Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2010

Специальный выпуск

Любовь и голуби

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Уж замуж невтерпеж

Классный час по вопросам семейного воспитания

“Какой брак лучше?” – актуальный вопрос для современных юношей и девушек. Беседа со старшеклассниками об особенностях различных видов брака и об отношениях людей, только собирающихся создать семью, скорее всего, заинтересует школьников и поможет им в развитии способности к самоопределению, если будет иметь не традиционно моралистический, а аналитический и дискуссионный характер.

Счастливый брак – это долгий разговор,
который всегда кажется слишком коротким.
Андре Моруа

 

Задачи:

• сформировать мотивацию на создание крепкой, стабильной семьи;

• создать настрой на обдумывание и планирование будущего в области семейных отношений;

• развить навыки критического мышления при анализе и оценке жизненных ситуаций;

• развить коммуникативные умения.

Оформление: в классной комнате разместить афоризмы о браке: философские, смешные, ироничные, парадоксальные; перед началом классного часа можно включить музыку на соответствующую тему, например: “Всё могут короли”, “А это свадьба…” и др.

Счастливы вместе

Логично будет начать занятие с формирования у учащихся мотивации. Для этого им можно задать несколько вопросов, на которые они, скорее всего, дадут положительный ответ. Например:

• Планируете ли вы иметь семью?

• Хотели бы вы быть счастливы в браке?

Таким образом, учитель вместе со школьниками приходит к выводу, что желание иметь крепкую семью, быть счастливыми в ней у школьников есть.


Брак – самый дорогой способ как удешевить отношения, так и обратить их в бесценные.

Леонид Сухоруков


Старшеклассникам предлагается задуматься: зачем люди создают семью? Выслушав несколько спонтанных ответов учеников, педагог разбивает класс на группы. Задача каждой группы – определить, какие функции выполняет семья в современном обществе. На выполнение задания можно отвести две–три минуты. Когда задание выполнено, представители групп называют функции семьи, а учитель записывает их на доске. Ученики могут называть разные, в том числе и не очень значимые функции, однако учителю следует воздержаться от оценочных суждений, благодарить за активность и записывать все. После того как идеи иссякнут, наступает этап обсуждения предложенных функций: вот теперь часть из них могут быть исключены школьниками или объединены в более крупные блоки. Учитель направляет обсуждение, задавая наводящие вопросы.


Брак и не рай и не ад, это просто чистилище.

Авраам Линкольн


В итоге на доске остается список примерно следующих функций семьи:

• экономическая;

• бытовая;

• эмоционально-психологическая;

• досуговая;

• сексуальная;

• рождение и воспитание детей.

Для более подробного рассмотрения всех названных функций можно распределить их по группам учащихся и предложить каждой группе за две–три минуты раскрыть свое понимание доставшейся функции.

Подводя итоги работы данного этапа занятия, педагог акцентирует внимание учеников на том, что люди создают семью по многим причинам, то есть потому, что возможность жить в семье удовлетворяет многие базовые потребности человека.

Семья по форме

Следующий вопрос, который учитель ставит перед старшеклассниками, – какие формы семьи в современном обществе им известны?

Учащиеся могут назвать самые разные формы, но следует предложить им остановиться на двух: официально зарегистрированный брак и так называемый гражданский брак.

Учитель в беседе со школьниками определяет, чем отличаются эти типы семьи, и предлагает старшеклассникам выбрать для себя одну из форм организации семьи, которая кажется им наиболее привлекательной. Ученики делятся на две группы: приверженцев официального либо гражданского браков. Обычно группы получаются примерно равные. Если же в классе окажутся ученики, которые заявят о своем нежелании вообще иметь семью, то им следует предложить создать свою группу.


Брак – это лавина, которую юноша и девушка обрушивают себе на голову, потянувшись за цветком.

Бернард Шоу


После организации групп учащимся предлагается новое задание: им предстоит подумать, какие преимущества дает их выбор (то есть та форма семьи, которая им ближе, либо отсутствие семьи как таковой).

Каждая группа получает лист ватмана и маркеры. На выполнение задания отводится пять минут. Все аргументы школьники записывают на ватмане, но только на половине листа, оставив вторую половину чистой. Закончив работу, группы вывешивают свои записи на доске, и их представители поясняют, в чем они видят преимущества выбранного пути.

Наиболее часто встречаются, например, такие аргументы.

Официально зарегистрированный брак:

• красивая, романтичная церемония;

• настрой на долгосрочные отношения;

• поддержка молодой семьи со стороны государства;

• постоянный сексуальный партнер, меньший риск венерических заболеваний;

• социально одобряемый статус семейных людей;

• защита имущественных прав со стороны государства в случае развода;

• защита прав детей.

Гражданский брак:

• на такие отношения легче решиться;

• нет ощущения сильного ограничения личной свободы;

• отсутствие финансовых расходов на свадьбу;

• легкость “развода”;

• меньшая ответственность за отношения;

• есть возможность испытать чувства, избежать возможной ошибки;

• при “разводе” нет финансовых претензий.

Отказ от образования семьи:

• полная сексуальная свобода;

• отсутствие ответственности за другого человека;

• возможность заниматься тем, чем хочешь сам, бытовая свобода;

• отсутствие необходимости под кого-то подстраиваться, искать компромиссы, налаживать отношения.


Супружество – это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново.

Бриджит Бардо


После выступления групп можно предложить желающим дополнить списки, внести свои коррективы. Когда все, кто хотел, выскажутся, участникам предлагается выполнить обратное задание: подумать о том, какие минусы имеет выбор, противоположный тому, который декларирует группа (то есть ватманы перемещаются по кругу: каждая группа ищет недостатки двух других и записывает их на чистой половине листа). На выполнение этого задания отводится пять минут.


Жениться, ничем не связывая себя, – предательство.

Мишель Монтень


Таким образом, по окончании работы на всех ватманах окажутся аргументы “за” и “против” каждой формы организации семьи. Листы вновь вывешиваются на доску, представители групп дают пояснения к своей работе. Затем всем желающим предлагается сделать дополнения, если в ходе обсуждения у них появились какие-либо идеи или новые аргументы.


Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль – это когда наоборот.

Фаина Раневская


Наиболее часто встречаются следующие аргументы:

Официально зарегистрированный брак:

• сложная, длительная процедура развода;

• необходимость делить имущество в результате развода;

• скука монотонной семейной жизни;

• другой человек может предъявлять права на твое время и деньги;

• есть семейные обязанности, которые нужно выполнять.


Счастливым называется такой брак, в котором одна половина храпит, а другая – не слышит.

Дон-Аминадо


Гражданский брак:

• мать и ребенок слабо защищены законом;

• отсутствие уважаемого социального статуса, возможно осуждение сожительства;

• в случае “развода” нужно по суду доказывать отцовство и заявлять права на алименты;

• отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в прочности отношений;

• больший риск измен.


Самое ценное в браке то, что в нем можно быть одному, не страдая от одиночества.

Джеральд Бренан


Отказ от образования семьи:

• отсутствие детей у мужчины или одинокое родительство женщины;

• по статистике одинокие чаще болеют и меньше живут (особенно мужчины);

• риск одиночества, особенно в старости, “некому воды подать”;

• больший риск венерических заболеваний.

Степень ответственности

После того как все мнения будут выслушаны, учитель продолжает вести обсуждение по принципу фронтальной беседы. Школьники по желанию в свободной форме высказывают свое мнение о различных формах построения отношений. Учитель актуализирует мышление школьников с помощью различных проблемных вопросов (в зависимости от ситуации хода беседы и взаимоотношений с классом вопросы могут носить даже несколько провокационный характер). Задавая вопросы, не нужно стремиться получать на них исчерпывающие ответы, проводить полный анализ ситуаций. Задача учителя – сделать разговор максимально многогранным, освещающим проблему с разных сторон и ракурсов.


Супруги – сиамские близнецы: неудобно, но разделение может стоить жизни.

Елена Ермолова


В качестве дополнительного задания можно попросить школьников сформулировать кредо (главную идею) обоих видов брака. Наверняка, помимо затруднений, задание вызовет и много споров.

Учащиеся обычно высказывают мнение, что молодые люди хотят попробовать, приобрести опыт семейных отношений без сопутствующей ответственности, испытать друг друга на совместимость. Мысль, к которой неплохо бы подвести старшеклассников, заключается в том, что главное в любых отношениях – это их суть, то есть та степень ответственности, с которой два человека относятся друг к другу и своему выбору.


Там, где брак без любви, будет любовь без брака.

Бенджамин Франклин


В конце занятия учитель может задать ребятам вопросы, не требующие ответов вслух. Пусть каждый подумает про себя, что нового он вынес из сегодняшнего разговора, какие выводы для себя сделал, изменилось ли его отношение к браку, его формам и его сущности.

TopList