Хоровод в «полевых условиях» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2007

Архив

Хоровод в «полевых условиях»

Рассказ преподавательницы педагогической гимназии о том, как одна из ее идей прекрасно воплотилась на классном часе и с треском провалилась на факультативе

* уроки, которые мы извлекаем

Запись с диктофона Антонины РЕПИНОЙ


Но, может быть, все не так уж плохо, раз автор затеи в конечном счете винит не своих учеников, а саму себя…

В позапрошлом году у меня как все получилось? Просто объявила на уроке, что в городском парке на Пресне будут народные гуляния «с кулачиками» и запланированный на завтра классный час мы проведем там.
Один парень (такой хулиганистый у меня был) тут же заинтересовался: «А что это такое?» Отвечаю: «В масленичном обряде есть такой эпизод – кулачики. Это когда мужики в буквальном смысле на кулаках дерутся. Стенка на стенку. Они будут драться, а девицы – протяжные песни петь». Он говорит: «Здорово, я приду». И действительно пришел с другом. И были они в полном восторге.
В празднике принимали участие три фольклорных коллектива и два клуба спортивных единоборств. Хочешь – блины жуй, хочешь – кулаками маши, а хочешь – в хороводах ходи да песни пой или через костер прыгай.
В кулачный бой мой парнишка, конечно, тут же влез. Его хорошенько поколотили. Но и сам он тоже кому-то бока намял. Для парней – самое то. Короче, он в полном восторге потом долго всем рассказывал, как было здорово, и все ему завидовали, и даже подходили ко мне с просьбами, чтобы я их в следующий раз с собой взяла.

В прошлом году я вела у старшеклассников факультатив по народным праздникам. И когда наступило время Масленицы, я решила испытать учеников, так сказать, в полевых условиях и повела их в небольшой детский парк на Таганке. Я решила: какая подходящая ситуация для будущих педагогов – реальная педагогическая практика, реальные дети, реальная задача создать праздничную ситуацию. Кулачники будут проводить свои бои, а мои ученики затевать масленичные игры с детьми (парк ведь детский, и празд­ник для детей). «Попасть на праздник, найти свое дело, заодно чему-то поучиться, реализовать себя – вот это настоящий педагогический тренинг!» – мечтала я...
Сначала я посоветовалась со своим классом: мол, у меня такая дилемма – либо мы с вами последние уроки в субботу, как обычно, занимаемся по расписанию (то есть моя химия плюс факультатив), либо идем в парк на «кулачики» и активно там себя проявляем. Все обрадовались и тут же согласились на «кулачики».
Потом я отпросила с последних уроков остальных своих факультативщиков из других классов.

Встречались мы в метро. Я их спрашиваю: «Ну что, здесь оденемся?» Они жмутся: «Да нет, как же мы такие ряженые по улице пойдем... В парке нарядимся». Хорошо. Дошли до парка. Входим – и видим скучнейшую картину: у эстрадной ракушки жиденькая кучка народа столпилась, чего-то ждут. Понятно, что праздник еще не начался. Самое время свою педагогическую инициативу проявлять и свои организаторские умения показывать.
Я говорю: «Ну давайте быстренько наряжаться, чтобы уже своим видом создавать праздничное настроение». Но для многих старшеклассниц платок на голову накинуть оказалось большой проблемой: мы не хотим, как старухи, выглядеть! Им, видите ли, удобно, если платки накинуть только на плечи, как оренбургскую шаль. А на голову повязать – ни в какую.

Подходим к эстрадной ракушке. Я вижу организатора, каких-то парней в рубахах, малолеток, которые, ничего не умея, как бы изображают кулачный бой. Вроде так и надо. Кулачные бои и начинаются с забав малолеток. Потом – бойцы все старше и старше. И только потом выходят уже самые опытные. Так или иначе, но спортивная часть потихоньку складывается. Но для полного счастья все же не хватает песен, хороводных игр, смеха. Нам, стало быть, вместе со зрителями и зеваками нужно как можно скорее свою часть народного гуляния затевать.
Только я сориентировалась, поворачиваю голову – моих уже нет. Двое  – у ларьков с пирожками. Двое пошли курить. Мальчики побежали за пивом и так далее.

Вылавливаю их, собираю всех в кучу и говорю, что пока там малышня кулачится, нам надо с остальными детьми хороводики поводить. «Смотрите, – говорю, – стоят, мерзнут. Особенно которые с родителями. Пора хороводы заводить, чего ждать-то. А то праздника не получится».
Главное, я всему этому учеников учила. Про обряды подробно рассказывала. Праздники вместе «проживали». Да и накануне в школе Масленицу проводили. Но вот в парке вдруг сработал какой-то стереотип: если вокруг меня ничего не происходит и меня никто не развлекает, то здесь мне делать нечего – сплошная скука. Поэтому кто пирожки ест, кто за деревом курит. Кто пиво пьет, кто – пепси-колу.
Завела я сама с детьми и родителями хоровод. Думала, что и мои подопечные в него встанут. Ан-нет!
Я подбегаю: «А ну, давайте быстренько – детишек собрали вокруг себя и пошли в хоровод». Они мне говорят, что именно этого хоровода они не знают. Слов песни не помнят.
Я им: ну не знаете – учитесь! Не помните – вспоминайте! Чего-нибудь пойте. Или молча ходите. Но в стороне не стойте. Включайтесь!
Они ни в какую: сначала нам надо поесть, потом в туалет сбегать…
В конце концов я плюнула – будем считать наш выездной факультатив несостоявшимся. Махнула рукой на них и больше не приставала.

Через полчаса смотрю – по-прежнему стоят отдельной кучкой. Правда, уже толкаются и в снег друг друга валить начали. Я с вопросом: чем занимаетесь? Они говорят: солимся, «девок солим». Действительно, есть такой эпизод в традиционных масленичных гуляниях. «Ну что ж, – говорю, – молодцы, что хоть одно составляющее масленичного обряда совершаете. Жалко только, что публику к своей забаве грамотно приобщить не можете».
И добавила, что они вообще-то свободны и могут домой идти. Двое тут же ушли, а остальные заявили, что хотят тут еще побыть, им нравится. Пожала я плечами – и дальше «гулять»: водить хороводы с малышней и песни с родителями распевать. А они на все это только издали поглядывали.

А тут дело к финалу. Кулачники свои бои закончили. Костер сложили. Приготовились Масленицу жечь.
Все – и дети, и родители – потянулись к костру. И мои старшеклассники в их круг встали. А когда Масленица горит, всем надо ее снежками закидывать. Если снежком в торчащее бревно-головню попадешь – красиво. И искры сыплются, и пар валит. А если промажешь – еще лучше. Летит он прямо в кого-то из зрителей, стоящих напротив. Как тут не ответить. Вот и начинают все со смехом снежками перекидываться, якобы Масленицу закидывать.
Так вот мои гимназисты наибольший кайф получили от запуливания снежков по физиономиям!

Приехала домой расстроенная. Думаю: пропади все пропадом! Моя педагогическая затея провалилась с треском. Покидались снежками и посовали друг друга в снег – вот и весь кайф от Масленицы! И больше они ни в чем не участвовали.
А должны ли были участвовать? Конечно. Они ведь будущие педагоги. Для них ситуация в парке – это учебный материал. У них реальная ситуация, реальные дети, для которых нужно было сделать реальный праздник. А они, оказывается, пришли на готовенькое... Тут я и почувствовала свою педагогическую несостоятельность. Это я их чему-то важному еще не научила и что-то важное еще не смогла передать. На словах-то я им все, что нужно, говорила. А вот в реальной практике – осечка.
А потом я поняла, что все не так уж и плохо. Все-таки они почти все остались до самого конца – до сжигания Масленицы. А потом, раз они ушами слушали и глазами видели, то и сердцем какое-то участие приняли. Не слишком ли многого я от них ждала? Ведь праздник им в качестве простых зевак вполне понравился. Другое дело, что они мне не понравились. Как педагоги не понравились. Но это уже мои проблемы.
Моя недоработка – мне ее и устранять. Вот такой вывод.

От редакции
Обычно наши разделы складываются из того, что можно взять на вооружение и испробовать на ближайшем уроке, классном часе или внешкольном мероприятии. Что же можно взять на вооружение из этого рассказа? Хотя бы вывод. Представьте: завтра ученики вас в чем-то разочаруют, а вы, вместо того чтобы на них серчать, – бац! – «моя недоработка – мне и расхлебывать».
Тем же, кто на материале этого рассказа захочет «расхлебать» организационную неудачу этой или какой-то другой очередной педагогической затеи, – наши деловые советы.
Во-первых, не обольщайтесь! Если вы загорелись какой-то идеей, то это не значит, что автоматически загорятся ваши ученики.
Во-вторых, ученикам предоставляйте инициативу не вообще (тогда ее скорее всего не подхватить), а в определенных рамках: в рамках малых рабочих групп и в рамках очень конкретного задания.
В данном случае можно было, объединив учеников по четверкам, предложить каждой выяснить на деле (прямо на празднике), какая из ранее изученных игр окажется в их руках самой заводной, а какая – самой почему-то занудной.
Это задание принципиально отличается от призыва «устроить веселый праздник» – оно заставляет учеников добывать информацию для предстоящего обмена мнениями на ближайшем занятии. Чем ждать от учеников энтузиазма, всегда лучше приземлиться и сочинить какую-нибудь подобную инструкцию-мелочовку.

TopList