Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Материалы. Профильный лагерь

Для учеников, оставшихся на лето в городе, школа может организовать профильный лагерь. Это даст детям возможность приобрести новый опыт и знания, углубит их отношения с учителями и одноклассниками. Опытом организации профильного лагеря делится с нами одна из московских школ.

Вадим Андрюшин ,
классный руководитель, школа №1350, г. Москва

Путешествие за знаниями

Организация школьного профильного лагеря

Летний период времени вызывает особые опасения, так как большую часть свободного времени дети и подростки проводят вне школы, вне семьи. Улица всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Здесь царствуют личные желания, свободный выбор, стихия настроения. Свободная среда заполняется либо добрыми делами, либо дурными, приводящими к противоправному поведению.

Цели и значение профильного лагеря

Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, трудолюбивыми, культурными, вежливыми, заботливыми, мы должны создать нравственно благоприятные условия именно в стенах родного города, родного микрорайона, родной школы, где бы несовершеннолетние дети получали наглядный пример добропорядочных отношений.
Существует множество различных типов летних школьных лагерей: оздоровительные, профильные, городские санаторные, лагеря труда и отдыха (ЛТО), выездные лагеря. Каждая форма лагеря имеет свою специфику. Вот уже несколько раз подряд на базе ГОУ СОШ № 1350 с углубленным изучением математики в разгар летних (июнь) и зимних каникул открывается профильный лагерь «Интеграл».
Основная цель деятельности лагеря «Интеграл» – повышение интереса учеников к знаниям, развитие их образовательного и культурного уровня и ориентирование на достижение высшего профессионального мастерства.
В профильном лагере ребята не только отдыхают и оздоравливаются, но и в занимательной форме получают дополнительные знания по ряду предметов, зависящих от профиля лагеря. У нас профиль естественно-математический, поэтому и предметы соответствующие: математика, физика, информатика, химия, биология, география. Обычно подготовку лагеря начинают за полтора-два месяца, ведь нужно собрать различные документы для открытия самого лагеря.

Необходимые документы

1. Приказ окружного управления об организации и проведении летнего/зимнего отдыха детей.
2. Приказ директора образовательного учреждения об открытии лагеря.
3. Санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности функционирования городского лагеря (выдается ЦГСЭН по своему перечню документов).
4. Акт приемки оздоровительного учреждения.
5. Заявления родителей (с резолюцией директора школы).
6. Социальный экран (многодетные, матери-одиночки, социально незащищенные семьи, дети «группы риска»).
7. Ведомости об уплате родительских взносов.
8. Медицинские документы детей (в медицинском кабинете).
9. Медицинские книжки сотрудников.
10. Договор на вывоз бытовых отходов (копия).
11. Договор с ШБС (копия).
12. Смета.
13. Приказ директора школы о завершении работы лагеря.
Документов, конечно, нужно собрать немало. К тому же обычно начальником лагеря является школьный педагог, у которого не так уж много свободного времени. Поэтому лучше загодя побеспокоиться о той части документов, которые можно сделать заранее. Кроме того, начальнику лагеря в течение смены придется также вести множество различных документов:
1. Списки детей по отрядам.
2. Книга приказов по лагерю (должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана).
3. Книга педсоветов.
4. Книга учета посещений лагеря окружными и городскими комиссиями.
5. План работы на смену на каждый день с указанием ответственных за проведение мероприятий.
6. График работы педагогического коллектива.
7. Табель учета рабочего времени педагогических работников.
8. Табель по питанию.
9. Акт на списание излишне заказанных порций (отсутствие детей по заявлениям родителей).
10. Меню и абонементная книжка для расчета за питание учащихся.
11. Отчеты по хозяйственной деятельности.
И это еще не все, ведь для любой работы нужны еще и документы по охране труда:
1. Журнал инструктажа по охране труда (записи ведутся в соответствии с планом мероприятий в лагере).
2. Должностные инструкции:
– начальника лагеря;
– воспитателя;
– инструктора по физической культуре;
– других возможных сотрудников лагеря.
3. Инструкции по охране труда:
– при проведении экскурсий, прогулок (И-ОТ-025-98);
– при проведении массовых мероприятий (И-ОТ-024-98);
– при перевозке воспитанников автомобильным транспортом (И-ОТ-026-098).

Первый день смены

Вот все документы готовы, и наступает долгожданный момент – открытие лагерной смены. Работа в лагере, так же как и в школе, осуществляется по определенному расписанию, проводятся различные мероприятия, экскурсии и т.п. Все это для удобства прописывается в программе лагеря. Из всех шестнадцати дней смены только девять было отдано под проведение занятий. Соответственно первый и последний день смены имеют свои тонкости.
Первый день необходимо организовать так, чтобы ребята поняли, что им здесь очень интересно. Поэтому после завтрака ребята отправляются со своими воспитателями в комнаты, отведенные для каждого отряда, где им предстоит в течение 45 минут выучить общелагерную песню, придумать название и девиз своего отряда. После этого все собираются на линейку открытия лагерной смены. Там проводится «эстафета зарабатывания баллов» в «Лабиринте знаний». После линейки все отряды отправляются на спортивную площадку, где проходят спортивные эстафеты.
Когда все задания выполнены, и мы отправляемся в актовый зал школы, где весь лагерь делится на две команды (четные и нечетные отряды). На сцене вывешено большое табло для организации творческой игры «крестики-нолики». От каждого отряда выбираются по два участника, из которых формируется команда из восьми человек. Командам предлагаются девять конкурсов. Та команда, которая лучше справляется с заданием, получает возможность поставить на игровом поле свой знак – крестик или нолик. Побеждает та команда, чьих знаков на поле будет больше. Но вот игра закончена, и весь лагерь отправляется на обед. После обеда итоговая линейка, после которой ребята едут в бассейн.
Вот так и пройден первый день. А следующий день уже начинается с учебных занятий. В любую неделю таких учебных дней три. Конечно, удобнее их чередовать с неучебными, в ходе которых проводится выездная экскурсия, большие праздники. Но иногда есть смысл поехать на экскурсию в тот день, когда в школе проводятся массовые экзамены в выпускных классах, ведь лагерь есть лагерь, а экзаменам нужна тишина.
Такой напряженный график продолжается до самого последнего дня. В последний день проводится конкурс ученических мини-проектов, происходит награждение наиболее активных участников лагерной смены, отряда-победителя, показывается итоговый ролик про жизнь в лагере.

Программа летнего профильного лагеря «Интеграл»

Данная программа участвует в реализации национального проекта «Образование». Она разработана в связи с необходимостью усиления внимания государства и общества, структур власти и бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации к организации оздоровления, занятости и отдыха детей в каникулярное время.
Форма реализации программы – проведение интенсивной профильной смены и организация проектной деятельности учащихся профильных математических классов школы № 1350; выявление, обучение, развитие и педагогическое сопровождение одаренных школьников общеобразовательных учреждений.

Задачи:
1. Вовлекать одаренных школьников в проектную, коллективную творческую деятельность.
2. Раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе потребностей.
3. Развивать у старшеклассников коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность. Учить уважать чужое мнение и отстаивать свое, руководить работой коллектива.
4. Организовать активный отдых школьников; укрепить физическое и духовное здоровья детей.

Основные направления при реализации программы:
1. Углубленное знакомство, раскрытие и изучение выбранной темы по предметным областям: математика, физика, информатика.
2. Организация проектной деятельности школьников в рамках изучаемого предмета и выбранной темы.
3. Вовлечение школьников в коллективную организаторскую, творческую деятельность при проведении досуга.
Первые два направления составляют суть профильной смены и реализуются непосредственно творческим коллективом учителей.

Формы работы:
– лекции;
– практические занятия – семинары;
– конкурс проектов;
– экскурсии;
– поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет;
– самостоятельная работа;
– коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия.

Основные принципы деятельностилагеря:
1. Безусловное уважение к личности каждого человека (и взрослого, и ребенка)
2. Равная для всех (и детей, и взрослых) ответственность за нарушения правил поведения.
3. Искреннее стремление к взаимопониманию между всеми участниками лагеря.

Контингент участников
В профильный лагерь приглашаются 120 учеников 5–8-х классов. Все участники разделены на 8 групп.
Для каждой группы будут прочитаны различные курсы по таким предметам, как математика, физика, информатика, а также проведены практические занятия по данным предметам, включая еще небольшой практикум по химии, биологии, географии и творческие занятия.
Кроме учебы, в лагере реализована обширная культурная программа. Проводятся различные творческие конкурсы, инсценировки, тематические дни, спортивные состязания и многое другое. Примерный список мероприятий:
– конкурс визиток;
– турнир эрудитов;
– конкурс «Великолепная семерка»;
– конкурс актерского мастерства;
– брейн-ринг;
– игра «Русское лото»;
– игра «О счастливчик!»;
– конкурс видео-клипов;
– концерт «Ромашка».
Также проходят спортивные соревнования по волейболу, футболу, настольному теннису, шашкам, шахматам, вышибалам, веселые старты, спортивно-туристические эстафеты и посещение бассейна.

Распорядок дня в лагере
8.30–9.00 – планерка педагогического состава, решение организационных вопросов, планирование работы на день.
9.00–9.15 – лагерная линейка.
9.20–09.35 – завтрак.
09.45–12.00 – проведение тематических занятий по предметам.
12.00–13.00 – творческие или спортивные мероприятия.
13.05–13.25 – обед.
13.30–13.45 – лагерная линейка.
14.00–15.00 – бассейн.

Игра «Путешествие по лабиринту знаний»

Каждый человек, особенно ребенок, вне зависимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь возможности для них. Международная Конвенция о правах ребенка закрепляет право детей на игры. Игры обусловливают физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.
Детские оздоровительные центры, в сущности, до сих пор во многом продолжают практику школы – те же праздники, те же линейки, конкурсы. А игра, особенно сюжетно-ролевая, является формой работы, наполненной новым содержанием.
Все дети, посещающие профильный лагерь «Интеграл», становятся участниками игры-путешествия «Лабиринт знаний». За 16 дней смены ее участникам – командам путешественников (отрядам) – предстоит, используя свои знания, пройти вместе со своими воспитателями – Мастерами знаний – различного рода испытания, которые приготовили для них Верховный судья (начальник лагеря) и Мудрец лабиринта (старший воспитатель).
Пройдя обучение у Мастеров знаний, участвуя в различных состязаниях и соревнованиях, путешественники смогут разгадать тайну великого математика Пифагора и найти сокровища, спрятанные тысячи лет назад. В ходе обучения и соревнований путешественники получают баллы, которые помогут им найти сокровища. По прошествии четырех дней баллы, набранные отрядами, суммируются и вывешиваются на карте лабиринта.
В конце смены лучшие участники будут удостоены звания «Знаток лабиринта», а лучшая команда путешественников, прошедшая «Лабиринт знаний», сможет найти сокровища Пифагора.
Заработать баллы в «Лабиринте знаний» можно:
– за хорошее дежурство по лагерю: уборка территории, дежурство в столовой и т.д. (максимум – 30 баллов);
– за активное участие во время занятий у Мастеров знаний (максимум – 12 баллов в день);
– за победу в творческих и спортивных мероприятиях: 1-е место – 25 баллов, 2-е место – 20 баллов, 3–4-е места – 15 баллов.
За нарушение режимных моментов на группы путешественников Верховным судьей и Мудрецом лабиринта могут быть наложены штрафные баллы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
– обеспечить интересный незабываемый отдых 120 детям и подросткам, в том числе ребятам из малообеспеченных и социально незащищенных семей;
– приобрести детям и подросткам новый социальный опыт;
– создать новое направление в работе школы, реализующее непрерывное развитие личности ребенка при взаимодействии процессов оздоровления, обучения, воспитания, физического совершенствования, а также социопсихологической поддержки.

Фото автора

TopList