Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Личный опыт

Иногда жизнь сама подсказывает идеи, которые не приходят нам в голову. Каждое из трех событий, произошедших в калужской школе, можно взять на вооружение – как вариант для внеклассной работы, модель для проведения социальной акции.

Маргарита Ракова ,
учитель физики и классный руководитель,гимназия № 19, г. Калуга

Инициатива не наказуема?!

Когда есть пространство для детской инициативы и заинтересованность в ней педагога, дети нередко сами открывают возможности социальной помощи. Радость тех, кого они смогли поддержать, становится для них лучшим подарком.

Класс ремонтировали тайно

Первую самостоятельную социальную акцию мои ребята провели в 6 классе. Мебель, стенды, цветочные горшки – все в нашей клас­сной комнате было разномастным. Я порой сетовала: все, мол, в классе функционально, но не хватает времени «эстетику навести». И тогда дети решили своими силами обустроить кабинет. Для того чтобы порадовать меня, эту акцию они проводили втайне и совершенно самостоятельно.
Ребята заранее провели все замеры, составили план работы, изыскали средства, закупили все необходимое и распределили обязанности. В день, когда меня не было в школе, все дети остались после уроков и трудились до самого вечера, как пчелки. Откручивали дверцы шкафов, обклеивали их пленкой, вновь ставили на место; ремонтировали стенды, пересаживали цветы в новые горшки. Вечером им на подмогу пришли родители.
Утром я вошла в кабинет и ахнула: все стенды и встроенная мебель были одного цвета, растения стояли в одинаковых горшках. У доски же собрался весь класс. В их глазах был один-единственный вопрос: «Вам понравилось?». Этот детский подарок стал для меня бесценным.

Письмо с фронта

Вторая акция, родившаяся стихийно, превратилась у нас в традицию. В тот год, собираясь поздравлять ветеранов ВОВ с праздником 9 Мая, мы с ребятами неожиданно для себя поняли, что денег на покупку открыток в классной кассе нам не хватает. Выход из этой ситуации нашли сами дети. «Давайте мы поздравим ветеранов “фронтовыми треугольниками”!» – предложил кто-то из них.
Работа закипела. Одни складывали «треугольники», другие их разрисовывали, третьи писали поздравления, четвертые предложили написать еще что-то и о себе. Пятые эти поздравления доставили адресатам.
Тронутые вниманием и искренностью детей, ветераны решили разыскать ребят и лично поблагодарить их, поговорить с детьми, угостить их шоколадом. Для моих воспитанников эта встреча стала уроком доброты, памяти, ответственности.

Вся школа играла в лапту

В каждом учебном заведении есть свои традиции, любимые занятия. В нашей гимназии любимой традиционной игрой стала круговая и русская лапта. В свое время этой игрой ребят увлек педагог-организатор Сергей Геннадьевич Палочкин. С тех пор каждый год три недели в сентябре (пока погода позволяет) вся наша гимназия играет в лапту.
В пятом классе моих питомцев старшеклассники познакомили с правилами игры, и детвора ринулась в бой. Очень скоро ребята поняли, что только теории для победы мало, нужны тренировки со специалистами и знатоками этой игры. Свободного времени у старшеклассников не оказалось, поэтому все премудрости лапты дети постигали сами.
К концу шестого класса ребята стали асами. С ростом мастерства росло и желание научить этому других. Поэтому, став семиклассниками, ребята пошли к малышам и стали не только учить с ними правила игры, но и тренировать команды. Работа шла очень серьезно, строго по составленному графику. В итоге к началу соревнований пятиклассники и шестиклассники были готовы к борьбе. А в этом году мои воспитанники добровольно расширили круг своих дел. Часть ребят по-прежнему обучала малышей игре, часть осуществляла судейство, а кто-то готовил площадку к соревнованиям (расчерчивали линии).
В детях изначально заложено желание помогать и делиться своими умениями. Надо только суметь поддержать его.

TopList