Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

Идеи

Cамоопределение

Борис Куприянов ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома

В поисках своего «Я»

Типология работы классных руководителей

Наверное, человечество все время стремится к классификации всего, что попадается ему на глаза. А нам, педагогам-исследователям, попался классный руководитель. Ну как не поддаться искушению и не попробовать проклассифицировать его?

 

Перелистав известные тома
В.Беляков

Есть такая очень хорошая книга «Последний звонок». Нет, это не тюремный роман («Чисто, от звонка до звонка»), это книга замечательного костромского методиста Сергея Афанасьева, автора и соавтора «Что делать с детьми в загородном лагере?», «Триста творческих конкурсов» и т.д. Он предлагает организатору школьного торжества поразмышлять на тему о способах проведения мероприятий и о роли педагога, их организующего. С.Афанасьев называет такие роли, как «Славный король», «Лукавый канцлер», «Капризная принцесса». Они зависят скорее от особенностей самой личности организатора, хотя обусловленность конкретными обстоятельствами тоже существует (по признанию автора). Меня так вдохновила афанасьевская типология, что я думал о ней, думал и сопоставил с другой, даже более известной схемой психоаналитика и создателя трансактного анализа Эрика Бёрна о трех состояниях человека: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый»:

…в каждом человеке можно обнаружить три типа состояний Я. Первая группа ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В дальнейшем мы будем продолжать называть этот тип состояний «Родитель» В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. … Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека в качестве Родительского воздействия, выполняя функции совести.

Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта. Это состояние Я, как и раньше, назовем «Взрослый». Его можно сравнить с функционированием компьютера.

Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Это состояние Я называется «Ребенок». Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух–пяти лет.

Итак, прочитав американского классика, я подумал, а что если замахнуться на Вильяма нашего… Шекспира. Мне показалось важным в плане понимания взаимодействия (трансакции по Э.Бёрну) не только то, как человек себя ощущает, но и то, как он видит (представляет) Другого – партнера по общению. И здесь становится не очень принципиально, кто этот другой – учащийся из вверенного класса, родитель школьника, коллега педагог, директор (завуч) и т.д.

Получилась картинка, на которой в голове у Педагога есть образ Я и образ Другого. Если предположить, что варианты Я и Другой и есть «Ребенок», «Взрослый» и «Родитель», получаем матрицу из девяти типов взаимодействия классного руководителя.

Матрица типов общения классного руководителя

ДРУГОЙ

Ребенок Взрослый Родитель
Я Ребенок 1 4 7
Взрослый 2 5 8
Родитель 3 6 9

Итак, приступим к кратким описаниям. Оговоримся только, что тип общения может быть временным и кратковременным, а может быть доминирующим.

Первый тип общения – «Любимый атаман» (здесь и далее использованы термины С.П. Афанасьева). Этот классный руководитель сам по себе не чужд детскости, проявлений спонтанности и креативности и заражает этой своей энергетикой своих воспитанников. Атаман – настоящий ребячий лидер, его слушают, и школьники готовы с ним обсуждать свои тайны, «он свой – наш»! Атаман часто покупается на ту или иную затею своих воспитанников, он четко ощущает коллективную энергетику и интеллект. В то же время этому педагогу часто не хватает сил на ведение документации, выполнение различного рода официальных и ритуальных действий. Атаман не всегда хорошо анализирует, что происходит с ним и с детьми. Он сам ребенок (состояние «Ребенок» по Э.Бёрну) и видит перед собой таких же детей, как он сам. Поэтому Любимый Атаман зачастую искренен, хотя он быстро психологически выдыхается и эмоционально устает. В арсенале воспитателя-Атамана – разносы и покаяния.

Второй тип – «Лукавый канцлер». Это чисто манипулятивный тип взаимодействия, абсолютно неискренний. С точки зрения трансактного анализа, такой классный руководитель, хотя сам себе и не признается, считает, что нужно воспитывать – делать дело, а инструменты этого дела – школьники, родители и коллеги (может, даже администрация), их всех нужно убедить в тех или иных мыслях, организовать и умело вести, снимая напряжения и конфликты. С другой стороны, педагогическая парадигма манипуляции не должна быть страшилкой – чучелом масленичной педагогики, которое надо постоянно и публично сжигать, предавая анафеме. Нет, манипуляция в некоторых ситуациях неизбежна, весь вопрос – в ответственности педагога за средство и последствия. У Канцлера работа налажена, все что-то делают, он сам весь в паутине отношений, которую прядет организуя, убеждая, воспитывая. В арсенале Канцлера – интриги (скрытые действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой-либо цели).

Третий тип – «Мать-и-Мачеха». В рамках этого типа взаимодействия классный руководитель может переходить от ипостаси заботливой матери к сварливой мачехе («Баба-яга» у С.П. Афанасьева), а может достаточно долго осуществлять одну крайность. Этот педагог – «Родитель» постоянно учит партнера по взаимодействию – «Ребенка» (доброжелательно или зло, назидательно критикует), его взаимодействие, как правило, неконструктивно, он может и пожалеть, при этом свою материнскую сущность классные руководители – часто ими являются женщины – прекрасно осознают: «Я с тобой как мать сейчас говорю…» Такие педагоги нередко выглядят со стороны этакими клушами, однако для школьников с семейными проблемами могут оказаться весьма и весьма необходимыми. Главная опасность этого типа в том, что педагог убежден в исключительности собственных представлений о правильности и неправильности поступков, действий, суждений. Такая стилистика вообще характерна для классных руководителей – может, поэтому классные часы все больше и больше становятся похожими на нравственные проповеди. Однако проповедовать школьных учителей никто не учил, и их выступления перед классами оказываются совершенно бесполезными. Кроме того, Мать-и-Мачеха находится в постоянном ожидании того, что школьник (родитель или коллега) оступится и нужно будет его жалеть и/или ругать.

Четвертый трансактный тип – «Послушный (непослушный) малыш»еще менее продуктивен. Такой классный руководитель, проявляя себя как «Ребенок», подчиняется обстоятельствам и может время от времени взбрыкивать, устраивать истерики, внутри себя прекрасно понимая, что его окружают «Взрослые», которые решат все проблемы, а он, «Ребенок», может позволить себе вредничать, провоцировать окружающих. Такой классный руководитель имеет какие-то свои «игрушки», какое-то сильное увлечение, субъективно более важное, чем выполнение обязанностей по воспитанию учащихся вверенного класса. Этим увлечением может быть и преподаваемый предмет, «играя в свои игрушки» такой персонаж, забывает о необходимости решать такие важные вопросы, как организация питания в школьной столовой, дежурство и т.п. Малыш часто негодует из-за необходимости выполнять те или иные обязанности по работе с классом. Малыш может слушаться администрацию, испытывать растерянность в ситуациях, когда, например, мнение завуча расходится с мнением родительского комитета. Иметь дело с таким классным руководителем – сплошная беда.

Самый продуктивный тип взаимодействия – «Славный король». Король славен тем, что он принимает мудрые решения (как «Взрослый»), а с другой стороны, видит перед собой таких же «Взрослых», которых не надо убеждать, после того как решение принято. Этот тип характеризуется собственной ответственностью и ожиданием ответственности от других, отсюда и «славность» Короля. Взвешенность и серьезность позиции такого педагога формируют непререкаемый авторитет и уважение среди школьников, их родителей, коллег и администрации. Трудность для учителей, реализующих этот тип, – неготовность играть в игры с окружающими. И если рядом окажется любитель манипуляций, Славному королю придется непросто. В арсенале Славного короля – диалог, распределение обязанностей, делегирование полномочий, готовность к помощи окружающим.

Шестой тип вновь неконструктивен, можно сказать, что «Поучающий формалист» живет по таким правилам: «Прокукарекал, а там хоть не рассветай!», «Я вам скажу, что думаю, а вы сами большие, решайте, делайте!». Представляя себя как знающего правильные ответы на все жизненные вопросы (Состояние «Родитель» по Э.Бёрну), Формалист убежден, что его игнорируют, недооценивают. Такие педагоги склонны к тотальной критике, пессимизму, но на самом деле они знают, что окружающие «Взрослые» сделают все как надо, они даже, скорее всего, и не послушают те правильные вещи, которые формалист им излагает. Поучительный тон при явном равнодушии отталкивает от такого классного руководителя и детей, и родителей. Формалисты часто нытики и локально конфликтны, но при этом далеко не заходят. В арсенале Поучающих формалистов – нравоучения и советы с тайной или явной надеждой на то, что ими не воспользуются.

Седьмой тип С.П. Афанасьев назвал «Капризная принцесса». Попытаюсь проиллюстрировать этот вариант историей из собственной практики. Когда я работал во Всероссийском детском центре «Орленок» (Краснодарский край), в первый же день нашего знакомства с ребятами, приехавшими на смену, моя напарница отправилась на экскурсию. Погуляв по большой территории лагеря, она предложила присесть у моря на песок, однако дети оказались не готовы к этому. Она села, а мальчишки и девчонки столпились вокруг нее и смотрят. Саша (так звали напарницу) вскочила, выкрикнула что-то и побежала плакать. Ребята в полном недоумении проводили ее взглядом, потом нашлись девчонки, которые побежали утешать вожатую. Они ее еще плохо знали и не были готовы вести себя как «Родители» по отношению к «Ребенку». Тем более что этот «Ребенок» еще не стал их родным. А мало ли какие чужие дети бьются в истерике. Взаимодействие типа «Капризная принцесса» может использоваться классным руководителем, но чрезвычайно редко, в том случае, когда, «обидевшись на детей», он может решить конкретную педагогическую задачу. В арсенале Капризной принцессы – собственно капризы и истерики (громкие рыдания с криками, воплями и слезами).

Восьмой тип – «Одинокий герой» встречается очень часто. В этом случае классный руководитель, осознавая всю ответственность за происходящее в классе, видит рядом с собой только морализирующих коллег, родителей и не видит реальных союзников, а поэтому все делает сам и один без всякого ансамбля. В его арсенале – минимум взаимодействия. Герой, не доверяя окружающим, быстро выдыхается, часто искренне недоумевает, почему ему попались такие неактивные дети, родители, коллеги. Обижаясь на всех за то, что ему приходится в одиночестве совершать подвиг, такой классный руководитель не видит путей привлечения к работе партнеров.

И наконец последний, девятый, тип, также абсолютно непродуктивный – «Приподъездная бабушка». Такой классный руководитель не склонен ничего делать, он только всех обсуждает и ожидает от других такого же поведения – обмена мнениями по поводу окружающих и главным образом о том, насколько они соответствуют нравственным правилам поведения. Представляется картина, когда у подъезда сидят две-три старушки и обсуждают каждого, кто входит в подъезд или выходит из него. Никакой ответственности за входящих и выходящих бабушки не несут, они лишь хвалят или осуждают, причем за глаза. В арсенале Бабушки – заочное осуждение и похвала, безответственные и бесполезные для окружающих. Печальный побочный эффект от такой трансакции – сплетни и слухи (известия о ком-либо, чём-либо, основанные на неточных сведениях или измышлениях) о школьниках, родителях и коллегах.

Итак, перед нами девять типов взаимодействия. Прочитав о них, где-то мы увидели себя, где-то – наших коллег, посмеялись, ужаснулись и что? Будем надеяться, что представленные шаржи позволят нам быть более профессиональными и хорошо понимать то, как мы взаимодействуем с учащимися, их родителями и своими коллегами на самом деле.

TopList