«Ну не получается у меня демократически!» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

«Ну не получается у меня демократически!»

Письмо новосибирской учительницы Елены Н.

* крик души


Уважаемая редакция, примите, пожалуйста, мой опус как крик души. Не всегда все так безрадостно в моих отношениях с детьми, я немножко преувеличила. Но
в целом меня очень беспокоит эта проблема – несоответствие теории и практики.
Мне очень нравятся гуманные методы обучения,
я пытаюсь использовать разные приемы. И чаще получается, чем нет. Особенно в детском театральном коллективе (это еще одна моя работа), где такое обучение единственно возможно. Но урок – дело другое. На уроке общение на равных, создание дружеских, непринужденных рабочих отношений с детьми – это проблема номер один.
Я – за демократию в политике и в жизни. Обеими руками за дружеские, партнерские отношения с деть­ми. В условиях же реальной школьной жизни на уроках в восьмых классах, где я так жажду демократически общаться с детьми, я насаждаю этот стиль общения самыми что ни на есть авторитарными методами.
Парочку отъявленных хулиганов выгоняю в начале урока, остальным разнузданным кадрам делаю строгим голосом последнее предупреждение и, перекрикивая недовольных: «Внимание! Все убрали лишнее и посмотрели на меня», – начинаю урок.
Теперь, казалось бы, можно расслабиться и насладиться радостью неформального общения. Но не тут-то было. Потеря бдительности дорого стоит. Несознательные восьмиклассники тоже жаждут насладиться прелестью свободного общения, но не со мной, а по интересам. Паша лупит Сережу. Марина не хочет сидеть с Вовой, о чем на весь класс заявляет. Катя показывает подругам новые ботинки.
Мое первое задание услышала половина класса. «Итак, начали!» – энергично заканчиваю я объяснение. «А что нужно делать?
Я не поняла! Повторите!»
Привычным командирским тоном я продолжаю: «Внимание! Повторять не буду! Кто не услышит – двойка в журнал!» И… тишина. Если поставлена четкая задача и задание интересное, дальше все идет как по маслу. Ученики активно и весело работают, совещаются. Но… я на страже.
Ну не получается у меня демократически! Я – всей душой за демократию!
Я ненавижу насилие в любых формах, я жажду дружеских и чест­ных отношений. Но что делать, если не получается?..

TopList