Экскурсия за угол | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Экскурсия за угол

Об этом «несерьезном» занятии для взрослых и детей рассказала одна из участниц, молодая журналистка из Красноярска Наталья Рубленко

* попробовать, что ли?

Записал Станислав КОЛЬЦОВ


Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и я сто раз слышала о социоигровой педагогике, а ни разу не видела занятий на практике. Но ищущий да обрящет – наконец счастливый случай представился. В конце мая в Красноярске проходил авторский семинар доктора педагогических наук Вячеслава Букатова. Вячеслав Михайлович предложил мне побыть «сторонним наблюдателем» на одном из занятий и после рассказать о своих впечатлениях. Вот что я «насмотрела».

Сейчас скажу невероятную вещь: первое чувство, возникшее у меня на этом занятии, – это горькая обида, досада сродни детской. Нет-нет! Не от того, что увидела на занятии, а от того, что раньше не знала и не догады­валась: оказывается, учитель может так ин­тересно, так захватывающе, так естественно работать в образовательном учреждении!

Первое, что бросилось в глаза

Я поняла, за что так обижена на клас­сическую школу: за консерва­тизм, автократию, заскорузлость мышления. За дистанцию между педагогом (воспитателем) и учеником (воспи­танником) длиною в детство, от­рочество и юность. Учителя, мол, не должны наме­ренно сокращать дистанцию меж­ду педагогом и учеником, превращая урок в якшание с теми, кого якобы должны до себя поднимать. В общем, стройте, товарищи педагоги, свое поведение согласно предписанию.
На занятиях же в социо­игровом стиле главным становится индивидуальное и коллективное творче­ство. И не якшание, а партнерство педагога с учениками, сотрудничество, сотворчество. И это первое, что бросилось в глаза такому неискушенно­му зрителю, как я.

Метаморфозы

А дальше можно перечислять до бесконечности отличия занятий в социоигровом стиле от традици­онных: работу в малых группах; уважительное отношение к мне­нию партнера; яркую личность преподавателя; дружелюбную манеру об­щения; творческую атмосферу за­нятий; взаимоподдержку; взаимо­помощь; свободу движений и передвижений; частую смену мизансцен, ролей и за­даний и удивительный темпоритм – работают все, и работают без устали.
А еще я испытала радость, уви­дев, как преображаются в ходе за­нятий сами педагоги: поначалу за­жатые и недоверчивые, после нескольких минут работы в малых группах они сбрасывают с себя налет важности и скованности и вовсю на­чинают импровизировать. Хотя человека два-три так и не посмели расстаться с любимой ролью скептика и ушли с семи­нара такими же, как и пришли: в уверенности, что зря потратили время. Зато все остальные участники, окрыленные и увлеченные, вернутся в свои классы…

Вас здесь не стояло

После перерыва ведущий объявил, что будет «экскурсия за угол» и назначил место встречи через три минуты у парадного подъезда.
С утра шел дождь, и на улице было очень ветрено.
Когда все собрались в назначенном месте, прозвучало первое задание участникам: встать полукругом по алфавиту названий улиц, на которых они живут (на семинаре были учителя не только из самого Красноярска, но и из других городов и поселков края). Все стали с интересом друг у друга выяснять, на какой кто улице живет и кому за кем вставать.
Когда полукруг был готов, веду­щий выбрал себе помощника и вместе с ним начал проверку алфавитного порядка. С хохотом учителя обнаружили, что порядок в некоторых частях полукруга был нарушен. Тогда ведущий, якобы опечалившись, решил «упростить задание» и попросил построить полукруг согласно номерам квартир и уложиться в счет до десяти.
Пока ведущий громко, отчетливо и неспешно считал, все как угорелые начали метаться в поисках нужного места. И полукруг был готов, когда прозвучало всего лишь «восемь». Учителя чувствовали себя победителями. А когда крайний в полукруге, выбрав себе помощника, проверил порядок и сообщил, что все верно, раздались дружные аплодисменты.
Тогда ведущий поинтересовался, что раз все справились с упрощением, то справятся ли они с усложнением, да еще к тому же каверзным? Всем тут же захотелось это проверить. И ведущий объявил, что на счет «восемь» им нужно будет построиться по номеру этажа, на котором находится их квартира.

Чья улица раньше

Все тут же бросились было выстраиваться в новом порядке, но ведущий их остановил: «Куда? Ведь команды НАЧАЛИ еще не было, и счет не начался».
А когда заветное НАЧАЛИ прозвучало, то участники быстро поняли, в чем же заключается каверза. Тех, кто живет на первом этаже, оказалось довольно много. Как же им вставать? Эта проблема возникла и на некоторых других этажах. Посыпались предложения. А размеренный счет неумолимо приближался к финалу…
Звучит команда СТОП, и новый правофланговый, назначив себе помощника-напарника, отправляется на проверку. И, конечно, у первого же сектора построившегося полукруга – это те, кто живет на первом этаже, – он начинает придирчиво выяснять что к чему,. Оказывается, что они внутри распределились по номерам квартир, раз этажи у всех первые. Но тут проверяющий находит двух участ­ниц, у которых номер квартиры (№5), как и этажность проживания (1-й этаж), совпадает. Но они к этой придирке были вполне готовы и с гордостью за свою изобретательность сообщают, что первой из них стоит та, чья улица по алфавиту раньше. Проверяющий с помощником удовлетворенно кивают головами и двигаются по полукругу дальше.
Надо сказать, что выполнение подобного каскада заданий особых слож­ностей для взрослых не представляло, а поди ты – все вдруг стало каким-то необычным, интересным и интригующим. Ни пронизывающий ветер, ни сырость – не помеха. И я уже сама пару раз ловила себя на мысли, что мне очень хочется отложить в сто­рону диктофон и самой принять самое активное участие в игре, потолкаться в полукруге, поговорить, послушать, кто где живет, – интересно же…

Полторы минуты, и ни секундой больше

Всем, кто в полукруге, ведущий предлагает объединиться по тройкам и дает первое задание (а может, четвертое? или шестое? – все уже давно сбились со счета, всем просто интересно).
– Как обычно проходят тему, связанную с тем или иным временем года? Как правило, не выходя на улицу. По книгам, картинкам в учебнике или репродукциям, выставленным на классной доске. А вот если по-социоигровому, то желательно почаще делать все наоборот, то есть вы­ходить на улицу, выезжать на при­роду и воочию наблюдать особен­ности того или иного времени года.
Тут несколько учителей возразили, что они-то в соответствии с учебным планом, когда изучают признаки того или иного времени года, обязательно выходят с классом на улицу.
– Замечательно. И что вы на улице изучаете?
– Ну как что… Весной – признаки весны. Осенью – признаки осени…
– Замечательно. А можно ли как-то наоборот?
– По картинке можно, а на улице конечно же нет.
– А давайте-ка рискнем, вдруг что-нибудь да получится?
И тут недоумевающие тройки учителей получают такое задание: «За полторы минуты в заданном секторе нашего дворика (от одного угла до другого) найти как можно больше признаков лета, осени, зимы и весны. Кто больше по каждому времени года найдет – и именно за полторы минуты, и ни секундой больше!
Ведущий достает часы, звучит сигнал НАЧАЛИ, и все начинают старательно озираться по сторонам, растерянно блуждая по отведенному участку дворика, переговариваясь друг с другом и что-то записывая в своих рабочих блокнотах.
Постепенно у троек участников появляются таинственный, заговорщицкий вид и хитрый блеск в глазах… К концу отведенного времени все явно что-то нашли и сгорают от нетерпения сообщить это остальным.

Загадочный асфальт

И тут участников поджидал новый сюрприз. Ведущий сказал, что раз перед ним учителя, то он иногда будет давать некоторые педагогические пояснения-комментарии. Ведь сейчас все готовы сообщить о своих находках лично ему – ведущему. А ведь надо бы – другим, своим соратникам.
Но ведь все тройки по себе знают, что головы многих участников сейчас заняты своими мыслями, находками, соображениями. Так что многим из них и рассказывать что-то бессмысленно, все мимо ушей пролетит. То ли дело – ведущему. Раз он задание дал, то наверняка и выслушивать результаты готов. И учителя на эту удочку обычно и клюют. И с удовольствием начинают выслушивать и головой кивать: как, дескать, здорово и интересно вы задание выполнили.
А вот по-социоигровому надо как-то так срежиссировать ситуацию, чтобы слушали, восхищались, удивлялись или возмущались и оспаривали сами участники. Поэтому ведущий предложил следующее:
– Под ногами у вас асфальт. И в детстве на нем каждый чем-нибудь рисовал. Найдите что-нибудь, чем можно было бы написать на асфальте по букве каждого времени года (З, В, Л, О), а под буквами выведите соответствующие числа – что вашей тройке по этому времени года удалось обнаружить в заданном секторе.
Тут же все принялись искать пишущие предметы. Кто-то нашел «уголек», а кто-то «белый камушек». Некоторые вооружились осколками красного кирпича. А одна тройка сообразила («а мы в дет­стве так всегда делали!») скрутить жгутиком пучок травы и зелеными каракулями свой участок асфальта украсить.

Споры вокруг лужи

Ведущий: «Кто справился с записью, может походить и посмот­реть, что у кого получилось». И тройки разбрелись по участкам, сравнивая, у кого какие числа стоят. А числа были разными. Где тройки, где четверки. Была и парочка нулей (под буквой З, обозначающей зиму).
Тут же у авторов записи выпытывали, что к чему. И те с готовностью рассказывали и, если нужно, показывали, отводя интересующихся то в один конец сектора, то в другой.
Когда все между собой выяснили, кто же обнаружил на участке самое большое число признаков времен года, ведущий об этом спрашивать не стал. Вместо этого он предложил поделиться, кого какая из находок других троек удивила, восхитила, порадовала.
При этом он подчеркнул, что делиться надо не своими открытиями, а именно чужими, теми, что случились у других.
– Понятное дело, своя находка ближе к телу, рассказывать о ней – хлебом не корми. Но если эта находка действительно кому-то была интересна, вот он пусть и расскажет, тем самым подтверждая подлинность ее интересности. Так что, наступив на горло своему желанию рассказывать все только о своих да о своих находках, лучше сообразите: а чем же вас другие тройки смогли удивить? И если слушающие согласны с тем или иным признаком (ну, что этот признак действительно относится к данному времени года), хлопайте в ладоши. Итак, прошу первого желающего поделиться со всеми нами.
Кто-то признался, что не додумался, что лужи являются законным признаком лета. В ответ на это признание раздались разрозненные хлопки-подтверждения.
Хлопали не все. Оказывается, что часть учителей уже забыли, когда и зачем нужно хлопать, и спохватились только сейчас (поняв, что, оказывается, вместо бесполезной ругани-напоминания можно вот таким незаметным способом разбудить зевак и привести их в рабочее чувство). А кто-то не хлопал осознанно, считая, что лужи являются признаком осени. Началось выяснение. Одни говорят: а почему, например, не весны? Другие настаивают, что именно осенью прохожим чаще всего приходится обходить лужи на тротуарах.
Просят ведущего рассудить, кто прав. А тот отнекивается: как договоритесь – так и будет. В этих спорах, оказывается, и происходит изучение темы «Знакомство с временами года»
– И даже если вы (или ваши ученики на подобной «экскурсии за угол») договоритесь до чего-то не совсем верного или вовсе подозрительного, то вот вам и затравка для того, чтобы вернуться к обсуждению этой темы со своими друзьями-приятелями и проставить, как следует, точки над всеми «i».

Отсутствие насекомых как признак осени

Среди признаков лета, удививших кого-то из троек, – то зеленая листва (зеленую траву они посчитали, а вот про листву на кустах и деревьях не догадались!), то маленькие завязи плодов у рябины.
Многие были поражены, что одна тройка нашла такой признак осени, как отцветшие цветы, и пояснила, что в отведенном секторе пример тому – облетевший стебель одуванчика. Этот пример многим очень понравился, потому что сами желтенькие головки одуванчиков (на газоне нашлись и такие) они отнесли к самым что ни на есть законным признакам весны.
Ну и, конечно, к признакам зимы у всех был самый жгучий интерес. Если два признака у некоторых команд повторялись: 1) сломанная фанерная лопата для уборки снега, которая стояла в углу дома, и 2) почерневшие и поредевшие гроздья рябины (на кусте были еще и маленькие завязи, но они, по всеобщему согласию, были отнесены к признакам лета) – то следующие три признака у разных команд не повторялись.
А именно – холодная кирпичная скамейка: сидеть невозможно, ну прям как зимой (некоторые засчитывать этот признак категорически отказались, на что имели полное право, как и те, что согласились и даже позавидовали, что такая мысль им в голову не пришла). Отсутствие насекомых (с Енисея все время действительно дул такой промозглый ветерок, что всю летающую живность, как волной, смыло – все по щелям попрятались. И наконец – слона-то я и не приметил! – двойные рамы на окнах здания.

Вполне научная экспедиция

Прошло тридцать минут, отведенных на экскурсию. Впереди новая экскурсионная тема. Чтобы она не путалась с предыдущей, ведущий просит всех «перемешаться» и заново встать полу­кругом.
– Обратите внимание на то, что, давая задание своим ученикам или воспитанникам, вы непременно должны ограничить их во времени и пространстве. Как было у нас: времени – полторы минуты, пространства – участок двора от сих до сих. Эти условия нужны для того, чтобы ученики не пытались копаться у себя в памяти, выискивая какие-то формулировки из учебника, а во все глаза по сторонам смотрели, обнаруживая в заданном секторе участ­ка нечто необычное и интересное. Уж об интересном они и без всякого учебника расскажут. А реакция сверстников-слушателей (что заинтересованная, что скептическая) сподвигнет их потом лишний раз в тот самый учебник заглянуть и проверить, насколько в своем рассказе они были правы и в чем.
– А теперь объединитесь в тройки, чтобы у вас в именах хотя бы одна буква была одинаковой.
И когда все разошлись по новым тройкам, ведущий продолжил:
  – Сейчас мы отправимся в биологическую экспедицию.
Обратите внимание на бетонные плиты, которыми выстлан данный участок. Между плитами щели, они образуют поперечные и продольные полоски, кое-где поросшие травкой. Нас будет интересовать только та ложбинка, которая тянется вдоль ворот третьей от них по счету.
Все тройки отправились к воротам. Нашли нужную ложбинку (длинной метров десять) и услышали, что за 10 минут нужно определить, какие виды растений в ней произрастают, как они в народе или по-научному называются (любыми учебниками пользоваться можно), и зарисовать их в своей тетради (графический гербарий).

Интригующие ограничения

А через пять минут заморосил дождь. Но прекращать экспедицию все тройки наотрез отказались. Дескать, дождик маленький – не страшно. И так все оставшееся время под дождичком на корточках проползали, бурно что-то обсуждая и увлеченно выводя шариковыми ручками в своих блокнотиках какие-то каракули.
В это время В.М. подошел ко мне и пояснил, что он утром специально прошелся по участку приглядеть подходящую полоску-ложбинку: «Чтобы в ней росло не очень много травинок, и чтобы растительность эта была бы разнообразной, и чтобы луж не было».
– Когда я таки нашел, – продолжил свое пояснение В.М., – в ней росло всего понемножку: и какой-то мох, и какие-то чахлые злаки произрастали, и даже два махоньких побега явно древесных пород. Тогда я заранее прикинул, как же ее понятнее назвать. И решил, что все поймут, если назову ее третьей от ворот. Так что это моя домашняя заготовка была.
Ведь к любой экскурсии – а тем более к научной экспедиции – нужно готовиться. А выведи я их во двор да, не глядя, назови какую-нибудь первую попавшуюся ложбинку (а она могла оказаться заросшей так, что на ней ничего не разберешь) – и занятие уже бы так гладко не пошло, а дождь оказался бы прекрасным поводом пораньше смыться в помещение.
Так что подготовка нужна. Но не для того, чтобы контролировать учеников, чтобы уличить их, кто и что пропустил (я и сам-то от силы не больше трети из тех травинок могу назвать). А для того, чтобы грамотно подобрать такие ситуационные ограничения, чтобы они способствовали созданию деловой атмосферы, то есть были бы уместными, интригующими и как бы окрыляющими.

«МЛ в квадрате»

А потом все отправились в свою аудиторию на третьем этаже. В.М. напомнил, что экспедиционные тройки создавались так, что бы хоть одна буковка в именах участников была общей. Теперь же он предложил тройкам придумать себе названия, но такие, чтобы в них входили все начальные буквы имен участников (добавлять буквы можно).
– Кто уже придумал, скорее записывайте на доске, как вы теперь «обзываетесь», а рядом поставьте число растений, которые вы в экспедиции смогли в своей тройке определить.
На доске начали появляться названия (например, «Снег», «Лео», «МЛ в квадрате», «КОТ» и т.д.) и разные числа. Потом тройки посчитались («Шла машина темным лесом за каким-то интересом...») и выбрали, кто из троек начнет докладывать о результатах своей научной экспедиции.
Реплика ведущего:
– Когда вы будете читать названия растений, то, если кто-то название растения не знает и не поймет, о какой такой былинке идет речь, вам нужно будет, пользуясь своими «полевыми» зарисовками, изобразить эту былинку на доске. Раз все присутствующие вдоль той самой ложбинки и поползали, и хорошенько ее поизучали, то по изображению они смогут понять, что вы имеете в виду. А если нет, то придется уже после занятий специально подойти к ложбинке и разобраться во всем на месте.

Уговор – не повторяться

Представитель первой тройки начинает перечисление: хвощ, ильма, одуванчик, пастушья сумка, подорожник. Эстафета передается дальше с уговором не повторять прозвучавшие названия.
Звучат добавления: и осот, и петушок (народное название), и клен (правда махонький – всего один листочек, но именно такой, как только у поросли клена бывает), и мокрица. Не всегда мнения совпадали, часто возникали короткие споры. Но все сошлись на том, что это здорово. И что всем страсть как хочется у своих знакомых порасспрашивать, какие растения как называются, да и в энциклопедический справочник или в определитель растений заглянуть.
А еще очень хочется отправиться со своими учениками на подобные экскурсии-экспедиции за угол...

Виртуальная математика

За окном по-прежнему моросил дождик. И конца ему не было видно. Тогда В.М. сказал, что вообще-то у него была запланирована и третья экскурсионная тема. И должна была она быть связана с углублением в мир математики.
Большинство учителей тут же заявили, что ради углубления в математику они готовы за угол пойти хоть под проливным дождем. Но ведущий решил, что они поступят хитрее и проведут экскурсию в виртуальном режиме.
– Вообще-то я обычно так не поступаю, – пояснил В.М. – Ведь учителей хлебом не корми – дай сиднем в тепле посидеть и байки послушать. Но я надеюсь, что первые две части настолько эмоционально врежутся в вашу память, что вы все то, что мы с вами сейчас будем делать, повторите уж никак не в помещении, а на свежем воздухе.
Произнеся это заклинание, В.М. предложил каждой тройке (они остались прежними из-за вынужденной виртуальности экскурсии) друг у друга узнать, кто в каком классе работает и какая у кого тема по математике в апреле–мае вызывала у детей трудности. Все учителя были из начальной школы, но из разных классов: кто из первого, кто из четвертого, кто из какого. И темы соответственно у всех были разными. Но нашлась и общая проблема – решение задач.

А как на самом деле?

И тогда ведущий начал с байки. Дело в том, что в прошлогодний заезд – дело весной было, и стояла ясная погода – он со слушателями курсов выходил во двор считать углы. Когда вопрос «А сколько у здания института снаружи может быть углов?» был задан учителям в аудитории, то одни, прикинув, ответили, что 38 (здание института буквой П стоит, да еще с пристройками), другие – что 24, а кто-то сказал, что и вовсе более пятидесяти.
Чтобы выяснить, как на самом деле, все оделись и вышли во двор. Ведущий остался стоять на ступеньках крылечка, а учительницы тройками отправились обходить здание института повышения квалификации, чтобы искать и пересчитывать углы здания. Все – с тетрадями и ручками, чтобы что-нибудь не спутать или ненароком полученный результат не забыть.
Здание института усовершен­ствования большое, ходили довольно долго. Но кто-то управился и минут за семь. Пришли и тут же хотели о своих результатах ведущему доложить. А тот ни в какую: «Будем ждать всех. Потерпите. У вас же результат в тетрадке записан, так что число не забудется и не перепутается».
Вот и стояли, ждали. А чтобы скучно не было, начали в игры играть. Из тех, что в детстве в своих дворах играли. Правда, если «в классики» кто-то чуть-чуть дей­ствительно попрыгал, то вот как «в резиночки» играть (среди слушателей были и молоденькие учителя), пришлось на пальцах объяснять.

Подсчитали – удивились

Наконец все собрались. Ведущий сказал, что для социоигрового стиля важно, чтобы разница результатов была как можно более наглядной. Поэтому он пригласил взойти на ступеньки тех, у кого записанное в тетрадке число углов – до пятидесяти включительно.
Все стоят, озираются, никто на ступеньки не идет. Тогда ведущий пригласил тех, у кого результат до семидесяти включительно. Одна троечка поднялась по ступенькам на крылечко к В.М. Поднялась и удивляется, что никто больше не идет:
– Неужели у всех больше? Мы же все углы посчитали.
– А вот мы сейчас посмотрим и, если нужно, проверим.
И ведущий просит подняться на крылечко тройки, которые насчитали до ста углов включительно.
Еще две тройки скромненько отделились от заинтригованной толпы. В конце концов когда ведущий дошел до восьмисот включительно, то внизу остались всего три тройки. Все, включая ведущего, терялись в догадках, какой же результат у них в блокноте записан и где же это они столько углов нашли?
Самым большим результатом оказалось 1248. И своим строгим судьям тройка-победительница дала такое разъяснение:
– Другие команды не заметили, что у каждого окна снаружи по четыре угла. А мы сообразили и в общее число добавили углы оконных проемов.
– А как же вы их пересчитали? Их же много!
– А умножение на что? Мы окна на одном этаже каждого из корпусов посчитали да на этажи перемножили. А что получилось, умножили на четыре угла и потом прибавили к тем углам, что нашли, когда все здание вокруг обходили.
Но тут сами победители поспешили всем рассказать о своем просчете. Оказывается, они только сейчас поняли, что каждая стена здания образует с землей угол. Вот эти-то углы и остались непосчитанными. Как и углы, которые образует крыша со стенами.
Тут все подняли головы и увидели, что под крышей углов видимо-невидимо…

Эпизод в Петрозаводске

– Теперь перейдем к проблеме решения задач, – продолжил В.М. и рассказал, как в Петрозаводске прямо во время открытого урока он с разрешения обомлевшей учительницы достал из своего портфеля набор открыток с гравюрами и акварелями XIX века, связанными с пушкинскими местами в Петербурге и его окрестностях, и предложил ученическим командам договориться, что на доставшейся им открытке (и в своих тетрадочках) отметить каким-то значком как «самое-самое».
Когда все что-то в своих тетрадках почиркали и к друзьям заглянули (то или не то те отметили, о чем в команде договорились), ведущий предложил им сочинить самую настоящую задачу, но чтоб задача была обязательно про «самое-самое» на той открытке, что досталась команде.
А на открытках были изображены то степенно прохаживающиеся по парку дворяне, то людная улица старинного города, то живописная загородная усадьба с лебедями на пруду. Так что задачки те еще были – все присут­ствовавшие на уроке взрослые рты поразинули. Но среди детей лучшей (и интересной, и про картинку, и решается!) была признана следующая задача: «Собака до обеда укусила двух прохожих, а после обеда – трех. Спрашивается: сколько прохожих она укусила за день?» На той открытке дей­ствительно была нарисована собачка, бегающая среди степенно разгуливающих парочек: все женщины были в длинных белых платьях (а некоторые даже с раскрытыми белыми зонтиками от солнца), а кавалеры – в офицер­ских мундирах, отделанных золотыми позументами.
– А все это я вам рассказываю, для того чтобы вы вспомнили, что многие проблемы постепенно решаются, когда ученики начинают их непосредственно сочетать со своими детскими интересами. Ведь у детей полно интересов, но взрослым все кажется, что интересы эти посторонние и поэтому их следует спрятать куда подальше.
Но спрятанный интерес бедному ребенку житья не дает. И ребенок уже ничего понять не может, о чем там взрослый хлопочет и чего добивается. Его пропавший интерес делает и ребенка как бы пропавшим. А с интересом пропадает сообразительность. Так же, как и подавленность сторонних интересов приводит к подавленности психических функций – тут уж не до понимания.

Обычные страхи

– Почему же учительница из Петрозаводска, – продолжил В.М., – увидев открытки, обомлела? Во-первых, потому, что подумала: а вдруг кто-нибудь из детей задаст вопрос, а она ответить не сможет? (Казалось бы, какой пустяк! Ну подумаешь, не знает! Зато у ребенка появится возможность других порасспрашивать. Так нет же, а вдруг он родителям скажет, что учительница, мол, сама ничего не знает. Ну и что ж, что скажет? Ничего страшного не произойдет. Опыт показывает, что родители таких честных учителей уважают больше, чем тех, у кого на лбу написано, что они про все знают.)
А во-вторых, учительница скорее всего подумала, что если детей что-то на открытках заинтересует, то ни над какими задачами они работать уже не смогут…
Это я все к тому, что в учительских головах и по поводу экскурсий все те же страхи. Якобы выведи детей во двор – и внимание у них тут же рассеется, и никакого объяснения им втемяшить не удастся.
А вы только представьте: выходят ваши дети во двор, подводите вы их к заветной ложбинке, и начинают они там всякие травинки разглядывать. (Если кто и посмотрит по сторонам, ничего страшного, общее увлечение быстренько зевак обратно к работе притянет.) А после разглядывания каждая тройка начинает математическую задачу сочинять. Но не как в учебнике – абстрактную. А «здесь и сейчас», про то, что у них перед глазами находится.
Вот вы тут в своих блокнотах разные темы по математике для разных классов написали. Так вот, выберите в своей тройке «самую-самую» из них и сообща сочините-ка за три минутки (вы же о роли ограничений помните!) какую-нибудь задачку из тех, что могли бы сочинить ваши ученики, выведи вы их на подобную экскурсию. Итак, время пошло!
Ведущий расстегнул ремешок часов и снял их с левой руки.

Задачки про «самое-самое»

Все тут же принялись кумекать, шушукаться и что-то записывать. То там, то тут слышался хохоток, причем явно по делу.
Когда время истекло, каждая тройка соединилась с другой, чтобы узнать, что те сочинили, и выбрать задачу самую удачную, интересную, неожиданную (в результате такого самоотбора число задач уменьшилось, так что и слушать их было потом совсем нетрудно).
Самые удачные задачи я собрала с выставки работ, устроенной руками учителей в конце занятия. По подписям видно, что некоторые из троек почему-то оказались четверками (хорошо, что не парами или какими-нибудь семерками, что тоже бывает). И это не страшно: на то она и тройка, чтобы безболезненно для работы то утрясаться, то в случае непредвиденных обстоятельств разбухать).
А еще видно, что некоторые задачи остались неподписанными. И это, оказывается, тоже не страшно. Дело в том, что на следующий день, когда все слушатели собрались в этой же аудитории, ведущий спохватился: «Где выставка?» Никто не знал. И тогда он дал такие пояснения.
При социоигровом стиле обучения очень важно, чтобы работы в течение нескольких дней были выставлены на всеобщее обозрение и у авторов была возможность на свежую голову посмотреть и на работу своей компании, и на работу соседей. Тогда появляется возможность увидеть какие-то недочеты, которые вчера с пылу с жару они в упор не видели. И, соответ­ственно, сделать для себя какие-то выводы. Каждый – свои. Эти выводы некоторые участники оставляют в тайне. И это правильно. Потому что, по мысли выдающегося философа Лосева, на тайне одного человека держится личность, на тайне двоих – любовь, на тайне более трех – сплачивается коллектив. А если этой таинственной основы нет, то личность оказывается функционером, любовь – сожительством, коллектив – толпой.

«Картинки с выставки»

А теперь – некоторые из математических задач, сочиненных тройками во время виртуальной «экскурсии за угол».

4 кл. Задача по теме «Скорость. Расстояние. Время»
Одуванчик за 2 часа вырос на 1 см 6 мм. Петушок (трава) за три часа – на 3 см 9 мм. Сравните скорости прорастания одуванчика и петушка. /Авторы: Харпашина Елена, Федорова Татьяна, Козлова Ольга, Горбачева Галина/

4 кл. Задача по теме «Площадь прямоугольника»:
а) найти площадь квадратной плиты, если ее периметр равен двум метрам;
б) Длина дорожки 10 квадратных плит. Сторона одной плиты 5 дм. Какова общая площадь до­рожки?

4 кл. Задача по теме «Скорость. Расстояние. Время»
Девочки Лена и Оля соревно­вались в преодолении расстоя­ния: кто быстрее? Лена пробежала 6 м со скоростью 2 м/с, а Оля 6 м со скоростью 3 м/с. Кто победил в игре? /Авторы: Бугаева Ольга, Молявко Елена, Чикиркина Елена/

2 кл. Задача по теме «Сравнение величин»
Дорожка состоит из плит квадратной формы. Ширина до­рожки состоит из двух плит, дли­на – из 10 плит. На сколько плит длина дорожки больше, чем ши­рина?
/Авторы: Бурлышева Л.В., Тетрадова Е.В., Габидулина Е.Л., Сорокина М.В./

2 кл. Задача по теме «Сравнение величин»
Вокруг двух плит выросло 8 одуванчиков. Подорожников на 4 больше, чем одуванчиков, а петушков столько, сколько оду­ванчиков и подорожников вместе. Сколько выросло петушков?

TopList