения.

Оптимальный план проведения этого урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов, имеющих неформальный, мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей и гостей и стать для всех настоящим праздником чтения.

Министерство образования и Центр развития русского языка среди традиционных мероприятий (конкурс на лучшего чтеца, литературный концерт и т.д.) предлагают, например, и такие:

• «Почитай мне!» (акция, в ходе которой все желающие – старшеклассники, учителя-предметники, родители, библиотекари – читают книги ученикам начальной школы);

• «Книга в кругу читателей» (читательская конференция или разговор о прочитанных книгах);

• «Литературная игра».

С методическими рекомендациями по проведению Всероссийского открытого урока чтения можно познакомиться на сайте Центра развития русского языка и в газете «Библиотека в школе» (№ 9, 2007). А тематический номер «Классного руководства» (№ 15, 2007) подскажет еще одну идею для этого урока – чтение-истолкование новгородских берестяных грамот.

К слову сказать, в этом году наша гимназия принимала участие в Международном читательском марафоне-2007. Ровно на 2007 секунд(!) наши ученики и учителя прервали все свои дела и читали (так же как и во многих странах мира). В одно и то же время во всех классах – независимо от того, какой урок был по расписанию, – все читали. Это были и «Час тихого чтения», и «Час поэзии», и «Чтение с остановками».

При подготовке «Открытого урока чтения» можно использовать и юбилейные даты писателей. Например, недавно прошедшее 125-летие Корнея Чуковского. Или 100-летие Астрид Линдгрен (14 ноября 2007)! В новом учебном году нас ждут юбилеи классиков детской литературы Бориса Житкова, Самуила Маршака и Сергея Михалкова.

Книги-юбиляры-2008

По традиции многие школы во время Недели детской книги (последняя неделя марта) отмечают юбилеи детских книг. Вот некоторые из них.

475 лет – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле
200 лет – «Фауст» (ч. 1) И. Гёте
185 лет – «Квентин Дорвард» В. Скотта
185 лет – «Пионеры» Ф. Ку­пера
170 лет – «Стойкий оловянный солдатик» Х. Андерсена
140 лет – «Дети капитана Гранта» Ж. Верна
125 лет – «Остров сокровищ» Р. Стивенсона
125 лет – «Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича
110 лет – «Война миров» Г. Уэллса
100 лет – «Синяя птица» М. Метерлинка
95 лег – «Детство» М.Горького
85 лет – «Мойдодыр» К. Чуковского
85 лет – «Алые паруса» А. Грина
80 лет – «Человек-амфибия» А. Беляева
80 лет – «Три толстяка» Ю. Олеши
80 лет – «От двух до пяти» К. Чуковского
80 лет – «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова
70 лет – «Флаги на башнях» А. Макаренко
65 лет – «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери
60 лет – «Кортик» А. Рыбакова
60 лет – «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца
55 лет – «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
35 лет – «Сандро из Чегема» Ф.А.Искандера
55 лет – В США издан «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына.

Исторические события

Ряд юбилейных дат сам выстраивается в цепочку мероприятий, которые могли бы способ­ствовать воспитанию гражданского самосознания.

Сентябрь – 195-я годовщина Бородинского сражения (1812). И о 860-летии Москвы (которое будет по традиции отмечаться в первые выходные сентября) можно говорить в первую очередь в этом ключе.

Ноябрь – 395 лет со дня завершения освобождения Москвы от польских интервентов (1612).

Память об обоих событиях – двух двенадцатых годах – была воплощена скульптором И. Мартосом в памятнике Минину и Пожарскому, что был установлен 20 февраля 1818 года (190 лет назад) на Красной площади. Это был первый светский скульптурный памятник в Москве в современном понимании традиции памятников.

Но одновременно с этим существовала и традиция воздвигать храмы в честь побед над врагами. И тут уместно вспомнить о храме Христа Спасителя: 195 лет со дня издания Александром I манифеста о сооружении в Москве в честь победы над Наполеоном «церкви во имя Спасителя Христа» (16 января 1813 года). А в сентябре 2007 года исполняется 10 лет, как был воссоздан храм.

Январь – 60 лет назад окончилась Сталинградская битва (31 января), и 60 лет назад была прорвана блокада Ленинграда.

Идея для проекта

В феврале – 90 лет со дня введения нового календаря в России. Эта дата может подсказать тему для большого проекта и в классе, и во всей школе.

В екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» есть свой фирменный настольный календарь. Материал собирали ученики. На каждый день выбирали только одно событие или один юбилей.

Составляя календарь, ребята перелопатили целую кучу материалов. Но на этом не успокоились, а решили поморочить головы всем пользователям календаря. На страничке каждого месяца есть «утка» – юбилей или событие, которых на самом деле не существует и которые предлагается «отловить» (см. подробнее «Библиотека в школе» № 7, 2007. – Прим. ред.).

Нам эта идея очень понравилась, и мы решили тоже запустить в свой школьный календарь «уток» – по одной в каждый месяц. А пока что попробуем отловить всех «уток» из газеты «БШ». Чем не проект к началу учебного года?


Найди "утку"

СЕНТЯБРЬ

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

26

27

28

29

30

ОКТЯБРЬ

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Международный день борьбы за ликвидацию нищеты

18

19

20

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

НОЯБРЬ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

24

25

26

27

30

(Полный календарь на весь год вы найдете в газете «Библиотека в школе», № 7, 2007. – Прим. ред.).

Напоминаем, что в каждом из трех месяцев сидит несуществующая памятная дата. Интересно, вы ее уже успели вычислить?

С подшивкой «Классного руководства»

А еще мы не расстаемся с газетой «Классное руководство и воспитание школьников». Каждый номер – буквально кладезь идей, и воспитательных, и организационных. А главное, газета дает приемы подготовки и проведения различных меро­приятий. А нам как раз идеи и приемы нужны, а вовсе не сценарии. Ведь жить по чужим сценариям невозможно.

Музейная педагогика. Проблемы курения и сквернословия. Работа с трудными подростками. Школьные праздники. Нравственное воспитание. Образовательное путешествие. Работа с родителями. Повышение педагогического мастерства. Проф­ориентация. Преемственность поколений… Да мало ли!

Впереди лето… и уже 12 номеров газеты на руках. А в каждом номере – 48 страниц. А сколько идей! Умеющий читать... да напишет план работы не для галочки.

TopList