Похвала черепашьему бегу | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2007

Архив

Похвала черепашьему бегу

Мария ГАНЬКИНА

Мизансцены неспешного летнего чтения


У вашего ребенка недостаточная скорость чтения? Это не беда. Скорость сигналит нам о том, что у ребенка индивидуальный механизм этого сложнейшего дела. Так зачем же тянуть морковку за зеленый хвостик: мол, быстрей, быстрей расти?! Давайте лучше подождем: польем, взрыхлим землю... А там, глядишь, и будем радоваться урожаю.

Не секрет, что умение быстро и толково читать – залог успешности ребенка в любом школьном предмете. Увы, читают плохо и иные старшеклассники. То, что естественным образом должно было произойти в их жизни от пяти до восьми лет, не произошло. Болезни, семейные неурядицы, недальновидность взрослых, косой взгляд приятеля – все могло послужить причиной того, что в определенный момент процесс углубления в чтение застопорился. Один раз неуспех, второй – в результате у ребенка вырабатывается устойчивое неприятие к чтению (не самозащита ли, преодолеть которую трудно даже иным семиклассникам?)

Выучиться писать (точнее, списывать) – гораздо легче. Этому, наверное, можно научить и обезьяну – копируй себе знаки-загогулины. А вот момент, когда ребенок состоялся в таком невероятно сложном деле, как чтение, кажется почти мистическим. Во всяком случае, каждый ребенок идет к этому моменту своим, непостижимым для нас, взрослых, путем.

От имени корабельного попугая

Первый класс. Мы готовим радиоспектакль «Шторм». А попросту записываем книжку на магнитофонную ленту в голосах. Там много героев и разных звуков, так что всем нашлась работа – и читающим, и нечитающим. Но вот беда – не хватило мальчиков, чтобы озвучить корабельного попугая.

«Нет, – говорю, – девочке не справиться с этой ролью, нужен мальчик». И прошу (почти без всякой надежды на согласие) Саида, который озвучивает скрип мачты, взять роль со словами. А все знают, что Саид не читает. И он сам так думает...

Саид вытаращивает на меня глаза и... соглашается! Так вот: на первой же репетиции попугай так лихо выкрикнул «Кар-р-раул!» в нужном месте, что потом уже все пошло как по маслу. На репетициях он еще позволял себе сбиваться, но не во время записи же!

А шестиклассница Даша стала по-настоящему хорошо и с охотой читать совсем недавно – после того, как ей пришлось почитать вслух по-старославянски библейские тексты. Вот так! Скорость чтения у одного и того же ребенка может быть в два раза больше или меньше – в зависимости от того, где, кому и зачем он читает.

Как ребенок непостижимым образом осваивает сложнейший механизм устной речи – так же, во многом интуитивно, ему предстоит освоить механизм чтения. Поэтому все ваши задания по прочитыванию слога, слова или коротенького предложения должны быть рассчитаны прежде всего на детскую интуицию. А для этого больше подходят слова угадай, узнай, найди, вспомни, подчеркни, сравни (вместо прочитай).

Не угадал? Ничего страшного! Не узнал, не вспомнил, не подчеркнул? Не беда, в следующий раз и узнает, и вспомнит, и подчеркнет. Главное – избежать страха ошибки.

След в след

Вы читаете текст. Дети (хорошо, если ваш ребенок будет не один, а с друзьями или соседями) пальчиком ведут след в след за вашим голосом. Начните с небольшой скорости – чтобы вначале каждый из детей наверняка был успешен в том, что вы ему сейчас предложите.

Вы говорите: «Стоп!» – и, пробегая между детьми, предлагаете некоторым из них показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед «стоп», и просите это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное, – он же только что его слышал! Но он делает вид, что читает его. Вы принимаете правила игры и удивляетесь. (Не забывайте почаще удивляться!) Счет открыт: один ноль в пользу «следопытов»!

Если вы видите, что детям чересчур легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок – очередное очко «следопытам», не угадал – вам. Игра идет до пяти (десяти?) победных очков. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать.

Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением – пусть пока вашим. Вам тоже будет чему удивиться: как это тот или иной «плохо читающий», с вашей точки зрения, ребенок умудряется не отставать от вашего голоса своими глазенками и пальчиком? (Не забудьте поделиться с ним вашим открытием!)

Эхо в горах

Читаете текст опять вы. Кверху ногами. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав – эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста, потому что они не одни, а вместе с вами.

Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос – их преодолевать.

В образе

Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И предложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка порадуют вас множеством версий.

Теперь предложите рассказать эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра...
В зависимости от выбранных версий.

Обычно читать «в образе» ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно.

И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу – похоже или нет?

Медленное чтение

(эффект которого обнаружил В. Букатов, см. его статью «Чтение: кто медленней?» в № 4 нашей газеты за 2007 год)

В школе от детей требуют: «Быстрей!» А вы попросите их прочитать всего-навсего одно предложение, да еще как можно медленней. Ерундовое дело? Да, но читать надо так, чтобы предложение не рвалось на кусочки и смысл его не ускользал.

Предложение хорошо бы выбрать подлиннее и посложнее – чтоб было в чем поковыряться и запутаться. Или пусть дети сами ткнут пальцем в какое хотят предложение. Ну что, берем секундомер и засекаем время: кто медленнее?

Быстрее всех прочтете, конечно, вы. А вот медленнее – это еще вопрос. Так что соревнование, согласитесь, на равных.

По ходу занятия, я надеюсь, у всех участников возникнет вопрос: как улучшить результат? Может быть, усугубляя логическое ударение? Или увеличивая в пределах возможного паузы? А может, растягивая гласные?

В общем, есть что обсудить. И, может быть, именно в этих поисках дети вдруг увидят «за спиной паузы» знаки препинания и им откроются безударные гласные, которые не удается тянуть так же долго, как ударные.

Светофор

Вооружившись цветными карандашами, дети с удовольствием размечают небольшой абзац в книге, которую выбрали для работы. Разметка идет следующим образом.

Красным карандашом закрашиваются первые слоги (если первый слог состоит из одной гласной, то два первых слога) всех слов абзаца плюс предлоги и союзы. (Хорошо, если бы в этом месте случились разговоры о том, что же такое слог или чем предлог отличается от союза.)

В зеленый цвет красятся концы всех слов по тому же принципу, что и начало.

Оставшуюся серединку слов надо покрасить в желтый цвет.

Готово! Пока ребенок красит слова, он невольно вглядывается в текст. Для первого знакомства достаточно.

Длинные слова, в которых не меньше трех слогов, получились похожими на светофоры: красный, желтый, зеленый. Светофоры на дороге есть – можно ехать. Допустим, вы – штурман, а дети – водители. Поехали?

Вы, как штурман, указываете первый маршрут – по Красному кирпичному шоссе. Надо громко вслух прочитать подряд то, что красное. Чем быстрей, тем лучше. Но особенно подгонять ребят не надо. Безопасность на дороге прежде всего!

Второй маршрут проходит по Зеленой дороге – по концам слов. Дети читают то, что окрашено в зеленый цвет.

А желтую середину не надо читать вовсе. На Желтой дороге – зыбучие пески. Можно застрять надолго.

Эта работа запускает некие механизмы, присущие нормальному взрослому чтению: механизм проглатывания глазами середины слова, узнавания слова по началу и его формы в данном контексте – по концу.

Простите за доморощенную версию – я мало что смыслю в психологии. Одно я знаю точно: если вы теперь попросите ребят прочитать эти абзацы целиком, то удивитесь, насколько бодро они это сделают.

Американские горки

Эта работа похожа на предыдущую эффектом запуска очередного механизма чтения в пределах одного абзаца.

Итак, американские горки! Вниз – ух! Вверх – ах! И снова вниз – ух! На этот раз абзац хорошо бы выбрать побольше. У-у-ух! – и ребенок взглядом скользит вниз по столбику, состоящему из слов и обрывков слов каждой строчки.

Вначале ребенок скользит по правой границе абзаца, считывая только «пограничную» колонку слов и обрывков слов, последних в каждой строке. Абзац кончился. Ах! – и взгляд снова переносится наверх, но теперь это уже первое слово левой границы абзаца. У-у-ух! – и ребенок вновь скользит вниз, считывая уже не последние, а первые слова и склады каждой строчки абзаца.

При переходе со строки на строку маленькие читатели традиционно стопорятся. Американские горки способствуют запуску скоростного механизма этого перехода. Головокружительные спуски по правому и левому краям текста облегчают потом при чтении переход со строки на строку и тем самым опять-таки увеличивают скорость чтения.

Ансамбль виртуозов

Поройтесь в музыкальных отделах книжных магазинов и раздобудьте песенники. Такие, в которых есть ноты, а под каждой нотой подписаны слоги, по крайней мере первого куплета.

Теперь настал черед вам и вашим детям выяснить музыкальные пристрастия друг друга. Придя к какому-то соглашению, подберите своему ансамблю симпатичное название (например, «Кукарямба») и начинайте репетицию.

По мнению Л.К. Филякиной, изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом связывая слоги друг с другом и тем самым преодолевая барьер по­слогового чтения.

Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту (по нотам) они все равно будут – ведь надо блюсти образ. Вон и пианисты, и хористы – все в ноты смотрят.

По мере роста вашего профессионального мастерства стоит переходить к новым песням, текст которых вашим детям совсем незнаком. Потихоньку у вас составится приличная программа, и можно будет выступить с концертом. В узком кругу гостей с соседней дачи или перед целым дачным поселком – решайте.

Своя книжка

Допустим, ваши дети читать толком не умеют. А ведь тренироваться в угадывании-узнавании слов хорошо бы каждый день. И каким-то нестрашным и естественным образом.

А пусть-ка каждый из них выберет свою самую любимую книжку (наверняка ж такая есть, хоть бы он в ней только картинки пока разглядывал!), с тем чтобы иметь с ней дело. А какое дело – тут уж вам карты в руки.

Придумывайте по ней разные задания: что-то подчеркнуть, посчитать, найти, угадать. (А какое еще задание по чтению может быть для нечитающего? Только такое! И читающему не скучно – для него тоже есть дело.) Лучше, если вначале это будет маленькая книжица – например, книжка-малютка. С ней вашим ребятишкам предстоит крутиться целый летний месяц – и так, и эдак.

Да и вам придется покумекать, выдумывая задания. Подчеркнуть трехбуквенные (четырех-, пяти- и так далее) слова. Найти предложение, которое подходило бы для слов песенки, и спеть его голосом карлика или великана. Нарисовать иллюстрацию к какой-то странице или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы). Посчитать, сколько на странице такой-то одинаковых слов. Найти самое короткое предложение. Что-нибудь надписать над картинкой (или подписать под)…

Или такое задание: подчеркнуть все слова с большой буквы. Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими – нет. Эти – имена собственные, а с этих – начинается предложение. Вот и еще один повод для разговора...

В общем, затереть книжицу до дыр. А потом, в следующем месяце, сменить ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжицу за книжицей, ребята привыкают даже к самому заковыристому тексту и перестают его бояться.

Подбор иллюстраций

В. Букатов подсказал как-то раз такой ход.

Вы что-то читаете детям: стишок, рассказик Толстого или Ушинского, а лучше всего сказку. После этого предложите ребятам порыться на книжных полках и подобрать подходящие рисунки к тому тексту, который они услышали. Рисунки нужны для того, чтобы проиллюстрировать фабульную линию только что прослушанной сказки – но… иллюстрациями из других книжек.

Потом дети сравнивают свои версии. Кто больше иллюстраций подобрал? Чьи иллюстрации оказались точнее? Каждый, пересказывая сказку по найденным рисункам, доказывает свою точку зрения.

Эти рассматривания и все, что связано со слежением за фабулой, полезны, чтобы потом, позже, дети естественным образом обнаружили бы феномен рассказчика.

Сейчас самый благодатный период, чтобы научиться разговаривать со своими детьми по делу (а не на предмет «сколько раз тебе говорить: иди чистить зубы!»), когда ребенок нуждается в подсказке родителей, когда у родителей с ребенком столько совместных дел. Только вот чтоб дело было дей­ствительно совместным, родителям надо постараться делать его вместе с ребенком.

Диафильмы

Во-первых, приятно реанимировать диафильмы. В противовес всему тому, что происходит на телеэкране – всем этим мультяшкам, которые перед глазами мельтешат, – диафильм дает возможность неспешного разглядывания. (Может быть, организовать экспедицию «На поиски диафильмов»? Они же где-то еще есть? У чьих-нибудь бабушек?)

Во-вторых, диафильм – это зрительный зал, темнота, это значит – надо закрывать шторы. И это здорово. Это создает театральный эффект, подготавливает к некому действу, дает возможность предвкушать...

Заведите специальную полочку для диафильмов – антикварную фильмотеку. Бросаем жребий, какой диафильм сегодня смотреть. Если один из детей читает совсем неважно, его можно назначить главным по фильмотеке – подавать с полочки те или иные диафильмы. Тогда ему волей-неволей придется как-то угадывать, где лежат, например, «Гуси-лебеди».

Чем еще хорош диафильм? Тем, что картинку можно остановить. И рассматривать ее сколько угодно.

«Киномеханик» выводит на экран очередную картинку – но без текста! (Можно сделать еще проще: не урезать картинку за счет сокрытия текста, а зарядить диафильм наоборот, и тогда прочитать текст будет невозможно, во всяком случае, трудно). Теперь спросите у ребят: «А что тут за история? Какой здесь может быть текст? Попробуйте-ка его восстановить».

Дети совещаются, потом высказывают свои версии, и только после этого на экране появляется подпись к картинке – сам текст. Можно обсудить, чья версия оказалась к нему ближе всего. Или, например, кто больше слов угадал.

Еще один вариант. Ваш вопрос: «Как вы думаете, какая картинка следующая? Что на ней изображено?». И, выслушав версии, считайте на здоровье, сколько попаданий в яблочко.

То же самое с текстом. «Какой предположительно текст в следующем кадре?» – выигрывают те, кто угадал больше всего слов. И не надо заставлять детей читать этот текст! Пусть узнают, угадывают слова, которые прозвучали в тексте.

От редакции
К сентябрю 2007 года в издательстве «Вербум-М» выйдет книжка М. Ганькиной «Грамматическая аптечка», с фрагментами которой вы только что познакомились. В книжке большое разнообразие материалов на самые различные животрепещущие школьные темы: это и домашнее задание, и оценка, и контрольная работа, и неотложная помощь в правописании, и материалы по музейной педагогике. В августовском тематическом номере нашей газеты (№ 15, 2007), посвященном Году русского языка, мы предполагаем опубликовать некоторые из них.

TopList