Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2010

Идеи

Родительское собрание

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Безопасная дорога домой

Эффективные навыки

Классный час, посвященный вопросам безопасности детей, лучше провести вместе с родительским собранием на ту же тему (классный час должен предварять собрание). Оба мероприятия желательно построить по общей схеме: выделить в них ключевые этапы и использовать методы активной групповой работы. Главное правило для родителей и детей – проверка собственных представлений на практике.

Мотивационный этап

Вовлечь детей на классном часе (а на собрании – родителей) в активное обсуждение помогает вопрос, на который участники ответят положительно. Например, для школьников возможен такой вариант:

– Хотите ли вы избежать опасностей, которые могут подстерегать вас на улицах города?

А для родителей вопросы могут быть такими:

– Хотите ли вы научить своих детей избежать опасностей, подстерегающих на улицах города?

– Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок благополучно добирался из дома до школы и обратно?

Дополнительная мотивация также очень важна. Она должна предшествовать заданному вопросу и может состоять в демонстрации детям и взрослым видеороликов, электронных презентаций, иллюстрирующих возможные опасные ситуации на улицах города.

Желательно использовать и статистические данные по дорожно-транспортному и другим видам травматизма детей, подкрепляя их рассказами о конкретных ситуациях, в которых неосторожное поведение ребенка привело к несчастному случаю.

Выявление предварительных знаний

На классном часе

Прежде, чем обсуждать тему со школьниками, важно выяснить, что они непосредственно знают об опасностях, подстерегающих их на улицах городов. Лучше всего сделать это в форме вопроса, обращенного ко всему классу:

– Какие опасности могут угрожать детям вашего возраста по дороге в школу, во время прогулок?

В ответ ребята перечисляют свои варианты, а учитель просит их объяснить, в чем именно состоит опасность, и составляет список рискованных ситуаций на доске или ватмане цветными маркерами. По окончании “мозгового штурма” педагог будет иметь представление о том, какие знания есть у детей его класса по данному вопросу, о каких опасностях они помнят.

Во время работы желательно принимать без обсуждения все мнения ребят.

Общий список опасностей лучше сохранять на видном месте во время классного часа и несколько дней после него. Можно оформить его в виде стенгазеты и вывесить в общий коридор, чтобы дети других классов также могли вспомнить о безопасном поведении на улице.

На родительском собрании

Для активизации работы лучше разделить участников на группы. Если в работе с родителями этот прием используется впервые, то можно позволить им организовать группы самим. В дальнейшем целесообразно будет применить способ случайного выбора с частой сменой состава групп. Так у родителей появится возможность лучше узнать друг друга, получить опыт взаимодействия в своем коллективе.

После того, как родители разделятся на группы, стоит предложить им дать ответ на следующий вопрос:

– Какие опасности подстерегают ваших детей по дороге в школу, во время прогулок?

Это несложное задание, и обычно родители справляются с ним быстро. Учитель записывает на доску перечисляемые взрослыми опасности. Списки, составленные разными группами, сравниваются и дополняются.

Затем педагог предлагает родителям еще одну задачу.

Задание для групп: определить, о каких из перечисленных в списке опасностях знают дети в классе? И что именно они о них знают?

Учитель создает новый список опасностей, названных родителями.

Всегда найдутся родители (особенно этим грешат бабушки), которые слишком непосредственно воспринимают тему и будут общими эмоциональными высказываниями (типа “что ж это такое делается, а вот вчера…”) сбивать ход собрания и отнимать время. Следует мягко, но решительно останавливать такие причитания, направляя внимание родителей в деловое русло конкретных задач.

Новая информация

На классном часе

На данном этапе учитель дополняет и обобщает представления детей об опасностях городской среды. В зависимости от того, какие знания показали школьники на предыдущем этапе обсуждения, и проходит дальнейшая беседа. Если какой-то тип ситуаций остался за пределами внимания детей, то именно этим опасностям и уделяется наибольшее внимание.

Важно, чтобы были упомянуты следующие опасности (если о каких-то из них дети забыли упомянуть, стоит с согласия ребят внести их в общий список. Хорошо, если теперь это будет делать кто-то из учеников):

• движущиеся автомобили;

• стоящие на обочине дороги автомобили, особенно автобусы (они закрывают обзор дороги);

• припаркованные во дворах автомобили (могут неожиданно поехать);

• растения (среди них могут быть ядовитые);

• деревья и кусты вдоль дороги (закрывают обзор дороги);

• люки канализации (могут быть открыты или плохо закрыты);

• животные (могут быть агрессивны или являться переносчиками опасных заболеваний, особенно птицы);

• подворотни и арки (из них могут неожиданно выехать автомашины);

• край тротуара (слишком близко от движущихся автомобилей);

• нерегулируемые перекрестки (опасность в момент перехода);

• крыши домов, на которых в оттепель образуются сосульки (могут упасть на голову);

• открытые окна и балконы домов (из которых могут выпадать тяжелые предметы);

• тротуары, покрытые коркой льда, или глинистая сырая почва (опасность поскользнуться);

• качели во дворе (можно получить травму, если нарушить безопасное расстояние);

• нетрезвые граждане, незнакомцы, склонные к агрессивному поведению (риск нападения);

• уличные грабители (риск ограбления).

Когда учитель называет опасности, упущенные детьми, он просит их объяснить, в чем именно состоит опасность этого предмета или явления.

Стоит заранее подготовить материал о том, какие необычные опасности могут подстерегать ребенка и как их можно избежать.

Основные опасности на улице:

– Зимой и весной с крыш свисают спрессованные до состояния льда языки снега и огромные, заостренные, как пики, сосульки. Нередко они обрываются вместе с заледенелым жестяным водостоком, увеличивая тем самым площадь поражения. Не ходите вблизи стен домов.

– Не меньше угрозы таят в себе весенние водосточные трубы. Расплавившись под солнечными лучами на крышах, снег устремляется в жестяные желоба труб, которые внизу, у земли, еще не оттаяли. Ледяные пробки сдерживают поток талой воды, и она ночью под воздействием заморозков застывает. В результате образуется многометровый ледяной столб высотой от земли до крыши. Не рассчитанные на чрезмерные нагрузки крепежные крюки могут выскочить из стены, или сами жестяные трубы могут обломиться, и сотни килограммов монолитного льда обрушатся вниз. От таких выгнутых, деформированных, наклоненных в верхней части труб, равно как от полуоторванных водостоков, лучше держаться подальше.

– Наконец, бригада дворников, взявшая подряд на очистку крыш от снега может не огородить место его падения веревкой. Если вы видите перегороженный бечевой участок тротуара или лежащий горкой на асфальте свежий лед, снег, мусор, – обойдите это место, не пытайтесь сократить путь, подлезая под ограждение.

– Летом и осенью пространство по периметру домов опасно из-за возможного падения разрушающихся конструкций фасада, крыши (кусков штукатурки, отдельных вывалившихся кирпичей, лепных украшений и т.п.), сезонного ремонта кровли и стен, падения цветочных горшков и бытовых предметов с балконов и из окон. Известен случай, когда прохожий, идущий мимо общежития, был покалечен десятикилограммовым куском замороженного мяса, упущенного извлекавшей его хозяйкой (она вместо холодильника хранила продукты в сетке, вывешенной за окно).

– В любое время года людям угрожают наглядная агитация и реклама, установленная на крышах и повешенная на стенах домов. Любую покосившуюся вибрирующую на ветру или заброшенную хозяевами рекламную конструкцию следует считать источником повышенной опасности.

– Открытый канализационный люк – это абсолютная угроза, которая даже не нуждается в особом объяснении. Но еще более опасны люки, закрытые не полностью. Наступив на край отодвинутой крышки люка, человек переворачивает ее и, теряя опору, падает вниз. При этом он получает травмы от самого падения, а также от защемления или удара тяжелой чугунной крышкой люка.

Наибольшую опасность представляют собой полузакрытые люки для детей. Даже для взрослого человека такие травмы могут быть весьма существенными и тяжелыми, а для ребенка падение в люк канализационного колодца может закончиться летальным исходом. Помимо возможного удара по голове падающей крышкой, ребенок может утонуть или задохнуться в магистральной канализационной трубе.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что подземные коммуникации не проветриваются, что приводит к накоплению в них разного рода тяжелых газов, например, пропана, сероводорода или углекислого газа. Обычно в колодцах и вообще в системе подземных коммуникаций скапливается некий коктейль очень опасных для жизни газов, который при вдыхании приводит почти к мгновенной потере сознания и гибели.

– Особым и более сложным случаем являются промоины, которые образуются в результате прорывов воды в городских магистральных и локальных трубопроводах. Здесь практически невозможно предвидеть пустоту под асфальтом, чтобы обойти и не попасть в опасную ситуацию. Особенно страшно, если эта пустота под тонким слоем асфальта образовалась в результате прорыва трубопровода горячей воды. Стоит наступить на такую прикрытую асфальтом пустоту, как можно оказаться в глубокой яме, а в некоторых случаях даже залитой кипятком.

– Толпа может представлять опасность в любой точке пространства: в автобусе, на митинге, в очеpеди, в кинотеатре и т.д. В случае угрожающей ситуации пребывание в толпе лишает возможности маневpа. Одна из самых больших опасностей при значительном скоплении людей – упасть и быть раздавленным ногами идущих.

– Серьезными источниками угрозы для жизни в городе являются автомобильный транспорт и нарушение правил дорожного движения.

На родительском собрании

После того как на предыдущем этапе родители выскажут свои предположения о мнениях детей, классный руководитель (с помощью электронной презентации или готового списка на ватмане) демонстрирует родителям список опасностей, составленный учениками на классном часе. Затем он комментирует его, показывая, что именно дети понимают под теми или иными опасностями.

Сравнение разных списков даст материал для обсуждения, позволит понять, насколько объективно родители оценивают ситуацию и представляют ли они уровень осведомленности детей.

Выработка убеждений

На классном часе

На этом этапе дети разбиваются на группы по 4–5 человек. В группах желательно распределить роли: ведущего, докладчика, секретаря, хронометриста.

Задание для групп: составить памятку безопасного поведения на улице для других учащихся школы.

Задание должно быть общим для всех групп, но его можно разделить на подтемы:

– безопасность по дороге в школу;

– безопасность во дворе;

– безопасность при переходе дороги;

– безопасность при общении с незнакомцами на улице.

Желательно, чтобы памятка была аккуратно оформлена на заранее заготовленных цветных красивых листах, по окончании работы листы сразу наклеиваются на ватман, и газета для других учеников школы готова. На следующий день ее можно торжественно вывесить в коридоре или холле.

Правила безопасности для составления памятки:

• Если, идя по тротуару, вы услышали предупреждающий крик или подозрительный идущий сверху звук, немедленно отпрыгните как можно дальше от дома. Если вы находитесь от него слишком близко, вплотную прижмитесь к стене, где от падающих предметов вас могут защитить балконы, карнизы и другие случайные выступы. Голову необходимо закрыть руками, а еще лучше – портфелем, рюкзаком или сумкой.

Пытаться, услышав предупреждающий крик, смотреть, что там на вас падает, – большая и, к сожалению, распространенная ошибка. Не смотреть надо – спасаться! После того как опасность миновала – выждите возле стены секунд сорок, а уж потом, если больше ничего не произошло, осматривайтесь.

• Ожидая зеленого света на пеpеходе, стойте подальше от кpая тpотуаpа: пеpекpесток – самое аваpийное место.

• Не маневpиpуйте на пеpекpестке вблизи завоpачивающего тpанспоpта: у автобуса тpаектоpия боpта может опасно отличаться от той, котоpую вы предполагаете. Есть риск, что подпиpаемые сзади такими же тоpопливыми пешеходами вы не сможете отскочить, даже если бы успели.

• Не вскакивайте в двеpь тpанспоpта, котоpая вот-вот закpоется. Вас может прищемить дверьми, а в худшем случае – пpотащит несколько метpов в опасной близости от колеса.

• Не пинайте ногами на улице бесхозные пpедметы: они могут оказаться тяжелее, чем вы думаете.

• Если вы носите сумку чеpез плечо, помещайте ее не сзади, а сбоку или даже спеpеди. Пеpебpасывайте лямку чеpез голову. Один из распространенных пpиемов гpабежа – сpывание сумки пpоезжающим мотоциклистом.

• Деньги и документы лучше деpжать во внутpенних каpманах и поглубже. Самый уязвимый карман – задний на брюках. Воры называют его “чужой карман”. Пуговицы, “молнии” или кнопки лучше иметь на всех наpужных и внутpенних каpманах.

• Не носите доpогие вещи, например сотовый телефон, открыто.

• Чтобы избежать уличных опасностей, не ходите по улице с наушниками, то есть не слушайте попутно магнитофон или радио: можно не услышать приближающийся автомобиль, подкрадывающегося сзади негодяя или чье-то предупреждение об угрозе.

• Пpи опасности сдавливания в толпе сожмите кулаки и прижмите напpяженные пpедплечья к pебpам с боков. Это пpедохpанит гpудную клетку от сминания. Если видите, что собирается толпа, лучше смените свое местонахождение.

Учитель может включить в список и другие правила, важные для него и школьников.

На родительском собрании

Определившись с предварительными представлениями детей и родителей, классный руководитель задает на собрании новый вопрос:

– Как вы думаете, от чего зависит безопасность ребенка на улице?

Затем внимательно выслушивает предположения родителей и спрашивает:

– Можем ли мы разделить все названные причины на две группы: объективные и субъективные?

Для дальнейшего обсуждения он предлагает родителям следующую информацию.

Объективные причины, внешние по отношению к ребенку (наличие светофора, состояние люков и т.д.), при известной настойчивости удается изменить, но не сразу, и все равно невозможно контролировать их полностью. Чем старше и активнее становится ребенок, тем меньше взрослые могут его оберегать. Некоторые родители, особенно тревожные бабушки, стараются постоянно и везде сопровождать ребенка. Но подобное поведение, давая сиюминутную тактическую выгоду, очень невыгодно стратегически. Дети все равно рано или поздно выйдут из-под опеки, но не будут иметь необходимых навыков, которых не сумели приобрести в свое время. Да и уважение товарищей могут потерять.

Группа субъективных причин напрямую связана с личностью конкретного ребенка, с тем, насколько хорошо он умеет видеть и понимать возможные опасности и избегать их. Грамотно обученный правилам безопасности школьник сохранит эти навыки на всю жизнь.

Для активизации нового этапа обсуждения педагог обращается к родителям с вопросом:

– Скажите, пожалуйста, как вы обучаете вашего ребенка безопасному поведению?

Из ответов родителей обычно следует, что они предупреждают детей о возможных опасностях, рассказывают страшные истории о том, какие несчастья случаются с непослушными подростками, и учат, как следует себя вести, а также строго-настрого запрещают совершать какие-то опасные действия.

Классный руководитель записывает называемые во фронтальной беседе приемы и методы, которые используют родители, на доске.

– Запретив что-то ребенку, насколько вы уверены, что в ваше отсутствие он выполнит ваш наказ?

Всегда находятся честные и объективные родители, которые признают, что они сомневаются, что в их отсутствие дети ведут себя должным образом.

– Так что же нам делать? Как же добиться безопасного поведения и соблюдения правил нашими детьми? Давайте совместно попробуем решить эту проблему.

Дальше родители разбиваются на группы, каждая из которых получает задание. Оно является для всех групп общим.

Задание для групп: оценить приведенные методы воспитания по их эффективности.

Во время обсуждения выясняется, что большинство детей воспринимает объяснения как нотации, отторгают их и даже хорошо зная, как следует поступать, делают по-своему, положившись на авось. Важно объяснить родителям, что такова психология ребенка: он не верит, что с ним может случиться что-то плохое, а здоровье не является для него такой же безусловной ценностью, как для взрослых.

С другой стороны, для чувствительных и впечатлительных детей пугающие истории могут стать источником кошмаров и страхов, способных нарушить нормальную адаптацию ребенка к внешнему миру, сделав его чрезмерно боязливым и зависимым, тревожным и невротичным.

После того как родители убедятся, что объяснительные методы, внушение, запреты далеко не всегда приносят желаемый эффект, учитель предлагает им подумать, какие же методы воздействия наиболее эффективны. В ходе обсуждения, скорее всего, участники собрания придут к мысли, что лучшее решение – опираться на личную активность ребенка, на его желание и способность исследовать окружающий мир. Продолжая работу в группах, родители ищут активные способы обучения детей.

В дальнейшем обсуждении родители с помощью учителя приходят к выводу, что объяснения должны быть наглядными. Например, можно пройти с ребенком путь до школы, показать ему все опасные места и продемонстрировать, как нужно себя вести. Возможный вариант задач, которые стоит решить вместе со школьником, – выбрать наиболее безопасный путь через дорогу, обойти подозрительный люк, пройти подальше от свисающих с крыши сосулек, остановиться и осмотреться перед опасной подворотней и т.д. Родителям необходимо тренировать навыки безопасного поведения вместе с ребенком до уровня условного рефлекса.

Еще более эффективным способом будет попросить детей самостоятельно прокомментировать опасности дороги и способы их избегания. Если дать ребенку возможность найти решение самому, он будет горд и благодарен взрослому за доверие и уже не забудет решение, которое нашел сам под ободряющим взглядом отца.

Невозможно дать инструкции на все случаи жизни, а навыки критического мышления пригодятся потом в течение всей жизни.

В конце этого этапа занятия классный руководитель может познакомить родителей с результатами работы детских групп, продемонстрировав составленные учениками памятки безопасного поведения.

Применение навыка на практике

На классном часе

На завершающем этапе занятия учитель предлагает детям еще раз вернуться к общему списку и выделить в нем те опасности, которые встречаются наиболее часто и могут привести к тяжелым последствиям для здоровья. Несомненно, что это ситуации, связанные с автомобильным транспортом. Важно не только перечислить потенциальные опасности, но и заранее продумать, как их избежать.

Для новой совместной работы детям лучше образовать новые группы. В одну группу надо объединиться ребятам, которые идут в школу одной дорогой.

Задания для групп:

• составить схему своего пути от дома до школы;

• отметить на этой схеме самые опасные участки;

• описать источники опасности и способы ее избегания;

• выделить красным цветом наиболее опасные участки пути;

• отметить красными восклицательными знаками источники повышенной опасности;

• определить, насколько безопасен обычный путь до школы; можно ли выбрать более безопасную дорогу.

Схемы микрорайона лучше заранее найти в Интернете и распечатать, так что детям останется только нарисовать возможные пути следования и оценить уровень их опасности.

Завершив работу, группы рассказывают, какие опасности встречаются им на пути и как ребята намерены их избегать. Готовые схемы с условными обозначениями подписываются членами группы и помещаются на лист ватмана. Получившаяся газета вывешивается в классе или другом доступном детям месте.

На родительском собрании

Учитель предлагает родителям применить на практике знания, полученные в ходе собрания. Для этого взрослым надо проделать работу, аналогичную той, которой занимались их дети на классном часе.

Предварительно родители образуют новые группы, объединяясь по принципу близости места жительства. Те взрослые, чьи дети ходят в школу одной и той же (или похожей) дорогой, попадают в общую группу.

Задания для групп:

• схематично нарисовать дорогу к дому;

• отметить на этой дороге все опасные участки;

• описать опасности и способы, позволяющие их избежать.

Те, кому задание покажется слишком легким, а дорога – короткой, могут разработать несколько вариантов безопасного пути.

После того как работа закончена, родители знакомятся с результатами деятельности детей. Это помогает им понять, все ли опасности видят подростки и знают ли, как вести себя в той или иной потенциально опасной ситуации.

Активная рефлексия

На классном часе

В качестве рефлексии можно предложить ученикам оценить уровень опасности, которому они подвергают себя по дороге от школы до дома. Для этого детям нужно определить и назвать вслух, какие из перечисленных правил они раньше нарушали.

В заключение ребята дают ответы на следующие вопросы:

– Что вы сегодня узнали нового о своей безопасности?

– Что вы узнали нового о себе?

На родительском собрании

В конце собрания родители получают еще одно задание, уже индивидуальное: им предлагается наметить для себя, как провести со своим ребенком “работу над ошибками”, используя полученные новые знания о способах эффективного обучения.

В заключение желательно, чтобы участники собрания ответили на вопросы:

– Что вы сегодня узнали нового о безопасности вашего ребенка?

– Что вы узнали нового о способах обучения безопасному поведению?

– Какие планы на будущее у вас возникли в связи с обсуждаемой темой?

TopList