Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Идеи. Каникулы

Разве школа должна думать о том, как проведут лето ее ученики? Организация летнего отдыха, а уж тем более лагеря, – забота системы дополнительного, а не основного образования!
Так рассуждают многие, но совсем по-другому относятся к этой проблеме в Школе самоопределения. Экспедиции, походы, образовательные путешествия, летний и зимний лагеря там давно стали обязательной частью всей образовательной системы. При их организации и проведении учителя Школы самоопределения используют те же принципы, что и во время всего учебного года.

Юлия Грицай ,
генеральный директор Школы самоопределения

Организация летнего лагеря

Лагеря являются очень важной частью жизни школы, так как дают возможность не только активно и творчески насыщенно отдохнуть детям во время летних и зимних каникул, но и позволяют решать множество педагогических задач. Так, именно в этих лагерях много лет назад впервые стал зарождаться демократический уклад жизни школы, начали действовать законы, принимаемые общим сбором. Именно в лагерях впервые появился опыт договоренности об определенных правилах совместной жизни в коллективе. Например, «Закон о чести и достоинстве граждан» впервые рассматривался и разрабатывался на общем сборе в одном из летних лагерей.
Важно, чтобы события лагерной жизни не планировались только педагогами, а разрабатывались общими усилиями всех его участников – детей, выпускников школы и педагогов. Другими словами, дети здесь не только участники процесса, но в первую очередь его организаторы.
В этой статье я попробую описать и проанализировать опыт, накопленный коллективом нашей школы при работе с разновозрастными группами в летних лагерях школы. Я считаю, что разновозрастное взаимодействие в рамках этих лагерей является одним из важнейших средств для становления субъектной позиции как у детей, так и у педагогов.

Проблемы организации школьных лагерей

При нашей школе уже более двадцати лет организуются детские лагеря, основанные на разновозрастном взаимодействии. За это время неоднократно менялась структура лагеря, его направленность, партнеры и места проведения, а также и сами организаторы. Основным организационным ядром этих лагерей являлась постоянно обновляющаяся команда выпускников и педагогов школы. Иногда в состав этой команды входили и родители учеников.
Раньше структура лагеря была другой, нежели сейчас. Весь коллектив лагеря разбивался на разновозрастные бригады по 12–15 детей. На каждую бригаду выделялось 2–3 педагога (чаще всего в этой роли выступали выпускники школы). В каждой бригаде действовал бригадир (ребенок, выбранный на бригадном сборе сроком на 3–4 дня). Также из числа детей на общем сборе выбирался командир лагеря. Из начальника лагеря, командира и бригадиров-выпускников формировался совет бригадиров, осуществляющий основные управленческие функции.
Первое время лагеря являлись трудовыми и проводились на территории Подмосковья. По этой причине большая часть времени проходила за работой на колхозных полях.
Потом ситуация изменилась. Летние лагеря стали проводиться в Крыму, и постепенно в жизни лагерей стала преобладать творческая и театральная деятельность. Соревновательность между бригадами, которая ранее была выражена в сельскохозяйственной деятельности, вылилась на сцену. Каждая бригада за время отдыха должна была организовать для всех участников лагеря как минимум два мероприятия. Чаще всего механизм организации был такой.
В начале смены каждая бригада определялась, организатором каких дел или мероприятий она хотела бы стать. Далее список этих дел утверждался на совете бригадиров и на его основе составлялся календарный план жизни лагеря. Впоследствии каждая бригада детально продумывала выбранное ими дело (сценарий, содержание, оформление, форму, задания для других бригад).
В результате подобной структуры взаимодействия у детей и педагогов накапливался организаторский опыт, развивались творческие таланты. Таким образом, удавалось создавать ситуации успешности для многих детей, открывать в них новые способности. Важно, что в подобной деятельности большинство участников лагеря действительно становились субъектами происходящего, находились в активной, авторской позиции.
Однако со временем структура начала давать некоторые сбои и в какой-то момент введение новых форм в структуру организации лагерной жизни и изменение самой структуры стало назревшей необходимостью.
Эта необходимость, во-первых, определялась тем, что если смотреть на лагерь как на одну из давних традиций школы, то для продолжения жизни этой традиции формы ее организации должны время от времени меняться, рождая в этих изменениях интригу. Во-вторых, за период эволюции лагерей у детей и педагогов сформировался ряд стереотипов. По этой причине подход и отношение к различного рода деятельности внутри лагеря стал более формальным, а сам лагерь – менее «проживаемым». В-третьих, при существующей бригадной структуре лагеря сильно развился дух соревновательности между бригадами, а это начинало вступать в противоречие с целостностью и единством лагеря как временного детско-взрослого коллектива.
К этому моменту в жизни школы и существующих в ее рамках педагогических команд накопился богатый опыт организации ролевых образовательных игр, проживаний различных исторических эпох, проектной деятельности. Появилась возможность использовать и развивать этот опыт в системе школьных лагерей.
Все это и послужило толчком для разработки новой структуры лагеря. При этом мы ставили перед собой следующие задачи:
· Уход от сформировавшихся стереотипов лагерной жизни при сохранении условий для накопления у детей и педагогов разнообразного опыта.
· Снижение роли соревновательности в жизни лагеря через замену соревнований между бригадами постоянного состава соревнованиями между временными группами, создающимися на небольшой срок.
· Переход к коллегиальной системе управления лагеря.
· Введение тьюторской системы индивидуальной поддержки детей педагогами лагеря.
· Использование в системе лагеря опыта проектной деятельности разной направленности, накопившегося в школьной жизни.

Новая структура организации жизни лагеря

Итак, структура нового лагеря предполагала наличие трех проектных групп. В состав каждой группы входили руководитель группы, 3–4 педагога из числа выпускников и учителей школы, 25–27 детей (с 7-го по 11-й класс).
У каждой проектной группы был свой проект, нацеленный на организацию жизни всего лагеря. Темы и направления проектов выбирались и утверждались еще в Москве при подготовке к лагерю. На «царствование» каждой группы в календарном плане лагеря выделялось 4 дня.
Во время этого «царствования» перед группой стояла задача: придумать и организовать в рамках лагеря четырехдневное тематическое проживание, в ходе которого весь лагерь смог бы разделиться на ролевые команды (оформители, ведущие, координаторы, актеры, команды технического обеспечения, гримеры, костюмеры и т.п.). Именно совместными усилиями этих команд должно было впоследствии создаться некое лагерное действо. При утверждении тем проектов мы старались сделать так, чтобы все они были разной направленности и учитывали разносторонние интересы и потребности детей. Так, например в 2007 году такими темами стали «Олимпиада», «Кинофестиваль» и «Историческое проживание». Кстати, исходя из направленности проекта перечень ролевых групп в каждом из них получался совершенно разным. Таким образом, дети и педагоги лагеря постоянно перемешивались и, кроме того, имели возможность реализовываться в разных областях деятельности.
Кроме проектных групп, в структуре лагеря появилась бригада хозяйственников, состоящая из трех выпускников-педагогов. Постоянных детей у них не было. Перед педагогами этой бригады стояла задача вовлечь в работу по организации быта лагеря, а также по техническому обеспечению лагерных мероприятий детей из разных проектных групп.

Изменения в лагерной системе самоуправления

В систему самоуправления также были внесены изменения. Первый день пребывания в лагере традиционно начинался общим сбором, на котором принимались основные законы жизни лагеря. В отличие от предыдущих лагерей, командир лагеря из числа детей на общем сборе не выбирался, им становился командир «царствующей» группы. Вместо совета бригадиров органом самоуправления стала «большая восьмерка», в которую входили:
– начальник лагеря;
– 3 руководителя проектных групп (педагоги);
– 3 командира проектных групп (дети);
– руководитель бригады хозяйственников (педагог).
Заседания «большой восьмерки» проводились по необходимости (минимум один раз в 3 дня) и были открытыми, то есть в них могли участвовать и дети, и педагоги, не входившие в основной состав «большой восьмерки». В период «царствования» постоянными участниками заседаний «большой восьмерки» становились еще и координаторы проекта.
Нужно отметить, что раньше в лагерях каждый вечер собирались педсоветы, на которых из детей присутствовал только командир лагеря. В новой структуре основную функцию педсовета взяла на себя «большая восьмерка». В большинстве случаев в заседаниях «большой восьмерки» участвовало большее количество детей, и они приходили туда по собственному желанию.
Педсоветы в новом лагере все-таки остались, но в другой форме.
Во-первых, еще с начала подготовки лагеря в Москве административную функцию взяла на себя коллегия, состоящая из руководителей групп, начальника лагеря и хозяйственников. Именно эта команда осуществляла постоянный мониторинг соответствия происходящего основной концепции лагеря. Эта группа вела и всю работу по составлению лагерной документации. В ее функции входила также работа по подбору, подготовке и курированию педагогических кадров. На заседании коллегии рассматривались и некоторые административные вопросы, которые раньше решались только начальником лагеря, что способствовало более разностороннему взгляду на проблемы. Каждый член коллегии брал на себя определенную роль, благодаря чему вся работа не сваливалась на одного человека.
Во-вторых, в лагере и при его подготовке часто собирались педсоветы внутри проектных групп. Такая организация взаимодействия среди педагогов способствовала их более конструктивному общению и отнимала у них меньше времени, что позволяло более плодотворно организовывать работу с детьми.
Нужно отметить, что каждый педагог, кроме начальника лагеря и хозяйственников, являлся тьютором 4–5 детей. Это позволяло осуществлять индивидуальную поддержку детей в условиях больших проектных групп. Координация тьюторской деятельности осуществлялась руководителями проектных групп и начальником лагеря.

Что может «близкий по возрасту»

Большую часть педагогического состава лагеря составляют выпуск­ники школы. Хотя они и не имеют педагогического образования, роль их в лагере очень велика. Я бы даже сказала, что не будь их в лагерной жизни, мы не наблюдали бы столь много положительных эффектов, связанных с приращениями детей. Это и неудивительно.
Детям хочется подражать взрослому подростку. Для них он более близкий и понимающий. С одной стороны – взрослый, с другой – друг. А.Н. Тубельский называл такой эффект «близкий по возрасту». «Близкий по возрасту» может то, чего не может учитель. С ним у ребенка не возникает потребности «играть в хорошего». В школе мы часто наблюдаем подобную ситуацию, когда ребенок на перемене и на уроке, перед глазами учителя, кардинально меняется. Меняется и лексика, и манера поведения. В этом чувствуется большая доля двуличия, которое мы сами, часто неосознанно, выращиваем и укрепляем. Когда в роли педагога – выпускник, мы имеем дело с ребенком таким, какой он есть на самом деле, без маски. В данном случае процесс формирования различного опыта у детей идет гораздо мощнее. А ребенок при этом видит, что интерес взрослых совпадает с интересом его предмета подражания.
В свое время Дж. Дьюи высказывал мнение о том, что склонность воспринимать незрелость как отсутствие зрелости, а рост – как нечто, заполняющее пробел между ними, связана с тем, что детство рассматривают не само по себе, а в сравнении со взрослостью. Мы считаем детство ущербным состоянием потому, что измеряем его взрослостью как нормой, а это фиксирует внимание на том, чего у ребенка нет и не будет до тех пор, пока он не станет взрослым (J. Dewey, 1934).
Это замечание представляется очень точным. Подросток-школьник на самом деле внутренне считает себя взрослым, он совершает поступки подобно взрослому. Педагог может стать значимой фигурой для подростка, если будет ему доверять, если они будут общаться на равных и иметь равные права, если они оба будут являться субъектами совершаемой деятельности.
Выпускникам школы гораздо проще и естественнее удается общаться на равных со старшеклас­сниками, чем взрослым и опытным педагогам школы. Им часто проще принять позицию ребенка, так как еще очень сильны воспоминания и ощущения себя в детстве. С другой стороны, они уже столкнулись с взрослой самостоятельной жизнью, поэтому склонны более глубоко и детально анализировать ситуацию, использовать опыт своей детской лагерной жизни. Кроме того, у них самих очень развита потребность в самореализации и чувство собственной значимости, что, как правило, является мощным мотивом к активной деятельности и проявлению инициативы.

Календарное планирование жизни лагеря

Раньше в наших лагерях наблюдалась чрезмерная насыщенность мероприятиями, которые проходили ежедневно, и при этом каждое новое лагерное дело не было похоже на предыдущее. С одной стороны, это во многом оправданно, так как при наличии в лагере большого количества подростков, активная деятельность должна постоянно присутствовать. С другой стороны, подобная насыщенность ведет к тому, что организуемые детьми дела не являются для них проживаемыми. Кроме того, момент последействия и рефлексии часто отсутствует или формализован.
В новой системе лагеря мы старались учесть это при составлении календарного планирования.
В результате получилась следующая схема (на примере летнего лагеря 2007 г.).

Первые 2 дняадаптационный период.
В этот период проходил общий сбор, принимались законы лагеря, проводились открытие лагеря и первые заседания проектных групп. Открытие готовилось силами всего лагеря под руководством инициативной группы.

4 дня«царствование» 1-й группы. Проект «Олимпиада».
В этом проекте доминировали различные спортивные состязания, игры и эстафеты. «Олимпиада» открывалась и заканчивалась театрализованными действами. Еще при подготовке к лагерю было решено, что этот проект должен реализовываться первым, так как именно в спортивно-игровом взаимодействии очень хорошо происходит процесс узнавания друг друга. Кроме того, подобные формы взаимодействия способствуют более быстрому формированию временного коллектива лагеря. При этом дети, которые не увлекались спортом, могли реализовать себя в командах болельщиков, в театрализованных действах, работая оформителями или осуществляя техническую поддержку. Да и сами игровые состязания по большей части не требовали от детей высокого уровня физической подготовки.

2 дняпереходный период, последействие и рефлексия.
В дни переходного периода проходили сборы групп с обсуждением предыдущего проекта и групповые «огоньки». Также в эти два дня устраивались походы и экскурсии, в которых принимали участие ребята из разных групп. При таком подходе не нарушалась целостность лагерной жизни и не возникало противоречий между поездками и процессом организации лагерных дел.

4 дня«царствование» 2-й группы. Проект «Кинофестиваль».
В этом проекте доминировали различные формы творческого взаимодействия. Организовывались кинокомпании, в которых дети выполняли роли сценаристов, режиссеров, менеджеров и т.д. Устраивались светские вечера и показы документальных и художественных фильмов (в форме театральных версий). Начинался кинофестиваль с открытия, на котором демонстрировались презентации фильмов, а также выбиралось жюри. На закрытии кинофестиваля вручались награды, которые, естественно, являлись продуктом творчества детей.

2 дняпереходный период.

4 дня«царствование» 3-й группы. Проект «Историческое проживание».
Проект был построен в основном на ролевых играх в форме «проживания» исторических эпох (первобытное общество, Средние века, новое время и современность) и соответствующих форм правления (монархия, демократическое общество, диктатура и освободительное движение). При этом в каждой эпохе действовали свои правила игры. В реализации данного проекта очень пригодился опыт образовательных игр, накопленный командами педагогов школы.

2 днязакрытие лагеря.
Последние два дня были посвящены подготовке и проведению закрытия лагеря и последним «огонькам».

Лагеря являются важнейшей традицией нашей школы. Благодаря им у педагогов школы есть возможность познакомиться с детьми в разнообразной деятельности, узнать их намного лучше и тем самым избавиться от различных стереотипов как в педагогической деятельности, так и в отношении детей. Многие дети благодаря лагерям приобретают опыт организаторской деятельности, позитивный опыт социального разновозрастного взаимодействия. Понятно, что идеальной образовательной системы не существует. Новая система лагеря, с одной стороны, помогла решить ряд проблем, существующих в лагерях. С другой стороны, она же породила и новые проблемы, которые необходимо решать в дальнейшем. Педагогика всегда была наукой, в которой больше вопросов, чем ответов. Именно поэтому так важно накопление разного опыта, создание определенной «копилки», которую можно использовать в процессе проектирования разнообразных образовательных условий и ситуаций.

TopList