Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Материалы. Дополнительное образование

Ольга Конева ,
зам. директора по дополнительному образованию, ЦО № 1811 «Измайлово», г.Москва

Детско-взрослая академия

Дополнительное образование как система воспитания

Если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе – возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. Цель у всех педагогов одна – подготовить детей к жизни в обществе. Осуществляя ее различными средствами и в разных формах, эти виды образования, по существу, выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты.

Ценность дополнительного образования

Сегодня важно понимать, что современное дополнительное образование детей может дать школе многое. Если сказать одной фразой, то оно может улучшить качество школьного образования. Прежде всего, имеются в виду образовательные программы, которые:

– углубляют и расширяют знания по основным и факультативным предметам, формируя к ним повышенный интерес;

– стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

– реально адаптируют детей к определенным аспектам жизни в современных условиях.

Теперь о воспитательных возможностях дополнительного образования.

Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим, интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия  – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность».

Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивация («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребенку это полезно»), это, в свою очередь, способствует формированию свободной личности.

Конечно же, семья имеет очень большое влияние на ребенка в плане выбора той или иной творческой среды. Однако для родителей первоочередную ценность, как правило, представляют либо оценки их детей, если речь идет о школе, либо уровень практических навыков, получаемых в детских объединениях дополнительного образования (умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.п.).

К сожалению, менее всего взрослые ориентированы на развитие у детей собственно человеческих качеств: доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения ладить с другими. Поэтому педагогам дополнительного образования приходится порой восполнять пробелы в воспитании терпения, силы воли, повышения самооценки учащихся.

«Ярмарка дополнительного образования»

Как же помочь ребенку и родителям определиться с правильным выбором? Мы придумали мероприятие, которое называется «Ярмарка дополнительного образования». Его цель – в том, чтобы родители вместе с ребенком могли получить представление обо всем комплексе дополнительного образования, существующем в нашем Центре образования. Дело в том, что количество кружков, клубов, секций в центре велико, некоторые из них достаточно необычны по меркам школы (например, русская школа американского степа, скалолазание, дайвинг, рафтинг). Для многих родителей и детей, которые привыкли воспринимать дополнительное образование лишь как кружки иностранного языка, музыки и изобразительного искусства, это порой является откровением. Формы презентаций детских объединений на «Ярмарке» могут быть различными.

В прошедшем году у нас было:

– для художественно-эстетического направления  – концерты, мастер-классы, выставки творческих работ;

– для научно-технического направления  – компьютерные презентации, показ фильмов, созданных учащимися;

– для физкультурно-спортивного направления  – показательные матчи по футболу, демонстрация оборудования спортивных секций, сеанс одновременной игры в шахматы;

– для культурологического направления  – круглые столы по тематике кружков и студий;

– для социально-педагогического направления – «рассказы очевидцев» и участников Детско-взрослой академии (ДВА), презентация проекта «Школьные новости»;

– для туристско-краеведческого направления  – предложение попробовать себя в установке палатки, прохождении лабиринта; демонстрация фильмов и газет о проведенных походах.

Проведение «Ярмарки» рассчитано на целый день. Запись в кружки происходит непосредственно здесь же. Результаты говорят сами за себя: около 60% наших учащихся занимаются в различных детских объединениях дополнительного образования Центра.

Детско-взрослая академия  –
особая форма дополнительного образования

Дополнительное образование может играть огромную роль в формировании детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учеников разного возраста и сплочения детей, знающих друг друга, в единый школьный коллектив.

В этом отношении специфической формой дополнительного образования, относящейся к социально-педагогическому направлению, является Детско-взрослая академия (ДВА). В отличие от традиционных форм, применяющихся в дополнительном образовании, ДВА, хотя и носит характер летних и зимних выездных лагерей, по сути, является гораздо более сложной структурой.

Основой ДВА является работа с материалами, позволяющими ставить мировоззренческие задачи (что в школьной жизни, как правило, не делается или делается формально). Это  тексты и фильмы, которые можно действительно с полным правом назвать «культурными образцами». Исследование художественных произведений происходит с использованием принципов мыследеятельностной педагогики. Работа на сессиях ДВА ведется в игровой стилистике, в основе которой лежат принципы, предложенные Г.П. Щедровицким. Учительский состав имеет специальную подготовку игротехников. Многие педагоги и игротехники имеют психологическое образование. И, пожалуй, основным здесь является то, что эти же учителя работают с детьми в качестве преподавателей основных предметов в рамках традиционного учебного процесса.

Если бы ДВА была пространством, где только происходит знакомство, пусть и с великими, но все равно с одними лишь текстами и фильмами, это не сильно отличало бы ее от множества других образовательных каникулярных лагерей. Ключевой особенностью академии стали традиции совершенно особых отношений между педагогами и детьми, а также между детьми разных возрастов. Каждая ДВА обязательно предполагает специально организованное, разработанное с учетом тематики игрового действия жизненное пространство.

Очень важно, что это пространство придумывается не только педагогами. Для старших «двашников» это не просто традиция, но и привилегия – участвовать в его разработке. Жизненное пространство предполагает организацию всей внеигровой деятельности от утреннего подъема до (а зачастую и после) отбоя.

Сюда входят творческие мастерские по итогам образовательной игры, организация знакомства с другими материалами, относящимися к тематике игры, в виде клубного пространства (киноклуб, поэтические вечера) и самые разнообразные формы и виды досуговой деятельности (КВН, дискотеки, спортивные мероприятия, фольклорные игры, песни у костра и многое другое).

Таким образом, в Детско-взрослой академии присутствуют как минимум три аспекта:

– постановка детьми для себя мировоззренческих задач;

– освоение способов работы, позволяющих осуществить понимание и присвоение культурных образцов;

– организация детско-взрослого сообщества, продолжающего существовать и после окончания сессий ДВА.

Последнее крайне важно не столько для самой ДВА, сколько для всей последующей школьной жизни, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и традиций, постепенно формируя общую атмосферу в школе, ее восприятие как особого, «нашего» мира, со своими ценностями и порядками, имиджем. Мало что другое может так же сильно влиять на личностно-ответственное отношение ребят к учебе и коллективу сверстников.

Сотрудничество с классными руководителями

Отдельной темой является сотрудничество педагогов дополнительного образования с классными руководителями. Очевидно, что привлечение детей в сферу дополнительного образования во многом зависит от позиции классного руководителя. Если классный руководитель заинтересован в том, чтобы ребенок был не только успешен в учебе, но и уверен в себе, разносторонне творчески развит, социально адаптирован, то ему просто необходимо сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Классному руководителю это дает возможность увидеть учеников своего класса с неожиданной стороны. Многие дети, крайне скованные на уроках, совершенно иначе выглядят на занятиях театральной студии или в туристическом походе. (Кстати, известно, что туризм очень привлекает так называемых «трудных» подростков.) Многие хобби, возникшие в школьные годы, со временем превращаются во взрослые профессии, и задача классного руководителя – постараться вовремя это разглядеть и поддержать.

В заключение хочется сказать еще об одном аспекте: дополнительное образование, ограниченное рамками школы, даже очень хорошей, обречено на некоторый застой. И детям, и педагогам крайне важны внешние связи: конкурсы, фестивали, выставки, соревнования. Они позволяют не только представить наработанное, но и соотнести уровень своих достижений с успехами других. Для педагогов подобные площадки так же важны: возникает возможность поделиться способами работы, формами организации занятий и пр. Значительную роль в подобной коммуникации играют внешние муниципальные организации. Для нас такими партнерами являются Центр развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева и ДДЮТЭ «Родина». На базе этих учреждений проводятся выставки, конкурсы, круглые столы, организуются походы.

TopList