Главная страница "Первого сентября"Главная страница газеты "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Идеи. Родительское собрание

Осана Ненюкова ,
психолог

Новенький в классе

Советы психолога

Маленький человек (даже если он уже немаленького роста), к сожалению, живет в постоянном стрессе той или иной степени выраженности. Он проявляется в разных формах: и в маленькой стычке, и в большой беде. Ребенку что-то запрещают, толком не объясняя причин, – человек переживает. То вдруг его наказывают якобы для его же блага – снова возникает напряжение. Или, вот беда, отдают в детский сад, а там все чужие – давай привыкай, отношения налаживай. То братика-сестренку рожают, опять масса проблем. А как только все успокоилось: с родителями разобрались, к группе, классу привыкли, с друзьями наладилось, брат или сестра под контролем, как, о Боже, – переезд! И начинай, дружище, приспосабливаться заново! А самое главное и трудное испытание – это новая школа.

Новичку в классе ой как непросто. В новой школе нужно привыкать к сложившимся здесь традициям, правилам, людям, симпатиям, антипатиям. Да и новенький пришел не «пустым», а со своим характером, и, может быть, непростым норовом. А все это надо свести, уравновесить. Трудная работа! Хорошо, если человек, что называется, открыт классу и у него никаких проблем с установлением контактов с новыми людьми в любых количествах. А если нет? Если он испугался, зажался, да просто не понравился другим ребятам – что тогда?

Многие педагоги считают, что не стоит застрять внимание на психологических проблемах. Новичок-де сам привыкнет и «вольется». В результате за уроками они не замечают, как ребенок общается, каково ему, и обращают внимание только на то, как усваивается материал. Даже если учитель внимателен, одной его поддержкой не обойтись – в первую очередь, потому, что новенький вряд ли сразу доверится, да и «свои» прежние ученики наблюдают за каждым поступком учителя, иногда ревнуя и обижаясь.

Надо сказать, что новичкам не просто трудно, а всем трудно по-разному. Трудности мальчиков и девочек – разные, трудности второклашек и восьмиклассников – тоже очень разные. Так, в младших классах отношение учеников к новичкам-девочкам несколько лучше, чем к новичкам-мальчикам. Подростки более открыты к новичкам своего пола, а в старших классах показатели миролюбия к мальчикам и девочкам примерно одинаковы.

Происходит это потому, что младшие больше ориентируются на авторитет учителя и на то, как он относится к новичку. А поскольку девочки, как правило, бывают более послушны, учителя видят «примерных» учеников именно в их лице. Вот и получается, что отношение к новичкам-девочкам в младших классах более доброжелательное, чем к новичкам-мальчикам.

В подростковом возрасте половая принадлежность уже обретает для человека реальное значение. Однако возникший интерес хоть и приводит к общению с противоположным полом, но само общение оставляет желать лучшего. Чаще всего оно довольно конфликтно. Следовательно, мальчики чаще дружат с мальчиками, девочки – с девочками и предпочитают новичков «своей гендерной группы». И, наконец, в старших классах половые различия уходят на второй план, так как старшеклассники усваивают соответствующие стереотипы и стили поведения и у них формируются психосексуальные установки и ориентиры. Все это создает основу для более ровного характера взаимоотношений между учащимися разного пола, и предпочтения их отдаются тем новичкам, кто привлекает их как личность.

Что же может сделать педагог? Прежде всего, неплохо бы заручиться поддержкой родителей и вообще быть с ними в связке. Ведь именно они расскажут, что их ребенок очень застенчив, но хорошо рисует, а эта информация может пригодиться при планировании внеклассной работы.

С другой стороны, педагог, который видит сложности новичка, может подсказать родителям, в чем поддержать ребенка, чем именно позаниматься, на что обратить внимание. Внимательный педагог знает, кто в его классе является лидером, к чьему мнению прислушиваются, правильная беседа с ними может быть мощной поддержкой.

Следующий шаг – классный час или любая другая совместная деятельность. Кстати, родители новичка могут помочь организовать, например, совместное чаепитие или поучаствовать в постановке спектакля, в проведении экскурсии.

Главное, чтобы класс самостоятельно пришел к верному решению, а педагог лишь подтолкнул детей к этому. Новичок не должен остаться без внимания и поддержки. Учитель подставляет плечо в школе, родители поддерживают дома.

TopList