Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2009

Сценарии

Родительское собрание

Марина Крылова

На новой ступени

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Переход детей из начальной школы в пятый класс – стресс не только для самих школьников, но и для их родителей. Анкетирование учителей и родителей, интересная информация об особенностях возраста учеников, полезные практические советы и совместное обсуждение сложностей данного школьного периода помогут классному руководителю подготовить мам и пап к решению уже появившихся или назревающих проблем с детьми.

 

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
Как если бы от этого зависела ваша жизнь.

Л.Кьюби

Задачи:

• познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;

• дать практические советы по адаптации ребенка к школе.

Оформление кабинета: на доске – тема собрания; на стенде – выставка рисунков детей-пятиклассников на тему: «Мои первые дни в пятом классе»; родительский комитет готовит фотовыставку: «Ура! Мы – пятиклассники»; если родители класса снимали первый школьный день пятиклассников и есть техническая возможность, то можно показать, что из этого получилось.

Подготовительная работа

Готовясь к проведению первого родительского собрания в пятом классе, учитель спустя месяц-два после начала учебного года проводит анкетирование учителей-предметников, работающих в пятом классе, а также предварительное анкетирование родителей.

Анкета для учителей

• Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?

• Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?

• Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами?

• Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?

• Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие уроки.)

Анкета для родителей

Уважаемые (имя и отчество родителей)!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца.

• Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

• Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

• По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднения?

• С чем это, по вашему мнению, связано?

• Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

• Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Введение в тему

Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, появившихся за этот период обучения.

Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Классный руководитель предлагает мамам и папам представить, что они достают со дна воображаемой корзины то основное чувство, которое их переполняет более всего, когда ребенок находится в школе. Родители по очереди называют свои чувства. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

Материалы к родительскому собранию

О новом этапе

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Возможные причины недостаточной адаптации в 5-м классе

• разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;

• большой поток информации, незнакомые термины, слова;

• чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны классного руководителя.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый период их школьной жизни.

Физиологические проблемы пятиклассников

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

• изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой;

• увеличение физической и умственной нагрузки;

быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Психологические проблемы пятиклассников

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.

Правила самостоятельной жизни

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить его к взрослой жизни.

Родители могут поместить свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Правила

• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

• Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

• Играй честно, не подводи своих товарищей.

• Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

• Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

• Из-за отметок не плачь, будь гордым.

• С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

• Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

• Старайся быть аккуратным.

• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

• Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.

Заключение

В конце родительского собрания классный руководитель анализирует результативность учебной деятельности учащихся на основе материалов анкетирования учителей, а также раздает родителям памятки от каждого учителя, работающего в классе.

TopList