Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2008

Архив

материалы. межнациональные конфликты

Предлагаем вниманию читателей цикл занятий, посвященных противостоянию бытовой ксенофобии. Эти занятия можно использовать на классных часах, посвященных этнической и религиозной толерантности; они являются завершающей частью элективного курса для старшеклассников «Разум против предрассудков: преодоление этнической и религиозной нетерпимости», подготовленного сотрудниками Научно-методического центра «Гуманист» (Москва). С полной программой курса можно ознакомиться, обратившись к авторам по электронной почте luhovic@mail.ru.

Светлана Дьячкова

Как противостоять проявлениям нетерпимости в общении?

ЗАНЯТИЕ 1
Психологический настрой
в ситуации нейтрализации агрессии

В ходе занятия учащимся предлагается:
• познакомиться с формами проявления нетерпимости в общении (коммуникативной нетерпимости);
• обсудить важность психологического настроя при попытках нейтрализации агрессии, облеченной в форму нетерпимости.

Ход занятия

Постановка темы урока
Бытовая ксенофобия (информационная нетерпимость) может проявляться по-разному. Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда в разговоре собеседники высказывают оскорбительные замечания о какой-либо этнической группе, не направленные ни на кого лично. Это, по сути дела, простое повторение распространенных в обществе стереотипов и предрассудков. Далеко не всегда человек, высказывающий ксенофобские и даже расистские взгляды, является расистом.
Наше занятие посвящено более серьезным и опасным формам проявления нетерпимости в повседневной жизни – коммуникативной нетерпимости:
• Прямым оскорблениям на национальной почве, обращенным к конкретному человеку.
• Всевозможным действиям, причиняющим вред человеку, принадлежащему к определенной национальной или культурной группе.
В отличие от информационной нетерпимости, не направленной на кого-то лично, здесь обязательно есть жертва – тот, кого оскорбляют, или бьют, или еще каким-либо образом причиняют страдания.
Беседа и мозговой штурм: «В каких формах проявляется коммуникативная нетерпимость?»
Учитель вводит понятие коммуникативная нетерпимость (нетерпимость, проявляющаяся в непосредственном общении с жертвой), акцентируя внимание на сознательном желании нападающего причинить вред жертве, и предлагает ребятам провести небольшой мозговой штурм на тему «Формы проявления коммуникативной нетерпимости». Результат может быть примерно таким:

Проявления коммуникативной нетерпимости:
• оскорбить (словесные преследования);
• ударить (физические действия);
• испортить вещь;
• отобрать что-то;
• заставить других «изгнать» жертву, отказаться от общения с ней, настроить других против нее;
• распускать о жертве слухи.

Любой человек, столкнувшийся с такими действиями или услышавший о них, задает себе вопрос: «Почему же нападающий так себя ведет?». Возможно, между обидчиком и жертвой возник конфликт, и обидчик, не умея разрешать противоречия мирным путем, выбрал такой способ, считая, что все средства допустимы. С другой стороны, за подобными действиями часто скрывается попытка решить какие-то собственные внутренние проблемы или удовлетворить какие-то свои желания. Изучая проявления агрессии, психологи выяснили, что за ними могут стоять следующие потребности и желания (учитель может перечислить их ребятам).

Чего на самом деле добивается человек, проявляя коммуникативную нетерпимость:
• снимает раздражение, напряжение, агрессию, отыгрывается за свои собственные неприятности или унижения (он получил плохую оценку, его отругал отец, его побили более сильные ребята);
• получает удовольствие от того, что кто-то мучается, от ощущения своей власти над ним;
• мстит в лице «жертвы» всем (богатым, чеченцам, неграм, фанатам «Спартака» и т.д.);
• провоцирует жертву на какие-то действия и получает выигрыш от этого (например, преследователь доводит жертву до «взрыва» на глазах у взрослого, который, не разобравшись в причинах произошедшего, наказывает жертву);
• пытается получить какие-то блага (от лишней порции в школьной столовой до внимания популярной девочки), отогнав и унизив кого-то, фактически отбирая данные блага у него; пытается завоевать авторитет, унижая кого-то рядом (показывает свою силу, остроумие в компании приятелей). Часто «агрессор» имеет не очень высокое положение в компании и стремится укрепить его такими способами.

Итак, собственные неприятности или желания, наложенные на общее недоверие к миру и поиски врагов в «чужих», порождают опасную агрессивную смесь. Мы уже несколько раз отмечали, что не все люди склонны выражать свои чувства в виде агрессивных действий.

Какие черты свойственны потенциальным обидчикам:
• высокий уровень агрессивности;
• желание доминировать;
• желание контролировать все происходящее вокруг;
• желание обязательно выигрывать;
• неумение поставить себя на место другого человека, почувствовать чужую боль;
• отказ принимать ответственность за свое поведение;
• склонность искать доступные жертвы для самоутверждения за их счет;
• одобрение подобного поведения обществом в целом или группой друзей, родственников, то есть людей, чье мнение важно для него (считает, что окружающие его поддержат, социум его одобрит).

Работа с текстом: «Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии».
Следующий этап при подготовке к взаимодействию в ситуациях проявления агрессии – это выработка правильного мысленного настроя. Учитель может предложить ребятам самостоятельно прочитать небольшой текст и составить по нему символьный конспект (т.е. конспект в виде символов и рисунков). Такая работа позволит ребятам более глубоко осмыслить текст, а подготовленный конспект поможет его лучше запомнить.
Учитель. Пожалуйста, прочитайте этот текст и попробуйте изложить его содержание с помощью символов или простых рисунков.

Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии (для тех, на кого нападают, или для тех, кто хочет защитить кого-то)
Наверное, каждый из нас не раз замечал, что успех какого-нибудь дела зависит от нашего настроя – веры в свои силы и способности, да и просто в удачу. Ситуация реакции на нападение не является исключением. От того, с каким настроем мы вступаем во взаимодействие, зависит очень многое. Это может выглядеть странным, но это так. Во что же стоит поверить, прежде чем бросаться в водоворот конфликта?
Прежде всего, если нападают на вас, будьте твердо уверены: в том, что вы стали жертвой нападения, нет вашей вины.
Во-вторых, нужно твердо верить в способность нападающего отказаться от такого поведения. Заставите ли вы его, убедите ли, повлияете ли каким-то другим способом, но он обязательно перестанет так себя вести. Браться за дело с мыслью, что все бесполезно и, что бы ты ни сделал, он будет вести себя так же, бессмысленно.
В-третьих, надо быть готовым дать понять нападающему, что он не достигнет своих целей, используя такие способы. Очень важно попытаться понять, чего хочет «агрессор» (вспомните «позицию исследователя»), и показывать ему и словами, и действиями, что агрессией он ничего не добьется.
И, наконец, важно помнить, что иногда надо дать нападающему возможность «сохранить лицо». Даже если вы способны «разбить его наголову» и выставить в самом неприглядном свете перед окружающими, иногда стоит отказаться от этого и дать ему возможность уйти с достоинством. И тогда в следующий раз он будет вести себя иначе.
Как определить, как в какой ситуации следует себя вести? К сожалению, на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Наблюдайте, анализируйте, старайтесь понять и других и себя. И верьте в свою возможность повлиять на ситуацию.

Прочитав текст, ребята могут показать друг другу свои конспекты и высказать свои мнения по его содержанию. Например, кто-то может не согласиться и сказать, что только ответная сильная ненависть может преодолеть ненависть.
Еще один вопрос, который может возникнуть у ребят, – как же можно помнить об этом, чувствовать все это, когда тебя переполняют негативные эмоции (неважно, обижают тебя самого или кого-то рядом)? Ответить на этот вопрос поможет следующий урок, посвященный первой реакции на агрессию.
В заключении учитель может предложить ребятам суть настоя, выраженную несколькими фразами, которые легко запомнить:
Я прав.
Он от меня ничего не добьется.
Он перестанет это делать.
Я хочу, чтобы мы оба вышли из этой ситуации достойно.

ЗАНЯТИЕ 2
Первая реакция на агрессию.
Разные стратегии противостояния
нетерпимости

В ходе занятия учащимся предлагается:
• познакомиться с простыми психологическими приемами контроля чувств в ситуации конфликта или преследования на почве нетерпимости;
• обсудить возможные стратегии поведения при проявлениях коммуникативной нетерпимости.

Основная смысловая структура занятия

1. Первая реакция на проявления агрессии.
2. Разные стратегии поведения при проявлениях «коммуникативной» нетерпимости

Ход занятия

Беседа «Первая реакция на агрессию»
Ситуация нападения обычно вызывает сильный стресс у «жертвы», а часто и у свидетелей. Часто она воспринимается вдвойне обидной из-за основания нападения – принадлежности к определенной группе, национальности.
Нередко «жертва» мгновенно начинает действовать по неэффективному, зато знакомому и проверенному сценарию – например, замыкается в себе, ощущая себя полным ничтожеством, или плачет, или пытается отвечать, вызывая смех нападающего и свидетелей. Нельзя сказать, что каждый из этих сценариев абсолютно неэффективен (кроме, возможно, ощущения себя абсолютным ничтожеством), – в зависимости от ситуации он может прекрасно сработать. Беда в том, что многие и «жертвы», и их потенциальные защитники часто не пытаются проанализировать ситуацию и выбрать подходящую стратегию. Наши уроки посвящены тому, чтобы помочь ребятам увидеть ситуацию с разных сторон и определить самые разные стратегии поведения. Заметим, что невозможно научить человека действовать во всех ситуациях правильно, зато можно помочь ему уменьшить страх перед агрессором и психологически подготовиться к действиям в ситуации агрессии.
Какова же должна быть первая реакция на проявления агрессии? Учитель может предложить ребятам вспомнить все, о чем говорилось ранее, и предложить свои варианты. Главное – обратить внимание ребят на то, что необходим некий «подготовительный этап» перед активными действиями.

Первая реакция на проявления агрессии:
1. Остановить свою спонтанную реакцию (гнев, страх и т.п.), внутренне расслабиться.
2. Встать на позицию исследователя, оценить обстановку; проверить свою установку, еще раз сказать себе, что конфликта можно избежать, нападающий может отказаться от такого поведения.

Составление «Карты оценки ситуации
проявления коммуникативной
нетерпимости»
Вернемся к схеме первой реакции на проявления агрессии. Расслабившись, уменьшив остроту переживаний и вспомнив об установках, надо встать на позицию исследователя и попробовать проанализировать происходящее.
Итак, вот наметки «карты оценки ситуации проявления коммуникативной нетерпимости»:
• В чем может быть причина нападения?
• Стоит ли за нападением реальная нерешенная проблема (спор, конфликт)? Или же нападающий просто удовлетворяет какие-то свои внутренние потребности?
• Возможно, он просто развлекается, хочет ощутить силу и власть?
• Пытается самоутвердиться?
• Поднимает свой статус в глазах окружающих?
• Возможно, нападающий пытается манипулировать жертвой, то есть у него есть некие скрытые намерения? Кажется, что он просто пытается оскорбить жертву, но на самом деле он хочет спровоцировать ее на определенные действия и тем самым достичь каких-то выгод для себя (например, спровоцировать эмоциональный взрыв, который «очернит» жертву и покажет нападающего на ее фоне в выгодном свете, или сделать так, чтобы жертва почувствовала себя виноватой и добровольно согласилась что-то сделать для обидчика).
• Какова реакция свидетелей? Как они оценивают происходящее? Почему?
Чтобы ответить на эти вопросы, часто недостаточно одного проявления нетерпимости. Возможно, придется немного понаблюдать за «обидчиком» и свидетелями. Сравнить их поведение в этом конфликте с их поведением в других ситуациях. Возможно, поговорить с кем-то. Отнюдь не всегда удается разобраться в ситуации досконально, но любое усилие, направленное на понимание, не пропадет даром. Даже в ситуации, когда времени на длительные наблюдения нет и действовать надо быстро, небольшая пауза для оценки происходящего может очень помочь.
Выбор дальнейших действий при защите
себя или товарища от агрессивных
проявлений нетерпимости
Эту часть занятия также можно провести в форме мозгового штурма с последующей оценкой разных вариантов. Ребята могут предложить способы, относящиеся к основным стратегиям поведения: уход, переговоры, ответное нападение, опосредованное влияние. Учитель может их систематизировать и дополнить.

Жертва может:
• уйти куда-нибудь в другое место.
Бывает, что самое правильное, что можно сделать, – это просто уйти. Например, если место и время не подходят для попыток разрешения ситуации или нападающий по-настоящему опасен (плохо контролирует себя, представляет серьезную физическую угрозу). Но важно помнить, что, если вы решили уходить, надо это делать спокойно и решительно. Нельзя и уходить и как бы не уходить – оборачиваться, грозить. Нападающий может неправильно истолковать ваши действия и, вместо того чтобы успокоиться, усилить нападение;
• «уйти в себя», никак не реагировать на действия обидчика.
Нередко нападающий хочет добиться определенной реакции жертвы (огорчения, слез, истерики, ответной ярости). Он получает удовольствие, видя эту реакцию. Кажется, цикл «нападение – обида жертвы – веселье обидчика» может повторяться бесконечно.
Чтобы прервать его, нужно твердо решить для себя, что вы не будете реагировать старыми способами. Вы позволите нападающему говорить все что угодно, и поскольку все, что он говорит, глупость, вы не будете обижаться на глупости. В этом случае важно расслабиться, уменьшить остроту негативных чувств и сохранять внешнее спокойствие. В этом хорошо помогают приемы четвертой группы. Если обидчик не будет получать своей обычной награды – веселья от реакции жертвы, ему станет скучно, и он прекратит свои попытки.
Но! Вначале сила и частота нападений может увеличиться – нападающий не понимает, что происходит, он хочет, чтобы все стало как прежде. Очень важно ни в коем случае не сорваться и не вернуться к старой реакции. Нужно во всех случаях продолжать вести себя спокойно и индифферентно.
Скорее всего, нападения будут повторяться и дальше, но уже гораздо реже.
Защитник может:
• создать дистанцию между преследователем и жертвой, переключить его внимание на что-то другое.

Вполне возможно, что нападающий пытается добиться победы в реально существующем конфликте с помощью таких неприглядных средств, как ксенофобские оскорбления. Возможно, ситуация давно вышла из-под контроля и он не в состоянии держать себя в руках. В этом случае тот, на кого нападают, должен оценить обстановку и решить, стоит ли пытаться разговаривать с нападающим сейчас или отложить беседу до более спокойных времен. Тогда беседа может строиться так же, как и в ситуации «информационной нетерпимости».
Но и в других ситуациях не стоит отказываться от возможности переговоров с нападающим. Можно попробовать поговорить наедине, можно подойти к нему вместе с другом. Можно спросить его, почему он так поступает, и объяснить, что это на самом деле глупо и неприятно (бывают люди, которые на самом деле этого не понимают! А сами по себе они вовсе не плохи). Можно предупредить его, чтобы он не смел так больше поступать.

И жертва нападения, и защитник могут попробовать нанести «ответный удар», чтобы отвадить агрессора от такого поведения. Чтобы удар был эффективным, необходимо определить «уязвимое место» преследователя. Мы опять возвращаемся к позиции исследователя.
Как вариант:
• сильная эмоциональная реакция, например плач, крик, истерика.
При некоторых обстоятельствах такая реакция (или ее хорошая имитация) может удивить или напугать преследователей, а значит, повлиять на их действия.
Можно пытаться влиять на преследователя самостоятельно, а можно обратиться к помощи других. Оценка ситуации поможет выбрать правильных людей. Возможно, для преследователя важно мнение классного лидера. Может быть, он хочет заслужить признание какой-то компании. В этой компании вполне могут оказаться вменяемые люди, которые посоветуют нападающему вести себя иначе, надо просто найти их и поговорить с ними.

ЗАНЯТИЕ 3
Разные стратегии противостояния
нетерпимости

Учащиеся должны:
• Потренироваться анализировать разные ситуации проявления нетерпимости.
• Потренироваться находить и использовать разные стратегии поведения при противостоянии «коммуникативной» нетерпимости.

Основная смысловая структура занятия

Анализ ситуаций проявления нетерпимости. Выработка разных стратегий поведения для разных героев ситуаций.

Ход занятия

Дискуссия с элементами учебной игры: «Анализ ситуаций проявления «коммуникативной» нетерпимости, отработка разных стратегий поведения».
Эту часть занятия можно провести в виде игры – разбора ситуаций. Учитель описывает ребятам ситуации, в которых кто-то проявляет коммуникативную нетерпимость, и предлагает выбрать различные стратегии поведения в этих ситуациях. Ребята могут предпринимать разные действия (например, предложить поговорить с кем-то или понаблюдать за кем-то) для того, чтобы прояснить для себя мотивы нападающего и обстоятельства, в которых все это происходит. Учитель, исходя из описанной ситуации, рассказывает, к чему привел разговор или что они увидели.
Цель этого задания – не выбрать самое правильное решение, а предложить как можно больше разных вариантов для человека, в отношении которого проявляется нетерпимость и его возможных союзников.
Можно организовать работу по анализу и подбору вариантов действий в микрогруппах. Учитель зачитывает ситуацию всему классу и отвечает на вопросы. Ребята, объединенные в микрогруппы, обсуждают разные стратегии поведения. Потом результаты работы групп сравниваются.
Вот несколько таких ситуаций (все они взяты из реальной жизни). Учитель может использовать какие-то из предложенных историй или составить свои истории по такой же схеме.

Что происходит
Информация
об обидчике
(обидчиках)
Как к конфликту относятся свидетели
Эта информация сообщается ребятам вначале
Эту информацию ребята могут получить
в процессе разбора ситуации
1. Борис учится в 9-м классе. Его одноклассник Сергей не упускает случая отметить, что Борис – еврей. Любое действие Бориса комментируется с этой точки зрения. Например:
«Никогда у него ничего не попросишь, евреи, они все жадные».
«Да он только и думает, как уехать в свой Израиль».
«Он тебя не послушает, он же думает, что он умнее всех».
Однажды Сергей с приятелями курил за школой. Борис шел мимо. Приятель Сергея предложил Борису закурить, но тот отказался. «Думаешь, ты лучше всех?» – тут же спросил Сергей. Борис резко ответил, и, слово за слово, они заспорили. Кончилось тем, что Сергей бросился на Бориса с кулаками.  Как поступить Борису (в этой ситуации и вообще)?
Как поступить защитнику (защитнице) Бориса?
Отец Сергея, еврей, ушел из семьи, когда Сергею было 5 лет. Сергей учится на тройки и плохо ладит с матерью.
Двое приятелей Сергея поддакивают ему и даже провоцируют Сергея сказать что-нибудь еще.
Остальные одноклассники иногда смеются, иногда пожимают плечами, некоторые говорят: «Ну ладно, хватит». На Сергея эти замечания почти не действуют.
2. Омар Магометов учится в 10-м классе. Одноклассники постоянно «подкалывают» его. Когда кто-то из учителей называет его имя, обязательно кто-нибудь прибавляет: «Да нет же, он Магомет Омаров». При любом упоминании слова «Кавказ» или «кавказский» раздается смех. После очередного сообщения о теракте в Израиле его каждый раз спрашивают: «Ну что, когда вырастешь, тоже шахидом станешь?»
Каждая «подколка» сама по себе не очень обидна, но их очень много, и Омара они раздражают.Что делать Омару?
Что делать защитнику (защитнице) Омара?
Обычно подколки начинают несколько человек. Их немного раздражает внешность Омара и то, что он слишком активно участвовует в школьной жизни – выступает на концертах самодеятельности, работает в редколлегии школьной газеты.
Большинство с удовольствием включилось в эту игру. Они ничего плохого в этом не видят. Остальные просто отмалчиваются.
3. На дискотеке Олег, самый популярный парень в классе, пригласил танцевать не Марину, свою подругу, а Катю. На следующий день Марина накричала на Катю. Катя пыталась оправдаться, но когда Марина назвала ее грязной хохлушкой, она растерялась и замолчала. Это высказывание очень обидело Катю. Что делать Кате?
Что делать ее защитнику (защитнице)?
Марина – человек эмоциональный и даже немного склочный. В запале она способна наговорить много лишнего и потом чувствует себя виноватой, но очень не любит в этом признаваться и просить прощения.
Девочки разделились на две партии – «за Марину» и «за Катю». Мальчики посматривают на конфликт немного свысока, считая все это «женскими глупостями».
4. Десанка приехала с родителями из Сербии. В школе она учила русский, и письменный язык у нее очень хороший (оценки – пятерки, кстати, она и вообще отличница). Но Десанка говорит с сильным акцентом. В классе нашлись несколько человек, которые не хотят с ней общаться и постоянно передразнивают ее. Любая попытка Десанки высказать свое мнение встречает насмешливое копирование ее акцента. После этого ее просто игнорируют. Это происходит даже в классе, на уроках, несмотря на замечания учителей.
Десанка очень переживает, она все меньше старается говорить на уроках и переменах.Что делать Десанке?
Что делать ее защитнику (защитнице)?
Несколько девочек и почти все мальчики смеются над ней и игнорируют ее. Задает тон Оля, вторая отличница, которая опасается конкуренции со стороны Десанки. Главный ее довод: «Пусть сначала говорить нормально научится, а только потом рот открывает».
Большинство девочек и четверо мальчиков относятся к Десанке нормально, но подружиться с кем-нибудь поближе ей не удается. Заступаться или останавливать обидчиков они не пытаются.
5. Родители Олега работают в крупной коммерческой фирме. По делам фирмы они уезжают в длительную командировку за границу, но Олега с собой взять не могут. Он переезжает жить к бабушке и дедушке в другой район города и переводится в другую школу. Одноклассники Олега из более бедных семей.
Вскоре Олег замечает, что кто-то исподтишка портит его вещи – ему порезали портфель, облили краской тетради, у него пропадают ручки. После каждого такого случая ребята во главе с лидером класса притворно (это видно, что притворно) сочувствуют Олегу. Однажды, случайно зайдя в класс на перемене, он видит, как двое мальчиков пытаются спрятать его пенал за шкаф. Что делать Олегу (в этой ситуации и вообще)?
Что делать защитнику (защитнице) Олега?
Все «преступления» – дело рук этих двоих одноклассников – Коли и Андрея. С одной стороны, они завидуют Олегу, у них нет таких вещей. С другой, они стараются укрепить свое положение в классе и выслужиться перед более авторитетными ребятами.
Большинство свидетелей, в том числе «клас­сная верхушка», злорадствуют, наблюдая злоключения Олега. Несколько человек, в основном девочки, втайне жалеют его, но открыто выразить свое сочувствие опасаются.
6. Коля – кришнаит. Он вегетарианец и почти не ходит в школьную столовую. Почему-то это сильно раздражает нескольких его одноклассников. Уже несколько раз они притаскивали его в столовую и буквально впихивали в него творожный сырок или котлету. Самостоятельно Коля не может с ними справиться.Что делать Коле?
Что делать защитнику (защитнице) Коли? 
Мучители Коли получают большое удовольствие от его слабых попыток сопротивляться. Они издеваются не только над Колей, но и над некоторыми другими ребятами из параллельных и младших классов.
Большинство одноклассников воспринимают такие насильственные кормления как бесплатные представления. У Коли репутация «странного» и даже «дурачка». Он довольно замкнут, и в классе у него нет друзей.
7. Гульнара – калмычка. Она живет в Центральной России. В 10-м классе Гульнара перешла в другую школу. Ребята приняли ее нормально, отношения сложились ровные, но дистанция между ней и одноклассниками все же чувствуется. Больше всего Гульнару обижает то, что ее не приглашают на регулярные вечеринки, которые устраиваются на квартире одной из девочек. Там бывает весь класс, но прийти без приглашения неудобно. Она уже несколько раз спрашивала, почему ее не позвали и можно ли ей прийти, и ей каждый раз отвечали вежливо, но уклончиво – не смогли, забыли, позовут в следующий раз. Никто ее не обижает, но все равно Гульнара чувствует себя отверженной и ей кажется, что все это из-за ее внешности и национальности.Что делать Гульнаре?
Что делать защитнику (защитнице) Гульнары?
Ребята никак не могут признать Гульнару своей – она слишком отличается от остальных. Хотя, если спросить одноклассников Гульнары, в чем выражаются эти отличия, они ответить не смогут.
8. Анжела учится в 11-м классе. Она мулатка. Ее мама – русская, а отец приехал из Конго. Он уже 20 лет живет в России. Родной язык Анжелы – русский, она ничем, кроме цвета кожи, не отличается от обычных российских девушек.
В школе, куда ходит Анжела, несколько парней – идейные скинхеды. На переменах в столовой они садятся рядом с ней и начинают громко обсуждать превосходство белой расы над черной, необходимость очистить Россию от «грязи и нечисти» и т.д. Это повторяется слишком часто, чтобы быть случайностью. В этих ситуациях Анжела чувствует себя очень неуютно. Обычно она сдерживается. Несколько раз она пыталась что-то ответить этим парням, но они грубо ее обрывали, вставали и уходили. Что делать Анжеле?
Что делать защитнику (защитнице) Анжелы?
Скинхедам нравится «доводить» Анжелу. Они считают, что делают полезное для России дело. Однако идти на открытый конфликт они не хотят.
И учителя, и ребята старательно игнорируют высказывания скинхедов и попытки Анжелы как-то ответить на них.

Выполняя предыдущие задания, ребята говорят о разных способах защиты от коммуникативной нетерпимости. Возможно, кто-то из них упомянул, что защитить кого-то легче, если делать это сообща. Если в классе существуют хотя бы несколько человек, которые не хотят мириться с ксенофобией, они могут повлиять на господствующие в классе нормы поведения и сделать проявления нетерпимости недопустимыми.
Учитель может спросить ребят, насколько, с их точки зрения, реально существование такой группы. Следующий вопрос, который можно обсудить: если бы вы решили привлечь своих одноклассников для защиты жертвы преследования, что бы вы сделали? Здесь следует обратиться к материалу третьего урока. Если в школе существуют органы самоуправления, возможен вариант привлечения их к решению проблемы. Учитель может предложить ребятам посмотреть устав школы и решить, можно ли использовать какие-то статьи из него.

ЗАНЯТИЕ 4
Помощь взрослых.
Обращение к закону.
Подведение итогов модуля

Учащиеся должны:
• Обсудить причины, по которым подростки при проявлениях нетерпимости хотят или не хотят обращаться за помощью к взрослым.
• Обсудить разные варианты действий взрослых (формы помощи) при проявлениях нетерпимости в подростковой среде.
• Познакомиться с некоторыми статьями Закона РФ об образовании и Уголовного кодекса, которые можно использовать при защите от проявлений нетерпимости.

Основная смысловая структура занятия

1. Почему подростки обращаются или не обращаются за помощью к взрослым.
2. Формы помощи, которую могут оказать взрослые подросткам при проявлениях нетерпимости в подростковой среде.

Ход занятия

Работа в группах: «Обращение за помощью к взрослым».
Серьезной проблемой для подростков остается вопрос – обращаться или не обращаться в случае преследования на почве нетерпимости за помощью к взрослым. Возможно, раньше кто-то из ребят уже упоминал об этом. Настало время поговорить на эту тему подробнее.
Начать эту работу можно, предложив ребятам ответить на вопрос: «Если тебя или твоего одноклассника (знакомого) преследуют из-за его национальности или принадлежности к какой-то культурной группе, нужно ли обращаться за помощью к взрослым?»
Для этого хорошо подойдет методика «градусника». Учитель предлагает представить ребятам воображаемую шкалу, например, вдоль стены класса. На одном его конце твердое «нет», на другом – твердое «да». Каждый должен выбрать свое место на этой шкале.
Затем учитель разбивает ребят на три группы – тех, кто стоят ближе к одному концу, тех, кто стоят ближе к другому концу, и тех, кто стоят примерно посередине. Задача групп – обосновать свою точку зрения.
Важно четко проговорить, почему ребята часто не хотят обращаться к взрослым, и в каких случаях нужно обязательно попросить о помощи.
Такая работа сама собой перерастет в обсуждение того, что могут сделать взрослые, если они так или иначе узнают об этом, чтобы повлиять на ситуацию. Чем больше вариантов будет предложено, тем лучше, потому что, как и в случае обсуждения реакции на открытое проявление агрессии, наша задача – расширить поле возможных действий, показать, что можно вести себя по-разному.
Итак, о чем могут говорить ребята?
Родители (или взрослые, которым подросток доверяет) могут:
• выслушать и дать хороший совет, как себя вести;
• обратиться к родителям обидчика с требованием повлиять на их ребенка;
• сами поговорить с обидчиком;
• обратиться в школу к учителю или директору с требованием наказать обидчика. При этом они могут ссылаться на п. 4 ст. 50 Закона РФ об образовании:
Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.
<…> 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Работники школы обязаны обеспечить ученику среду, в которой его уважают.
• пригрозить или реально обратиться в милицию (особенно если обидчик избивает жертву). Само упоминание, что происходит нарушение закона, может испугать обидчика. Можно ссылаться на следующие статьи Уголовного кодекса:
ст. 130. Оскорбление достоинства;
ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
ст. 116. Побои;
ст. 163. Вымогательство;
ст. 282 п. 1. Разжигание национальной розни;
• перевести своего ребенка в другую школу;
• если в школе не принимают меры, обратиться в РОНО.
Учителя могут:
• поговорить с обидчиком, постараться убедить его, что он поступает плохо;
• организовать разговор на уроке о недопустимости нетерпимости, не называя прямо обидчика и жертву;
• обратиться к родителям обидчика;
• воспользоваться своей властью и наказать обидчика (но предварительно они должны тщательно разобраться в ситуации);
• перевести обидчика в качестве наказания в другой класс.

Особый вопрос – что делать, если в качестве преследователя выступает взрослый человек, особенно учитель (к сожалению, такое бывает).
Тогда к перечисленным способам может добавиться обращение к местной прессе или в правозащитные организации.

TopList