Хроника плавания 5 «А» по Третьяковской галерее | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

Хроника плавания 5 «А» по Третьяковской галерее

Рассказ классной руководительницы 5 «А» класса Ольги Лапиной об одной затее с удивительными заданиями и далекими прицелами

* арифметика поиска

Запись с диктофона Марии ЕГОРОВОЙ


Началось с пустяка: классный руководитель услышала о планах учительницы рисования сводить учеников в Третьяковскую галерею. Она могла пропустить это мимо ушей, но ей захотелось поучаствовать. Потом они вместе сочиняли режиссуру этого похода в музей. Известно, что у каждого учителя свой опыт, свой стиль, свой педагогический почерк. Как, не подавляя индивидуальности друг друга, работать сообща, тем самым подавая пример своим ученикам? Опыт сотрудничества помог учительницам шагнуть на новую для каждой из них ступеньку педагогического мастерства. Какую именно — судить читателям. Одно бесспорно: союз двух учительниц пошел классу на пользу.

Все началось с того, что я случайно оказалась поблизости от кабинета ИЗО. Екатерина Георгиевна, наша учительница по ИЗО, что-то рассказывала моим пятиклассникам и показывала репродукции картин Левитана и Серова. Я поняла, что мне нельзя это пропустить, и осталась.

Идея с вопросами

Екатерина Георгиевна сказала, что хочет показать им подлинники этих картин и что для этого они скоро поедут в Третьяковку. Тут я не удержалась и встряла. «Для того чтобы ехать в Третьяковку, — говорю, — надо, чтобы было конкретное задание. Чтобы они ехали с чем-то». И я предложила Екатерине Георгиевне сформулировать вопросы.
Мы думали-думали, и в конце концов вечером Екатерина Георгиевна надиктовала мне по телефону штук пятнадцать разных вопросов по картинам Левитана. Среди них был, например, такой: «Как расположены бревнышки на мосту в картине
“У омута”?» Чуть поменьше вопросов было по картинам Серова.
Я набрала вопросы на компьютере и разложила их по кучкам. Сделала двадцать карточек, на каждой — по три вопроса: два — по картинам Левитана и один — по картинам Серова. Вот пример такой карточки:
1. Какое время суток изображено на картине «Над вечным покоем»?
2. Какие краски использует Левитан для передачи цвета снега на картине «Март»?
3. Кто похищает Европу на картине Серова?
Хоть вопросы и повторялись, но их сочетания на карточках были всегда разными. Потому и карточки получились разными.

Озеро или пруд?

Накануне поездки я затеяла такую работу: ученики объединились в группы по четыре человека, и каждая группа вытянула открыточку с репродукцией той или иной левитановской картины. Задание: эту картину описать так, чтобы другие по описанию могли ее узнать. Я облепила всю доску репродукциями.
Так задумано, что все они на первый взгляд похожи — все про одно. Хоть пейзажи плеса разные, но везде вода.
Потом ребята читали свои описания. Узнать там что-либо было практически невозможно. «Пруд около деревни» — заключение, которое дает группа в своем описании картины. А на самом деле (я не помню точно, как называется этот пейзаж, но, по-моему, «У озера») там огромное озеро, где-то далеко сзади на холме деревенька маленькая. Но ведь для городских пятиклассников поначалу что река, что озеро, что пруд, что море на картине — все равно. В общем, запутаться есть в чем.
Поэтому я решила эту работу по­вторить, но уже в парах или тройках. Объем описания картины — от трех до пяти предложений. Набор репродукций тот же.
Результаты получились любопытными. Первые — ма

TopList