Воспитательный энтузиазм лучше направить на себя | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

Воспитательный энтузиазм лучше направить на себя

Конспект-выборка венского доклада К.Юнга

* кладовая непопулярных идей

Конспектировал Владислав КОЛЬЦОВ


Карл Юнг (1875–1961) в прошлом веке был одним из известнейших ученых. Им была создана аналитическая психология. В советской науке работы швейцарского психолога долгое время рассматривались как иррационально-теологические спекуляции. В 1932 году в Вене им был прочитан доклад «О становлении личности». Оглянувшись назад, вслушаемся в былые речи одного из пророков ушедшего века. Может быть, его странные предостережения окажутся для нас более открытыми и понятными, нежели для тех современников, к которым они были обращены?

«…педагог обречен быть компетентным… »

Самая заветная цель и самое сильное желание каждого человека состоит в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием личность. «Воспитать личность» – сегодня стало педагогическим идеалом (в противоположность стандартизированному «массовому» человеку).
Когда беспрестанно твердят о том, что из ребенка нужно воспитать личность, то возникает закономерный вопрос: а кто же будет эту самую личность воспитывать?
Родители? Самые обыкновенные, некомпетентные, которые очень часто сами на протяжении половины или даже всей жизни во многом остаются детьми? Или педагоги, которым психологи с грехом пополам рассказали о точках зрения (по большей части несовместимых) на те или иные правила, по которым якобы устроен ребенок и по которым с ним якобы нужно обходиться?
Начнем с педагогов. В большин­стве своем они когда-то получили то же самое дефектное воспитание, что и дети, которых они теперь должны воспитывать. И они, как правило, личности в такой же малой мере, как и их воспитанники. Педагогика обыкновенно страдает односторонним интересом к подопечному ребенку и столь же односторонним невниманием к невоспитанности взрослого.
Всякий закончивший психолого-педагогические курсы априорно считается полностью воспитанным – одним словом, взрослым. Более того, он сам вынужден считать себя таковым, чтобы суметь удержаться на рабочем месте. Конечно, сомнения и чувство неуверенности оказали бы на него парализующее и стесняющее дей­ствие. Они похоронили бы столь необходимую для человека веру в собственный авторитет и сделали бы его непригодным к профессиональной жизни.
Вот от воспитателя и ожидается, что уж он-то все умеет и уверен в своем деле. И никак не предполагается, что он будет сомневаться в себе или в своей состоятельности. Педагог неизбежно обречен быть компетентным! И совершенно невозможно представить, что в педагогике может быть как-то иначе.
Поэтому, в конце концов, и от среднего воспитателя нельзя ожидать результатов лучших, чем от средних родителей. Если первые – хорошие специалисты, то уже этим следует довольствоваться. Так же как и теми родителями, которые воспитывают детей по своему усмотрению.

«…а это во взрослом застрял вечный ребенок…»

Высокий идеал воспитания личности не стоит то и дело всуе применять к детям. Ведь то, что понимается под личностью вообще, – а именно: человек деятельный, целостный, великодушный, но если требуется, то способный и к сопротивлению,– есть идеал многих современных родителей.
Данный идеал стали примерять к детству лишь с тех пор, когда люди, столкнувшись с проблемой своей так называемой взрослости, начали неосознанно или – того хуже – сознательно от нее увиливать. В царящем психолого-педагогическом воодушевлении по поводу ребенка сквозит бесчестный умысел – говорят о ребенке, а в виду имеют несостоявшегося взрослого.
Время, в котором мы живем, порой чересчур чрезмерно восхваляется как «эпоха ребенка». Сплошной безмерно раздувшийся детский сад. А все потому, что в современном взрослом застрял именно ребенок, вечный ребенок, нуждающийся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это та частичка человеческой личности, которая хотела бы развиться и стать целостностью. Однако большин­ство людей нашего времени далеки от этой целостности, как небо от земли.
И вот в тайном ощущении своей ущербности родители, вдохновляясь идеями, заимствованными из статей по детской психологии, берутся за воспитание ребенка. Они тешат себя мыслью, что раз их собственное воспитание и развитие пошло вкривь и вкось, то это конечно же можно будет устранить в последующем поколении.
Но это похвальное намерение чаще всего терпит фиаско из-за следующего психологического факта: я не смогу исправить в ребенке те ошибки, которые я сам все еще допускаю.

«…никто из нас не признается в том,
что нуждается в воспитании… »

Дети, конечно, не столь глупы, как мы полагаем. Они слишком хорошо видят, что настоящее, а что поддельное. Сказка Андерсена о голом короле заключает в себе бессмертную глубину.
Сколь многие родители заявляют о похвальном намерении избавить своих детей от того печального опыта, который они, очевидно, сами имели в детстве. И когда их спрашивают: «А вы уверены, что вы сами-то преодолели эти промахи?» – они совершенно искренне заявляют, что их дефекты уже давным-давно исправлены. В действительности же это не так.
И если некоторые родители, будучи детьми, воспитывались слишком строго, то они сплошь и рядом портят своих собственных детей вседозволенностью, граничащей с пошлостью. Если же от них в детстве досадно укрывали некоторые интимные сферы взрослой жизни, то часть из них столь же досадно впадает в другую крайность, потвор­ствуя трагическому постоянству извечных грехов.
Со всем, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно разобраться: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше бы направить на себя.
Пожалуй, никто из нас (ни родители, ни учителя!) не признается в том, что нуждается в воспитании. Потому что это беззастенчивым образом напомнило бы нам о том, что мы сами все еще дети и в значительной мере сами ой как нуждаемся в воспитании.

«…только осень
покажет, что было
зачато весною… »

О чем же следует помнить взрослым, собравшимся из детей воспитывать личностей? Личность – это не зародыш, который развивается в ребенке лишь благодаря естественности жизни. Без особой определенности, целостности и созревания личность не появится.
Но будь эти три особых свойства присущи ребенку сразу при рождении, так они тут же лишили бы его дет­ства. И он стал бы противоестественной скороспелой, искусственной заменой взрослого.
И таких монстров современное воспитание уже вывело. Например, в тех случаях, когда родителей одолевал настоящий фанатизм – «жить только ради детей» или обеспечить их всегда и везде всем «самым лучшим». Этот весьма популярный стереотип больше всего мешает родителям развиваться самим. И он же дает им право навязывать детям свои взрослые заблуждения.
Детей ориентируют на то, чтобы добиваться именно того, чего не добились родители, им навязывают амбиции, которые родители так и не смогли реализовать.
Воспитывать личности – не только задача величайшая (к решению которой современная культура приступила чересчур стремительно), но и вполне опасная. Как солнце светит праведникам и нечестивцам, так вынашивающие и выкармливающие матери равной любовью одаряют чад Божьих и детей лукавого, не думая о возможных последствиях. И в результате мы, являясь частицами этой диковинной природы, несем в себе, как и она, нечто непредсказуемое.
Личность развивается в течение всей жизни человека. В том числе и из темных или даже вовсе не объяснимых задатков. И только наши дела покажут, кто же мы есть на самом деле. Мы не знаем наперед, какие дела и злодеяния, какая судьба, какое добро и какое зло содержатся в нас. Только осень покажет, что было зачато весною. Лишь вечером станет ясно, что началось утром.

«…верность собственному закону… »

Мы можем только тогда воспитывать ребенка, когда он развивается. Так и личность человека: прежде чем можно будет приступить к ее воспитанию, она должна начать разворачиваться. Тут-то нас уже и подстерегает опасность. Мы ведь должны иметь дело с чем-то непостижимым. А на собственном опыте научились относиться к неведомому с опаской. Мы слишком много знаем неприятного о том, что дремлет на задворках и в безднах человеческой души. Поэтому замолвить доброе слово в пользу импровизационного становления личности – уже само по себе рискованно. Человеческий дух кругом увяз в диковинных противоречиях!
Никто не станет развивать личность только потому, что ему-де сказали, будто это дело полезное или благоразумное. Природа еще никогда не внимала доброжелательным советам. Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и уж тем более – человеческая личность. Только острейшая нужда в состоянии ее всколыхнуть.
Развитие личности повинуется только необходимости. Личность нуждается в принуждении со стороны судеб. Всякое иное развитие приводит к индивидуализму, который по отношению к личности оказывается всего лишь противоестественной узурпацией, непристойной позой, которая зачастую рассыпается при малейшем затруднении, обнаруживая свою никчемность.
Развитие личности – это такое счастье, за которое можно дорого заплатить. Тот, кто более всего говорит о развитии личности, менее всего думает о последствиях, которые сами по себе способны напрочь отпугнуть всех слабых духом.
Ну а если необходимость отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли. Если отсутствует сознательность, то развитие увязает в тупом бессознательном автоматизме.

TopList