Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2008

Архив

навигатор

Опыт отрядных вожатых и материалы по воспитательной работе в летних оздоровительных лагерях могут оказать немалую пользу классным руководителям. Ведь учителям и вожатым приходится решать очень похожие задачи: налаживать отношения в детском коллективе, разбираться с конфликтами, проводить мероприятия, отвечать за безопасность детей.
Но в отличие от школьных педагогов вожатые свои воспитательные задачи решают, как правило, через игру. Основное занятие вожатых в лагере – развитие творческого потенциала детей, организация отрядных игр. Причем игры не только помогают заполнить время, но и учат ребят общаться, сотрудничать, развивают инициативу и множество других полезных навыков. Там, где игра, – всегда весело и интересно, а иногда можно неожиданно сделать удивительные открытия.
Именно поэтому мы решили предложить вам в одном из летних номеров «прогуляться» вместе с нами по самым интересным, познавательным вожатским сайтам. Надеемся, они пополнят копилку каждого учителя идеями мероприятий, разнообразными играми, помогающими сплочению коллектива, материалами, посвященными проведению праздников.

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук

Интернет-путеводитель по вожатским сайтам

Сайт «Орленок»
http://vojatik.narod.ru

Сайт студенческого вожатского отряда, который носит название «Орленок». Отряд создали студенты МИЭТ – Московского института электронной техники. Участники отряда работают вожатыми в самых разных подмосковных лагерях, а зачастую – сразу в нескольких.
Каждый год отряд «Орленок» проводит набор желающих стать вожатыми, и вплоть до начала летних смен ребята обучают других тому, что знают и умеют сами. Первоначально сайт задумывался как общедоступный архив методических разработок для «новичков», а также для обмена опытом между «старичками». Потом на сайте появилась гостевая книга, и участники отряда поняли, что у них есть большое число единомышленников. В итоге «Орленок» уже давно перерос скромные масштабы отрядного сайта и превратился в кладовую ценных материалов.
Поскольку лагерные мероприятия носят традиционное название «коллективное творческое дело», большой раздел сайта так и называется: «Все о КТД». Там можно найти идеи и сценарии тематических дней, мероприятий, спортивных праздников, разработки по проведению лагерных смен и организации КТД (независимо от их направленности).
Раздел «Игры и забавы» содержит большую коллекцию игр: ролевые игры, игры на знакомство и на сплочение коллектива, подвижные игры и игры под музыку. В нем вы найдете и методические рекомендации, как придумывать игры.
В разделе «Полезное» собрана вся информация по организационным моментам, психологии и педагогике, которая может пригодиться в лагере. Поскольку одна из главных задач вожатого – заботиться о безопасности и здоровье детей, в этом же разделе находится и медицинская информация: «Защита от болезней», «Аптечка», «Оказание первой помощи».

Сайт «СПО ИнКор»
http://www.inkor.nm.ru

Педагогический отряд «Инструкторский корпус» («ИнКор») был создан в 1996 году при Ассоциации скаутов Санкт-Петербурга с двумя основными целями:
• работа в стационарных и палаточных («модельных») лагерях с обычными детьми по скаутской методике;
• подготовка инструкторов, то есть тех, кто не только может что-то делать сам, но и способен учить других.
Как и на всех крупных вожатских сайтах, здесь собрана богатая коллекция игр. Вы найдете игры на знакомство, на внимание, на выявление лидера, на сплочение, на контактность, игры-шутки; интеллектуальные, творческие, подвижные игры; игры для самых маленьких; ролевые игры и так называемые «большие игры» (то есть игры для всего лагеря или для всей школы).
Важный и большой раздел сайта называется «Семинары». На нем выложены программы учебных семинаров по подготовке вожатых за несколько лет (в педагогическом отряде «ИнКор» такие семинары проводятся в форме ролевой игры).
В разделе «Наши смены» можно посмотреть подробное описание лагерных смен по дням – чем занимались дети, какие проходили мероприятия. Кроме того, там выложено несколько методичек для вожатых (в разделе «Методика»).
Еще один раздел, необходимый для внеклас­сной работы учителя и для вожатых, называется «Песни». В нем собрано большое количество песен, даны аккорды к ним.

Сайт «Игробанк»
http://www.igrobank.ru

«Игробанк» создала Cамарская городская молодежная общественная организация «Педагогический клуб “Радуга”», он задуман с целью обеспечения информационной и методической поддержкой молодых педагогов детских оздоровительных лагерей (ДОЛ), педагогических отрядов и клубов. По мнению создателей сайта, часто в летних лагерях основное внимание уделяется материальной стороне жизни детей – организации их питания и проживания, работа по созданию методических библиотек и обучению молодых педагогов почти не проводится. В «Игробанке» можно найти собрание игр и конкурсов (больше 300), а также методическую библиотеку и программы лагерных смен.
Кроме методических разделов, сайт имеет четыре крупных сегмента, в которых собран весь игровой и конкурсный материал: игры, конкурсы, разбивки, конкурсные программы.
«Игры», «Конкурсы» и «Конкурсные программы» расположены на сайте в соответствии с методической задачей их использования:
по области деятельности: физические, интеллектуальные, социальные, психологические;
по характеру педагогического процесса: тренинговые, познавательные, воспитательные, развивающие, на знакомство, творческие, коммуникативные, диагностические;
по игровой методике: предметные, сюжетные;
по предметной области: физические, музыкальные, производственные, физкультурные, народные (Россия/Англия), скаутские;
по игровой среде: с предметами, без предметов, комнатные, уличные, на местности;
неформальная классификация: на знакомство, игры в кругу, игры с залом, массовые игры, игры-розыгрыши;
по ограничениям возможностей: не требует слуха, не требует зрения, не требует передвижения.
Интересный сегмент сайта назван «Разбивки» (разделения на группы, пары и др.). Обычно в интернет-ресурсах, посвященных детским играм, нет специального подбора «разбивок». В «Игробанке» их много, и они достаточно разнообразны.
Отличительной особенностью сайта является его методическая продуманность. Все разработки и предложения создателей «Игробанка» можно использовать не только в летних лагерях, но и во внеклассной работе в течение учебного года.

Сайт «Планерочка»
http://planerochka.org

Этот сайт создан для подготовки вожатых и оказания им методической помощи. Помимо обширной игротеки, на нем можно найти сценарии КТД, общелагерных мероприятий (например, рыцарского турнира, экспресс-игры «Знатоки природы», конкурсно-развлекательной программы «В поисках золотого руна» и пр.).
Очень важный раздел сайта называется «Библиотека вожатого». Это файловый архив нормативных документов. Там представлены должностные инструкции для работников детских оздоровительных лагерей, законодательство РФ в области оздоровления, информация по международному законодательству в области прав детей, а также книги, полезные для вожатых.
Но особенно интересная часть сайта – это методическая газета «Летний лагерь». Иначе она называется «Лагерь от А до Я». Материалы газеты – своего рода школа вожатского мастерства: там в алфавитном порядке расположены содержательные и полезные статьи, охватывающие всю жизнь лагеря от организационных вопросов (расселение, тихий час, регистрация, зарядка и пр.) до проведения всех типов лагерных мероприятий (вечера знакомств, конкурсов, концертов, тематических дней).
Там же можно найти и основную психологическую информацию по вопросам: «Как сформировать у детей мотивацию для участия в мероприятиях лагеря», «Как разрешать конфликты», «Как рассказывать вечерние истории», «О чередовании творческих поручений» и многое другое.
Большой интерес для классного руководителя могут представлять и рекомендации на темы: «Как разговаривать с родителями», «Как разговаривать с детьми», «Как придумывать игры», «Как провести мероприятие», «Как работать с разновозрастным коллективом».
В методической газете – справочнике «Летний лагерь» (она создана при сайте «Планерочка») много и другой ценной для учителя информации: «Правила поведения в автобусных экскурсиях», «Принципы успешности мероприятия», «Логика построения дня», «Логика взаимодействия команд», «Отношения с администрацией».
И это еще не все... Загляните туда – не пожалеете.

Сайт «Импульс»
http://www.imppulse.ru

Объединенный сайт вожатского отряда «Импульс» (г. Зеленоград) и детского лагеря «Волна» (г. Конаково). Помимо традиционной части всех вожатских сайтов, посвященной жизни и новостям конкретного лагеря, на сайте есть большой раздел «Наша копилка». Вот он-то и представляет наибольший интерес для классных руководителей.
В «Копилке» собраны всевозможные типы игр в детском коллективе: игры в автобусе, на природе, в помещении; игры на пляже, на дискотеке, психологические игры; сценарии конкурсов и «огоньков», а также советы по их проведению. Есть и рассказы о разных общелагерных мероприятиях: в зале, на улице, спортивного типа. Можно отыскать материалы по проведению викторин, тематических дней, изданию отрядной стенгазеты и пр.
В разделе «Методика» помещена как сугубо практическая информация (планирование вожатской деятельности по дням, организационные моменты), так и психологическая (возрастные особенности детей, как полюбить детей и даже исследование шуток).
На форуме сайта можно найти множество полезных ссылок на ресурсы, связанные с играми, детским творчеством, сценариями и идеями мероприятий.

Сайт «Орбита»
http://www.dol-orbita.ru

Сайт детского оздоровительного лагеря «Орбита» (Красноярский край). Несмотря на то, что сайт посвящен одному конкретному лагерю, он не ограничивается информацией на тему лагерной жизни. Здесь собрана очень разнообразная коллекция материалов, полезных как вожатому, так и классному руководителю, они все очень четко структурированы. Пользоваться сайтом легко и удобно.
Первый раздел «Нормативные документы» включает в себя «Правила безопасности в детском загородном лагере», «Нормы пожарной безопасности в загородных лагерях», «Материалы по организации студенческого педотряда».
В разделе «Методика» выложены методические сборники для вожатых, курс лекций «Школа вожатого», пособия «Воспитание творчеством», «Теория детского временного коллектива», «Все о конфликтах», «Возраст­ные особенности детей и подростков».
В разделе «Сценарии» вы найдете множество вариантов проведения игровых программ, конкурсов, вечеров миниатюр, «огоньков» и отрядных «свечек», вожатских концертов. Концерты вожатых, кстати, могут подсказать идеи для учительского «капустника» в школе.
Копилка игр на сайте «Орбита» включает интеллектуальные, подвижные, ролевые, деловые игры; игры на знакомство и сплочение коллектива; игры с залом и в помещении, игры за столом; даже сборник «Игры детей мира». Дополняют игровую коллекцию сборники «100 конкурсов для детей младшего возраста», «100 конкурсов для детей среднего возраста», «100 конкурсов для детей старшего возраста».
В разделе «Для отряда» тоже есть немало полезной информации, которую может использовать классный руководитель. Например, там вы узнаете, как и для чего составляется «карта настроения детей». Рассказ о том, как организовывать отрядный уголок, поможет в обустройстве школьного класса.
Интересные сведения можно почерпнуть из материалов о том, как придумываются названия отрядов и их девизы (ведь что-то подобное вашим ученикам приходится делать на школьных соревнованиях). Лагерные легенды и традиции подскажут, как можно основывать и поддерживать традиции в классе, в школе. И в том же разделе «Для отряда» есть интересные материалы о том, как в летних лагерях проводится анкетирование детей.
В разделе «Песни» найдутся не только сборники песен разной тематики, но и детский песенный фольклор, и даже пионерские «страшилки».

Сайт «Не скучай»
http://rukh.hole.ru/games/index.htm

«Не скучай» – это авторский сайт Светланы Рухлинской. Самим автором сайт задумывался как место для коллекционирования всевозможных детских игр, конкурсов, фокусов, идей для проведения детских праздников. Предполагалось, что описания игр и праздничных идей в первую очередь могут быть интересны родителям. Но с не меньшим успехом они могут быть использованы для проведения школьных праздников и внеклассных мероприятий.
Классные «огоньки», празднования Нового года или 8-го Марта, карнавал, праздник окончания учебного года – на любой случай здесь можно найти конкретную и разнообразную информацию: идеи проведения, сценарии игр и конкурсов. Рекомендации по изготовлению игрушек, подарков, праздничных костюмов и аксессуаров сопровождаются рисунками и чертежами.
Основные разделы сайта: «Игры с детьми и для детей», «Выгони из дома скуку», «Чем развлечь гостей». Все они делятся на рубрики. Например, раздел «Игры с детьми и для детей» состоит из рубрик: развивающие игры; просто веселые игры для дождливой погоды; домашние игры для детской компании; игры нашего двора; подвижные игры; игры для лета и зимы; настольные игры.
В разделе «Выгони из дома скуку» подробно рассказывается, как создать домашний театр или устроить новогодний праздник, как сделать игрушки своими руками и поставить мини-спектакль.
Раздел «Чем развлечь гостей» состоит из рубрик: фокусы в кругу друзей; шутки-шуточки; забавные опыты и тесты. Уже из названий видно, что многие из материалов могут быть использованы на классном «огоньке» или любом школьном празднике.
На этом сайте вы не встретите методических рекомендаций и разработок, но богатая коллекция игр и праздничных идей, советов по изготовлению костюмов и проведению спектаклей, собранная на страницах ресурса «Не скучай», с лихвой искупает этот недостаток.

Сайт «Зеркаленок»
http://zerkalenok.ru

Это неофициальный сайт лагеря «Зеркальный», расположенного в Ленинградской области. Основной феномен этого детского лагеря – возможность создания условий для неформального общения детей со сверстниками и взрослыми, для приобретения навыков общения и сотрудничества. Именно в успешной социализации детей разных возрастов видят создатели сайта главную задачу вожатого. Поэтому на сайте можно найти разнообразную информацию для педагогов: «Организация режимных моментов», «Планирование», «Родительский день», «Отрядный уголок», «Периоды смены», «Взаимоотношения вожатого с детьми», «Функционал вожатого», «Возраст­ные особенности детей» и пр. Все это можно найти в разделе «Наша кладовая».
Особенность сайта «Зеркаленок» в том, что там собран материал и для классных руководителей. Например, годовой круг школьных праздников: сценарии празднования Дня учителя, Нового года, Рождества, Дня святого Валентина, 23-го Февраля и 8-го Марта, Масленицы, 9-го Мая и даже «последнего звонка».
У сайта «Зеркаленок» есть еще одно важное достоинство – огромная коллекция ссылок на вожатские и педагогические ресурсы русского Интернета, посвященные воспитанию и развитию детей. Для того чтобы разместить и классифицировать эту коллекцию, основатели «Зеркаленка» создали еще один специальный сайт под названием «Вожатские линки». Если вы захотите самостоятельно познакомиться с разнообразными сайтами на тему детского творчества, игр, спорта, развлечений, расширить познания в области детской психологии, рекомендуем воспользоваться каталогом ссылок «Вожатские линки»:http://links.zerkalenok.ru.
Наиболее интересные материалы с вожатских сайтов мы предлагаем вашему вниманию в этом номере.

Гид по сайтам Татьяна АЛЕКСЕЕВА

TopList