В поисках компьютерной гармонии | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2007

Архив

В поисках компьютерной гармонии

* ракурсы понимания

Борис ПРИМОЧКИН

О стратегии и тактике взрослых в отношениях с интернет-зависимым ребенком


Две мамы горячо обсуждали волнующую тему. «Мой вчера целый вечер сидел перед компьютером. Пока не подошла и не выключила, так за уроки и не садился. Теперь жди двойки». Ее утешала собеседница: «Не переживай, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Два подхода

Фактически перед нами два подхода. Один – тотальный контроль с жестким репрессивным выплеском. Второй – попуститель­ство: а пусть все идет, как идет.

Но есть и третий подход. Компьютер – одно из испытаний родителей и детей. И от этого испытания нам никуда не деться.

Такое испытание было и раньше. Только не компьютером, а чем-то иным. Например, Алеше Пешкову не давали читать книги. Он читал их ночью, направляя свет от луны, который отражался от кастрюли.

Новый источник знания

И все же компьютер – не книга. У него другой спектр воздействия. Значительно более активный по сравнению с книгой или телевизором. Он властно захватывает внимание, время, интересы ребят.

При всей сложности освоения дети компьютер быстрее осваивают, чем взрослые. Казалось бы, радоваться надо. Но ряд взрослых начинают ревновать, пугаться, что дети оказываются умнее, чем они. Уходит авторитет. Пропадает понимание. Некоторые родители даже ненавидят дорогую покупку, готовы ее сломать. Как рабы ненавидели свои орудия труда и ломали их. Сдерживает высокая цена, которую они сами и заплатили.

Изучая проблему «дети и компьютер», ученые психологи утверждают, что при всех издержках компьютер помогает развитию памяти, внимания, стратегического мышления у ребенка. И в среднем ребенок развивается быстрее, чем сверстники, которые не имеют доступа к компьютеру.

«Пятое измерение»

Еще более гармоничная ситуация возможна, когда дети и родители осваивают компьютер вместе. Эту ситуацию разобрал впервые американский профессор Майкл Коул. Его исследования начались более двадцати лет назад и назывались «Пятое измерение». Родители и дети в рамках проекта знакомились с компьютером вместе.

Один из главных выводов работы: полезнее всего компьютер используют те дети, которые играют на нем вместе с родителями. Такое совместное освоение не разделяет, а сближает родителя и ребенка. Позволяет взрослому более изящно влиять, формировать вкус и личность своего малыша, не давая ему увлекаться дурными сайтами (увы, они есть в интернет-паутине), оберегая от приходящего по электронной почте спама, компьютерных игр. Поэтому взрослые должны всерьез принимать участие в занятиях ребят и знать, что там делается. Участие в таких играх отодвинет стиль жестких запретов, заменив его на мягкое и более эффективное и полезное воздействие.

Другое дело, что родителям вечно некогда. Но в таком случае пусть они хотя бы не запрещают ребенку посещать разновозра­стный компьютерный клуб. Ребенок в школе чаще всего свой успех определяет по оценкам учителя, а в компьютерном клубе он полностью полагается на свои силы: я знаю, я могу, я способен. Сегодня не получилось, завтра получится. Формируется вот такое целеполагание и осознанная оценка своих способностей.

Тренировочный зал для самостоятельности

Современные компьютеры выдвигают целый набор формальных требований и качеств. Как показывает опыт, родители отличаются гораздо меньшей спонтанностью и мобильностью, чем дети в освоении этих игр. Сегодня недаром говорят о появлении поколения новой сетевой культуры. Отличительная особенность его – в независимости и автономности. Начиная с компьютерных игр, а затем и в Интернете ребенок ведет себя активно. На возникший вопрос сам ищет информацию, отбирает и осмысливает ее, вырабатывая собственное мнение и понимание.

Вторая особенность сетевой культуры – терпимость к чужому мнению. Люди в Интернете приучаются общаться без предрассудков, они приучаются внимательно относиться к другим людям независимо от их национальности, возраста и т.д. Потом, свобода самовыражения. Опять же на форумах, в чатах очень распространена свобода мнений (пока в довольно острой полемической форме), людям предлагается говорить то, что они думают, и они привыкают так поступать.

Среда, в которой воспитывались родители сегодняшних детей, была достаточно авторитарна. Инициатива в ней была наказуема, именно этих свойств самостоятельности не хватает. А время, наоборот, требует личностей и требует большей активности. И можно сказать, что Интернет – огромный тренировочный зал для самосто­ятельности.

Модели поведения

Сетевое общение приучает ко всему новому, к реакции на постоянное изменение текущей ситуации. Интернет и цифровые технологии своей быстрой переменчивостью, огромным объемом информации, в котором нужно успеть разобраться, готовят ребенка к жизни, к переменам. Современный мир становится с каждым днем все динамичнее, и свойство быстро находить в этом мире свое место одно из самых нужных. Если говорить о модернизации России, то активный доступ к информации – необходимое условие для наших детей и для наших родителей. Даже там, где нет конкретной утилитарно полезной для детей информации, они учатся конкретным полезным моделям поведения.

Многие родители ругают ребенка: «Что ты все играешь? Что ты все бегаешь и стреляешь целый день, руководишь на экране какими-то войсками? Какое это имеет отношение к жизни? Лучше пойди и выучи биологию, химию, географию». Конечно, в таких играх нет прямого смысла с точки зрения конкретных учебных знаний, но тот же родитель, если бы он вник в суть компьютерных развлечений, утешился бы тем, что ребенок в этот момент обучается экстремальным моделям поведения, которые ему пригодятся. Знания он может получить и потом, а тут он осваивает новые модели поведения. Конечно, они не должны воспитывать в нем жестокость, алчность, вероломство... Хорошо было бы появление по-настоящему увлекательных компьютерных вариантов игр по аналогии с занимательной физикой, экономикой, юриспруденцией, химией, биологией. Возможно, кто-то откликнется из разработчиков и создаст такую игру. Потребность, похоже, в ней есть.

Жизнеподобные игры уже существуют. Исследователи описывают девочку, которая, играя в компьютерную игру «Сим-Сити», построила некий город и управляла им. Эта девочка смогла эмпирически определить десять различных правил, которые позволяют счастливо жить в городе. Например, одно из правил состояло в том, что чем выше устанавливать налоги, тем выше вероятность бунта в этом маленьком городе. Такое стремление – открывать законы своей среды обитания – тоже заложено в сетевом поколении.

Родительская стратегия

К опытному психиатру пришла расстроенная мама и рассказала о том, что сын в 16 лет стал выпивать в подворотне и она боится, что он сопьется. Психиатр ей сказал: «У вас нет другого выхода, как начинать пить вместе с ребенком».

Эта рекомендация конечно же была шоковой терапией. Но, с другой стороны, у родителей есть единственный способ понимать, что на самом деле происходит с детьми, – это разделять их интересы.

Существует уже немаленькая армия родителей, которые с удовольствием играют и работают за компьютером, потому что за компьютером можно делать самые разные вещи, не только развлекаться, а и писать тексты, создавать с детьми мультфильмы по совместному сценарию, делать электронный журнал.
Дети могут помогать родителям делать сайты, смотря по тому, какую позицию вы способны занять, потому что сейчас уже дети готовы учить родителей, и они гораздо дружелюбнее по отношению к родителям, чем те к детям.

Не так страшен черт…

А по поводу основных тревог, которые родители испытывают по отношению к компьютеру, то существуют три основных опасения. По отношению к учебе: мол, вот это скачивание рефератов приводит к тому, то ребенок не сумеет сам думать, не сумеет писать, самостоятельно рассуждать.

Второе – по отношению к здоровью: как физическому (что у него ухудшается зрение и он мало гуляет), так и умственному (что он становится замкнутым, раздражительным, у него развивается страшная интернет-аддикция – зависимость от Интернета).

И третье – по отношению к общению: что ребенок не способен к нормальному общению. Он переписывается по электронной почте, а при обычной коммуникации будет замкнутым.

– Но так ли уж эти три тревоги обоснованны? – спрашивает кандидат психологических наук Ольга Маховская. – Во-первых, Интернет развивает самостоятельное мышление у ребенка, повышает его способность быстро анализировать и усваивать информацию. Во-вторых, Интернет уводит ребенка с улицы, и, вместо того чтобы пить водку, он садится играть в игры, меньше смотрит телевизор, больше учится, интеллектуально растет. Как показывают исследования, дети, которые увлекаются общением по Интернету, вовсе не замкнуты в реальном мире. У них точно так же хорошо развивается коммуникация, им проще завязать знакомство, они в реальной жизни имеют много друзей, и виртуальное общение через Интернет часто перетекает в реальное общение, в знакомства, дружбу, любовь и т.д.

Можно ли обойтись сегодня без компьютера? Вряд ли. Ведь компьютер будет сопровождать ребенка всю жизнь: в школе, в среднем или высшем учебном заведении и конечно же позднее, во время профессиональной деятельности. А, как известно, чем раньше начинаешь учиться, тем быстрее обретешь компьютерную гармонию.

TopList