Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2008

Специальный выпуск

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Подарковедение для взрослых и детей

О самых дорогих недорогих подарках

Глазами ученицы

Один из самых интересных классных часов в моей ученической жизни посвящался подаркам. Классная руководительница зашла в класс и прочитала отрывок из фантастического рассказа Никиты Разговорова «Четыре четырки». А потом мы говорили о подарках. Дело было в начале февраля, а через месяц наши мальчики поздравили нас с 8 Марта так, что завидовала вся школа: они пригласили нас в актовый зал и спели песню, которую разучили для нас – девочек 10-го «А». Одной из приглашенных «девочек» была, естественно, и наша любимая классная руководительница. Вот отрывок, с которого начались наши размышления о подарках:

«…В эту ночь доктор Бер засиделся в своей лаборатории гораздо дольше обычного. Его мучила проблема, над которой раз в год приходилось ломать голову каждому женатому жителю Марса. Завтра день рождения его жены, а он еще так и не решил, какой преподнести ей подарок. В прошлом году он подарил ей готовальню. И жена осталась очень довольна. Разумеется, это была не обыкновенная готовальня. Каждый инструмент в ней доктор сам покрыл никелем, полученным буквально из всех уголков галактики. Задумав сделать этот подарок, доктор долгое время, исследуя метеориты, тщательно собирал и сортировал никель. Он завел целую коллекцию банок, на каждой из которых была соответствующая этикетка: «Никель из метеорита № 67, район планеты Оро», «Никель из созвездия Диф», «Никель из туманности Асиниды». Всего у доктора накопилось двадцать два различных никеля. Конечно, все они ничем не отличались друг от друга, никаким физическим или химическим анализом нельзя было бы отличить их от обыкновенного марсианского никеля, но, что ни говорите, приятнее держать рейсфедер или циркуль, если знаешь, что покрывающий его металл проделал изрядный путь в космосе, прежде чем попал к тебе в руки. Можно было бы на этот раз подарить жене алюминиевый транспортир, сделав его из металла, добытого из огромного метеорита, который чуть было не позволил доктору побить рекорд академика Ара. Такого алюминия у доктора оказалось 80 килограммов, а потребовалось всего лишь три грамма для того, чтобы установить его абсолютное сходство с марсианским. Но доктор так часто говорил жене о том, что не знает, куда девать этот алюминиевый порошок... Нет, лучше пустить его для каких-нибудь других целей... Решительно ничего не приходит в голову. Может быть, сделать все-таки транспортир, выгравировав на нем дату поимки метеорита… Во всех своих делах и расчетах доктор неизменно обращался к помощи электронной вычислительной машины. Но здесь-то она не сможет ему помочь. Однако почему бы не посоветоваться с ней? Доктор взял обрывок перфорированной ленты и решил, что если счетчик покажет в ответе число, последняя цифра которого будет четная, то можно будет сделать транспортир, если же нечетная, то он просто подарит пойманный им недавно крошечный метеорит, на котором, если положить его под микроскоп, можно увидеть причудливый узор, чем-то напоминающий инициалы его жены. Кстати, он давно уже собирался показать ей этот камешек.

Счетная машина сработала мгновенно, но, увы, число оканчивалось нулем. Доктор с досадой посмотрел на своего электронного советчика, который так решительно предоставлял ему полагаться на самого себя.

Впрочем, доктор хорошо знал, что он все равно не послушался бы совета машины. Подарок, сделанный по чьему-либо совету, уже не подарок. Это известно каждому школьнику, выучившему первую страничку нормативной грамматики: ‘‘Все окружающее нас можно подразделить на одушевленное и неодушевленное, к одушевленному относимся мы и подарки. Подарком называется вещь, задуманная вами и сделанная вами для другого’’. Учение о подарках преподается с первого по восьмой класс и по количеству отведенных для него часов занимает третье место после математики и физики. Это очень трудный предмет, и доктору никогда не удавалось иметь по нему хорошей отметки…».

Глазами учителя

В прошлом году после традиционной встречи выпускников ребята одного выпуска пригласили нас – учителей, которые работали с ними, – в кафе. Зачем? Если честно, мы не сразу поняли: только что встречались, общались... Но они пригласили – нужно было идти, ведь это был подарок для нас.

Подарки… Да, они купили что-то, но мне не досталось: одна коллега сказала, что не придет, а сама изменила планы и радостная появилась в кафе – сюрприз! Все ей обрадовались, но довольно скоро меня отвели в сторону: «Ольга Милославовна, извините, но… Можно мы Вам подарим подарок в другой раз, мы не рассчитали». Эти слова вовсе не расстроили, порадовали: разве может быть что-то дороже настоящего доверия? Вот он – первый подарок для меня в тот день. Ради него стоило отправиться на другой конец Москвы, бросив никогда не заканчивающиеся неотложные дела.

А потом один из молодых людей куда-то вышел, вернулся немного загадочный, и нам подарили главный подарок: «Раньше вы нас собирали вместе, дарили нам добрые слова. Теперь мы будем это делать. Вот открытки, которые мы приготовили для наших учителей. Каждый из нас напишет в них то, что хочет им сказать». Ясно: они решили, что без подарка я обойдусь, а вот без открытки – нет, он ходил за открыткой для меня. Слова, написанные в тот день, согревают – открытка стоит передо мной, на письменном столе. Я перечитываю ее каждый раз, когда становится слишком трудно.

У нас была традиция: в детских тетрадях-дневниках мы писали ребятам что-то важное, главное. Мы и не думали в эти моменты их чему-то учить, просто хотелось подарить тому или другому из них какие-то личные слова. Мы поздравляли их с праздниками, а они – нас. Вместе радовались подаркам и сюрпризам…

Помню, как-то раз они организовали праздник для младших – сами, без всякого руководства, без просьбы взрослых – им так захотелось. Нам так понравилось – это был прекрасный подарок и для нас. Но во время праздника зашел кто-то из администрации и сказал, что конкурсы могли бы быть и получше, что выступления могли бы быть и пооригинальнее... Хорошо, что это было сказано нам, а не ребятам, – вряд ли после такой оценки у них осталось бы желание делать подарки-сюрпризы.

А еще мы вместе с этими ребятами любили поздравлять своих коллег – с Днем учителя, с Новым годом, с юбилеями. Поздравляли не для того, чтобы их научить поздравлять. Просто и нам хотелось сделать коллегам приятное, и ребятам – почему же не объединиться? Вместе делать подарки легче и веселее.

Однажды придумали: всем учителям в День учителя подарить по кленовому листу с индивидуальным пожеланием, раскрашенному по-осеннему, согласно личному веселому гороскопу. Долго же мы эти листья вырезали и красили! Тайком от всех, включая директора школы, – ведь это должен был быть сюрприз. Сколько раз нас «чуть не застукали»! А как трудно было выяснить точные даты рождения… Воспоминаний масса, сами понимаете. Мы справились, и в День учителя вся школа засветилась картонными кленовыми листьями и улыбками учителей и ребят. Кстати, ребята и нам подарили по особому пожеланию – это было приятным сюрпризом.

На юбилей любимой учительницы словесности мы организовали целое представление. Первый номер программы – вместе со мной: инсценировали песню, которая, на наш взгляд, очень подходила именно к этому человеку. Музыку на слова Честертона (который не только писал детективы об отце Брауне!) сочинили сами. В конце мини-спектакля мы все, изображавшие разных животных и явления природы, под слова:

Скорей сюда, огонь и гром.
И дождь, и снег, и мрак:
Сфотографируемся все
В обнимочку – вот так! –

обняли юбиляршу и сделали снимок на память.

Второй подарок ребята подготовили, никому не говоря о нем ни слова: добрую пародию на ее уроки. Им хотелось показать, как они видят этого человека. В ответ она сделала нам другой подарок, о котором мы узнали через несколько лет: записала все выступления на видео и напомнила о радости, которую ей принесли ребята-пятиклассники, на их выпускном вечере. Ах, как же светились в тот момент от счастья их глаза…

На юбилей любимого директора решили, что тут без сюрприза никак не обойтись. Ребята знали, что он приходил в школу первым, в половине восьмого, и решили его опередить. Пришли в семь утра (со мной, естественно, одним боязно было с охранником договариваться, да и не пустил бы он ребят без учителя – не положено), нам открыли кабинет директора и заперли нас снаружи. Мы надули множество шариков, которые заполнили почти все пространство небольшого уютного кабинета, и (тихо-тихо, чтобы он не догадался!) ждали его прихода. Можете представить, что было самым сложным в этом подарке? Конечно – тишина. Нам хотелось говорить в полный голос, смеяться до упаду, лопать шарики. Но нужно было сидеть и молчать, глядя на с трудом сдерживающие хохот лица друг друга. Наконец он пришел, открыл дверь, а из кабинета – разноцветные шарики и мы с поздравлением и заранее испеченным тортом. Торт, естественно, съели все вместе, дожидаясь начала уроков. Оказывается, этот момент наши ученики запомнили очень хорошо: мы забыли, а они напомнили нам эту историю на встрече в кафе.

Оказывается, подарки возвращаются… Все в нашей жизни возвращается. Всему дети учатся у нас, у взрослых – хотим мы этого или не хотим.

Взгляд со стороны

Почему в школе нет предмета «подарковедение»? Ведь от умения дарить и принимать подарки успешность каждого из нас зависит ничуть не меньше, чем от знания математики или физики. Особенно, если понимать: дарить подарки не обязательно только по праздникам; есть люди, чья жизнь – большой подарок для всех, кто их окружает. И именно эти люди не только по-настоящему успешны, но и счастливы.

Хорошо, что в школе нет предмета «подарковедение»! Потому что если бы был, обязательно появились бы неуспевающие. А значит, кто-то из наших учеников навсегда поверил бы, что не способен сделать настоящий подарок для тех, кого любит. И мог бы из-за этого навсегда отказаться дарить и принимать подарки. И стал бы не самым счастливым человеком.

Но как же быть? Учить этому или не учить? А если учить, то как? Пожалуй, подарковедению дети учатся, в первую очередь, наблюдая за взрослыми, которые их окружают.

Ребенок долго рисовал маму и подарил ей на день рождения свое произведение. А она была не в духе, рассердилась на что-то и выбросила рисунок. Чему научится ребенок?

А рисунок его друга совсем другая мама приняла совсем не так. Она бережно вставила его в рамку и повесила на стену – он получил совсем другой урок…

Всех учителей поздравляют с началом нового учебного года. Одна классная руководительница складывает все цветы в ведро (ваз-то не хватает!) и только с розами, с самыми красивыми, идет домой. А другая просит ребят помочь и вместе с ними и с цветами (приговаривая, какие они чудесные!) идет по школе и дарит по букету техничке, повару, завхозу… дарит и розы, и ромашки: все цветы дороги. Дарит, потому что хочет поделиться своей радостью, своим счастьем. Дарит не тайком, а вместе с ребятами: «Вы не против? Тогда пойдемте!».

Коллективное подарковедение

На учительских форумах можно найти обсуждение детских и родительских подарков: кому-то нравятся дорогие вещи, кто-то, напротив, именно такие подарки отказывается принимать. При этом дети обсуждают совсем другие вопросы, главный из них – «по сколько сбрасываемся?». На втором месте – как угодить учителю, чтобы купить то, что ему (ей) нужно. И еще, конечно, они говорят о том, какие подарки им хотелось бы получить, а взрослые никак, ну никак не могут именно это подарить.

Сегодня мы предлагаем начать обсуждение темы «подарки» совсем с другой стороны. Мы начинаем разговор о том, можно ли научить детей дарить и принимать подарки. О том, как это сделать. О том, какое счастье может получить дарящий от правильно и уместно сделанного подарка.

TopList