Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2008

Специальный выпуск

Материалы. Внеклассное мероприятие

Предлагаемые в этой статье две арт-терапевтические техники на тему «Подарки» открывают для каждого участника высшие человеческие ценности, обладают огромным воспитательным и развивающим потенциалом, пробуждают креативность и фантазию, способствуют повышению групповой сплоченности. Подходят для работы с группой школьников любого возраста и взрослых (могут использоваться в детско-родительских группах).

Людмила Лебедева ,
д.п.н., г. Москва

Подарок как метафора

Арт-терапевтические занятия в школе

Бесценный дар

Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. А еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

– Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Игрушки прекрасны, но играть с ними невозможно. Они ломаются, и дети плачут.

– Пройдет совсем немного лет, – улыбнулся старец, – и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их бережному обращению со столь бесценным даром?!

Мудрость этой притчи напоминает о том, что добро не стоит искать посредством принуждения.

Проблемы понимания и взаимопонимания важны в любом возрасте. И немалое значение в этом имеет культура «дарения» во всех смыслах слова. Не секрет, что дети чаще ждут материальных подарков, а люди преклонного возраста ценят как подарок заботу, внимание, преданность близких.

Такая эволюция отношения к подаркам во многом определяется духовно-нравственными ценностями, жизненным опытом, а также, несомненно, широтой потребностей и интересов человека и многими другими причинами. Педагоги и родители нередко рассматривают отношение ребенка к подарку как индикатор воспитанности/невоспитанности через призму таких категорий, как умение быть благодарным, благородство, душевная щедрость, а также безразличие, равнодушие, дерзость, жадность, меркантилизм, манипулирование…

Вместе с тем нежелательные, с точки зрения взрослых, спонтанные (как правило, аутентичные) реакции дошкольников, которым трудно скрыть разочарование при несовпадении ожиданий и реальности, становятся неприемлемыми в поведении подростков и молодежи.

Поэтому в воспитательный процесс в каждом возрастном периоде необходимо включать разнообразные мероприятия, направленные на формирование нравственных установок школьников, позитивного опыта дарить и принимать подарки с благодарностью за внимание, проявленное дарителем.

В арт-терапевтической практике широко применяются тематические занятия (сессии), в которых подарок – это метафора, символ. Участники имеют уникальную возможность подарить друг другу, всему классу, педагогу и самому себе подарки-смыслы – самое дорогое: взаимопонимание, здоровье, счастье, дружбу, любовь.

По существу, это духовные экзистенции, имеющие для индивида и человечества глубинный жизненный смысл (К.Ясперс); универсальные экзистенциальные факторы, как свобода и ответственность, вина, борьба, время, смысл и бессмысленность, единство бытия дающего человека и принимающего (В.Франкл, М.Хайдеггер).

Занятие 1
«Мой главный подарок»

Оборудование и материалы

Занятие проводится в просторном классе, где столы расположены по кругу. Число участников – 12–16 человек.

Для работы каждому участнику потребуется: 1–2 альбомных листа формата А3, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, коробка цветного пластилина. Пригодятся бумажные и влажные салфетки.

Инструкция: нарисуйте самый яркий «подарок» в вашей жизни.

Когда работа будет завершена, создайте образ этого подарка из пластилина. Придумайте название композиции, расскажите историю этого подарка.

Методические рекомендации

До начала творческой работы желательно провести с ребятами беседу на тему «Подарок», предложить ответить на вопрос: Что именно для тебя означает слово «подарок»? Рассказать о многообразии смыслов в контексте данного понятия: «подарок судьбы», «рождение как подарок», «жизнь как подарок» и др.

Можно предложить ребятам закрыть глаза и, вслушиваясь в звуки негромко звучащей лирической мелодии, вспомнить подарки, которые они получали и дарили, а также эмоциональную окраску сопутствующих этому ситуаций. Выбрать из калейдоскопа воспоминаний самое яркое и изобразить его на листе бумаги любыми материалами и средствами. Вместо узнаваемого изображения объектов можно рисовать настроение. В арт-терапевтических занятиях нет ограничений, связанных со способами самовыражения, не принимается во внимание эстетическая ценность продукта творчества, за него не ставится оценка! Главное – побуждать участников к открытому и спонтанному выражению своих эмоций, чувств, переживаний.

Известный философ и психолог М.К. Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «… ими являются произведения искусства в наших душах, произведения искусного труда… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».

После того, как каждый завершил работу, всем предлагается пересесть на стулья, стоящие по кругу, и расположить свои композиции (живописную картину и образ подарка из пластилина) внутри круга таким образом, чтобы все участники могли рассмотреть работу.

Далее участники по очереди рассказывают «историю подарка». Обычно этот этап занятия сопровождается сильными эмоциями, школьники испытывают подлинные чувства благодарности и говорят об этом.

На заключительном этапе занятия пластилиновые образы подарков можно дарить друг другу с добрыми пожеланиями. В группе возникает ситуация присоединения к позитивным состояниям друг друга (иррадиация эмоций, «эмоциональное заражение»), желание поделиться позитивным опытом, эмоционально приподнятое настроение.

Комментарии

Известно, что обращения к ярким позитивным воспоминаниям детства ресурсны для людей любого возраста. Такого рода занятия настраивают на позитивное восприятие даже в минуты трудных жизненных ситуаций. К примеру, взрослая женщина – педагог, переживая кризис семейных отношений, при выполнении этой работы нарисовала торт и цветы, которые были подарены ей близкими в день рождения, когда, по ее словам, «в доме еще жила любовь».

Теплые чувства, вновь пережитые благодаря арт-терапевтической технике «Подарок в моей жизни», побуждают по-новому посмотреть на проблемы, изменить отношение к происходящему, а впоследствии – улучшить сложившуюся ситуацию.

Духовность не объективируема, говорят философы, она привносит свой особый тон и настрой, свою особую мелодию в человеческую жизнь.

Занятие 2
«Подарки по кругу»

(публикуется по материалам книги Л.Д. Лебедевой «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». – СПб.: Речь, 2003, 2007. – 256 с.)

Общие замечания. Приоритетные цели

Данное занятие может использоваться как в контексте арт-терапии, так и с целями нравственного воспитания, развития фантазии и творческого потенциала школьников. Творчество, общение, межличностное взаимодействие, благоприятный эмоциональный фон создают условия для реализации потребности человека в поддержке, признании, принятии, способствуют самовыражению и личностному росту.

Арт-терапевтические занятия дают хорошие результаты для коррекции взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Число участников – 12–16 человек.

Материалы

Один большой лист ватмана или картона, листы картона формата А3 (по одному для каждого участника), краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный и поделочный материалы (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки, проволока, ткань и т.п.), клей, скотч, пластилин, нитки.

Художественные материалы на данном занятии – средства для коммуникации, игры образами, символической экспрессии, импровизации, театрализации.

 

Этапы занятия

(Инструкции для участников выделены курсивом).

1. Создание настроения

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу. Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу.

Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-либо из присутствующих, самому себе, всей группе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием, придать ему художественный образ. Дарить можно на время или насовсем, по желанию.

Далее участники (по кругу) комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана до окончания этого этапа.

Создайте из подарков-символов на большом листе ватмана (или картона) композицию, придумайте ей название, расскажите сюжет. Работать могут желающие или одновременно все участники.

Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции. Как реагируют те участники, чьи подарки отвергнуты.

Это задание может выполняться несколько раз, до тех пор, пока будут желающие придать выразительность или что-либо изменить в коллективной композиции.

2. Индивидуальная работа

Займите места за столами для индивидуальной работы. На листе плотной бумаги (картоне) сделайте собственную композицию из природного материала, придумайте сюжет и название. Наряду с природным материалом используйте другие предметы, краски, пластилин, клей, все, что необходимо для создания задуманной композиции.

Если в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков. А для индивидуальной работы используют новые материалы.

3. Вербализация и рефлексивный анализ

Участникам предлагается расположить работы на полу внутри круга, занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции, сообщает название, сюжет. Необходимо описать чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе главная задача учителя – поддерживать в группе заинтересованность и проявления эмпатии. После того, как названы темы созданных композиций и рассказаны истории, участникам предлагается объединиться в малые группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль.

При этом легче устанавливается внутригрупповая эмпатия и складывается межличностная коммуникация.

4. Заключительный этап

Участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями. Происходит своеобразное положительное программирование, эмоциональная поддержка, «психологическое поглаживание» («У тебя обязательно получится». «Ты непременно найдешь достойный выход из ситуации». «Какая умница!»).

Важно, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. В этом случае педагог может попросить их для себя или организовать выставку.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Все происходящее в процессе работы – ценный нравственный опыт для участников и способ в нестандартной воспитательной ситуации увидеть уникальность и индивидуальность каждого ученика для педагога.

К примеру, в опыте моей работы встречались такие «подарки-символы» и «подарки-метафоры», как:

– шишка сосны со словами: «Дарю всем участникам занятия. Пусть это будет символ последней набитой в жизни шишки»;

– крупинки сахара как символ кристальной чистоты отношений;

– кленовый лист для одного из участников арт-терапевтической группы. Подарок сопровождался поэтической строкой: «Я – желтый лист в тебя влюбленный. Я – желтый лист, а ты – зеленый»;

– капелька воды на листе бумаги – символ радости, в дар всем присутствующим;

– блестящая страза как образ звезды – стремление к достижению цели.

Дети обычно «дарят» символическую дружбу, успешную учебу, наделяют предметы различными «волшебными» свойствами.

Бывает, что ребенку трудно расстаться с потенциальными «дарами» (цветными стеклышками, ракушками и т.п.), поэтому он делает подарок самому себе. Нельзя упрекать человека в жадности, если тот не хочет отдать что-либо в общее пользование. Тем более что к концу занятия такие дети (и взрослые), «заражаясь» общей альтруистической атмосферой, с удовольствием предлагают использовать их «сокровища» в создании композиций. А это уже поступок.

Данная техника в более яркой форме позволяет раскрыть глубинные эмоции, проявляет необычные, удивительные ассоциации.

Капелька воды – символ детской слезы, шишка – символ судьбы, прозрачное стеклышко – символ правды и матовое как символ лжи, разноцветные листья – годы, раковина улитки – тайна, кристаллы соли – покаяние, парашютики одуванчика – детство, плотный колос пшеницы – верность, корни травинки – дружба, морские камешки – терпение.

Композиции

Ассоциативное мышление, фантазия, творческие способности человека ярко проявляются в его композициях. Вот некоторые примеры таких композиций.

«Желания»

Человек терпеливо смотрит в ночное небо. Он ждет, когда наконец упадет звезда, чтобы загадать сокровенное желание. Как радуется счастливец, когда увидит долгожданный молниеносный отблеск! И вряд ли в этот момент думает, что цена его надежды – смерть упавшей звезды. Может быть, поэтому и не сбывается задуманное? Может, надо найти тлеющую звездочку, отогреть и только потом просить о помощи?

Композиция была выполнена из скорлупы кокосового ореха и символизировала гнездо гордого белого орла. Родительский дом навсегда покинули окрепшие птенцы, но он не опустел. Именно там нашли приют упавшие звезды. Студентка подарила всем присутствующим по одной «звездочке» (сухому цветку календулы) «на добрые дела» как символ желаний, которым предстоит сбыться.

«Что было? Что есть? Что будет?»

В этой композиции прошлое – в виде старых сухих растений. Настоящее – река с соснами на берегу. Будущее – зерна кукурузы на желтом фоне как знак надежды.

«Судьба» – торговец веерами посылает ветры добрые и злые. Сколько тех других будет в жизни?

«Дар» – дорога, в конце которой чаша для подношений, а дальше – рог изобилия. Основная идея композиции: отдать, прежде чем получить.

В данной технике особенно ярко проявляются духовно-нравственные ценности и смыслы человека.

На арт-терапевтическом занятии важно создавать ситуации успеха, формировать положительное отношение участников занятия к результатам деятельности и друг к другу. Известно, что воспитание и поведение человека проще и эффективнее регулировать поощрениями, а не наказаниями. «Черти не мелом, а любовью», – мудро подметил В. Хлебников.

TopList