День Победы – праздник многих национальностей | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2007

Архив

День Победы – праздник многих национальностей

* есть идея!

Натэла ДЖАНЕЛИДЗЕ, учительница английского языка

История одной затеи. С продолжением


В этом году мы на педсовете говорили о том, что надо как-то по-особенному отметить в нашей школе День Победы. Не как обычно – заученные «доклады» (как правило, отличниц) на классных часах, остальные в это время занимаются своими делами.

А как сделать, чтобы у них возник неформальный интерес к истории Великой Отечественной войны? А то сейчас какое впечатление у подрост­ков после голливудских фильмов складывается: войну выиграли американцы. Обидно и горько.

И тут наш историк высказал интересную идею…

«Перепись населения»

Сейчас в российских школах, а особенно в московских, учится огромное количество детей самых разных народностей. А День Победы – это как раз праздник многих народов, больших и малых, населяющих территорию бывшего Советского Союза. Вот мы, учительский оргкомитет, и решили вначале выяснить национальный состав родителей в нашей школе.

«Перепись населения» поручили ученикам – в каждом классе (с 5-го по 10-й, абитуриентов решили не трогать) нашлась пара добровольцев. Добровольцы (по слухам, очень по-деловому и серьезно) расспрашивали своих одноклассников. Те отнеслись с пониманием. А потом эти данные мы свели в единый по школе список национальностей.

Откровенно говоря, мы немножко побаивались каких-нибудь смешков, а то и вовсе агрессии в адрес «нацменьшинств» (дети же копируют родителей). Но, видимо, у нас самих настрой был настолько серьезный, что это передалось детям.

Никаких инцидентов. Наоборот. Когда результаты переписи по школе мы вывесили в коридоре, то на лицах у всех – и не только у учеников, но и у учителей, и у родителей – было написано радостное удивление: так много национальностей! Не только украинцы, белорусы, евреи, армяне и молдаване, но и довольно-таки экзотические народы, оказалось, населяют нашу школу на окраине Москвы. Это и коряки, и удмурты, и ингуши, и менгрелы, и чуваши, и чеченцы…

Вот такой урок толерантности невзначай получился.

Жеребьевка

Ребята имеют теперь представление о том, сколько еще «сородичей» учится в школе и в каких классах их можно найти.

Более того. Ребята одной национальной группы из разных классов имеют теперь возможность не просто познакомиться друг с другом, но и делом вместе заняться. А дело очень важное – надо раскопать какую-нибудь интересную историю военной поры, так или иначе связанную с их народом, и представить эту информацию на классном часе, посвященном Дню Победы.

Мы уже сейчас, в апреле, провели жеребьевку: какая группа в какой класс пойдет проводить классный час. Представители от каждой нацио­нальности тянули из коробки бумажки с указанием класса.

На выбор

Однако каждой группе мы поручили не только найти информацию, связанную с участием их народа в войне, но и договориться, как, в какой форме, в каком жанре ее представить на классном часе.

На выбор были предложены следующие варианты: инсценировка, радиопередача, презентация газеты или телепередача. (Обязательное условие: включить в представление элементы народного танца и наряда, а также национальную речь – хотя бы несколько фраз или куплет песни.)

Узбекская группа решила, что они возьмут тему эвакуации: как Ташкент принимал первых беженцев. Как об этом рассказать интересно?

Можно разыграть небольшую сценку из фильма «Двадцать дней без войны». Можно сделать телепередачу типа «Жди меня»: кто-то кого-то ищет, по ходу передачи участники рассказывают историю. А можно пригласить «на радио» кого-то из тех, кто был в эвакуации. Или можно выпустить газету «тех лет». В ней будут представлены разные материалы: и статьи, и интервью, и цифры, и герои, и фотоматериалы.

В общем, дело пошло. До классного часа остался месяц. Посмотрим, что из всего этого получится…

TopList