Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2009

Специальный выпуск

Беседы и дискуссии

Елена Хиля ,
учитель истории, г. Усть-Илимск, Иркутская обл.

Каково твое мнение?

Дискуссия для учащихся 10–11-х классов

Антинаркотическая агитация сейчас явление очень распространенное, но не всегда эффективное: к тому, что звучит постоянно, – не прислушиваются. В данной статье предлагается иная форма работы по проблеме наркомании – организация дискуссии для старшеклассников, в ходе которой каждому будет дано право на свое мнение и свой выбор.

Задачи:

• сформировать у учащихся разумную позицию в отношении к наркотикам;

• развить умение школьников анализировать различные точки зрения и находить среди них правильную;

• развить умение вести дискуссию.

Предварительная подготовка: анкетирование среди учащихся с целью выявления интересующих их вопросов; оформление доски и плаката с перечислением наиболее распространенных мифов о наркотиках; приглашение детского нарколога.

Введение в дискуссию

Учитель задает ребятам вопросы по теме, по некоторым из них проводится голосование.

Учитель. Как вы считаете: наркотики – это плохо?

Школьники голосуют, результаты голосования ведущий записывает на доску. Ребята по желанию обосновывают свою точку зрения.

Учитель. Итак, из проведенного опроса видно, что большинство из вас считают, что наркотики – это плохо, что это зло. Значит ли это, что в нашей школе нет учеников, употребляющих наркотики?

Ребята высказываются.

Учитель. Возможно, у кого-то из вас есть знакомые, употребляющие различные виды наркотиков. Скажите, изменится ли ваше отношение к человеку, если вы узнаете, что он наркоман?

Школьники голосуют, результаты голосования учитель записывает на доску. Ребята по желанию обосновывают свою точку зрения.

Учитель. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство из вас не меняет отношения к человеку, узнав, что он наркоман. Но, я думаю, вы со мной согласитесь, что с самим человеком изменения происходят. Каково ваше мнение?

Ребята высказываются.

Учитель. По сюжету одного художественного кинофильма отец героини – наркобарон – узнает, что его дочь наркоманка. Он душит ее подушкой, говоря при этом: «Ты уже мертвая». Что он имеет в виду? Почему он так поступает? На ваш взгляд, правильно ли это или жестоко?

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель – комментирует.

Работа в группах

Ученики делятся учителем на две группы: первая группа готовит выступление с описанием того, чем же наркотики привлекательны для людей; вторая – выступление о вредном влиянии наркотиков.

Группам дается время на подготовку, затем они выступают. После выступления участников каждой группы ребята из другой группы могут задавать им вопросы по содержанию выступления.

Выступление провокаторов

Учитель. Существует масса провокационных мнений о том, что наркомания не такое уж опасное явление. Послушайте некоторые из них и выскажите свое.

Заранее подготовленные школьники выразительно читают высказывания о безвредности наркотиков.

Пример провокационных высказываний:

• Травка не опасна, в любое время ее можно бросить. Она не вызывает привыкания, от нее не возникает зависимости. Она поднимает настроение, человек становится уверенным в себе, увеличивается работоспособность. Многие творческие люди создавали шедевры под влиянием наркотиков: писатель Булгаков, художник Ван Гог. Есть мнение, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголем тоже были написаны в состоянии наркотического опьянения. И современные музыканты создают классные песни и не скрывают, что употребляли наркотики. К тому же сейчас столько клиник, которые вылечивают любых наркоманов, стоит только захотеть! Наркоманы погибают от передозировок? Так знай меру и живи долго!

• В наше время, полное проблем для молодежи, наркотики – средство для снятия стресса. После приема наркотика в компании ты интересный собеседник, ты чувствуешь себя нужным, уходит неуверенность. А состояние кайфа – удовольствие, недаром же наркоманы за него жизнь готовы положить! Если есть деньги – можно подлечиться. А те, кто вводит себе дозу больше нормы, – просто слабые люди. Имея волю, можно принимать наркотики почти без опасения. Просто надо знать свою норму, держать себя в руках, не принимать тяжелых наркотиков: героина, кокаина и других.

Среди участников проводится дискуссия по услышанным высказываниям.

Мифы о наркотиках

Список мифов о наркотиках заранее подготовлен на доске или оформлен в виде плаката. Учитель зачитывает их или просит зачитать кого-то из учеников. Затем слово предоставляется врачу-наркологу, развенчивающему эти мифы.

Мифы:

• Травка не опасна, не вызывает последствий и привыкания.

• Наркомана можно вылечить, сейчас много лекарств и клиник.

• Гениальные идеи приходят под влиянием наркотиков.

• Наркотики увеличивают работоспособность.

• Если человек хороший, он таким и останется, даже если станет наркоманом.

• Если человек захочет, он сам бросит наркотики.

Примерный план развенчивания мифов:

• Любой наркотик – яд, разрушающий организм.

• Наркоману требуется постоянное увеличение дозы, от употребления травки закономерен переход к тяжелым наркотикам.

• Каждый наркоман вовлекает других людей.

• Меняются человеческие качества, наркоман становится лживым, готовым в любую минуту на подлость.

• Наркоманы – потенциальные преступники, готовы убить даже близкого человека, чтобы добыть деньги на дозу.

• Бывших наркоманов не бывает, вылечить наркомана невозможно!

Хорошо, если врач приведет примеры из опыта своей работы с наркозависимыми людьми.

За или против

Учитель. Ребята, я надеюсь, что сегодняшнее занятие было интересно и полезно для вас. Было достаточно много информации, в том числе противоречивой. Я думаю, что вы как уже взрослые люди теперь сделаете свой выбор – за или против наркотиков.

TopList